Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

"Пятерку" себе никогда не ставлю

Интервью 25.11.2015 | 18:15
Виктор Бабарикин

Художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра Республики Беларусь Виктор Бабарикин стал фактически сразу после завершения Белорусской государственной академии музыки. Но одно дело — мечтать о создании оркестра из выпускников консерватории, и другое — эту мечту не просто воплотить, а выточить, чтобы без смущения сказать: "Я сделал это". Виктор Бабарикин за пройденные вместе с коллективом 13 лет работы не краснеет, хотя убежден, что учиться еще и учиться и ему самому, и музыкантам.

— Виктор Владимирович, оглядываясь на прожитые последние тринадцать лет, как бы вы их оценили?

— Без преувеличения, это годы  напряженных творческих исканий, потому что мы переиграли, нельзя сказать, что всю музыку, но затронули практически все жанры. Мы исполняли и венскую классику (Моцарт, Бетховен), и итальянскую (Вивальди). Много работали в жанре камерной музыки. Весь наш творческий путь можно проследить на Ютьюбе, где размещены наши записи. Президентский оркестр, считаю, хорошо о себе заявил, потому что была возможность работать со многими артистами. Не скрою, если сегодня кто-то из иностранных или российских музыкантов едет в Беларусь, он знает, в исполнении какого оркестра будет качественная музыка, знает наши возможности. Поэтому если говорить об оценке, то тринадцать лет мы двигались в правильном направлении, искали и нашли свое лицо. Президентский оркестр — это эстрадно-симфонический коллектив. За эти годы мы создали свою консерваторию и обучаемся все вместе. Многие ребята из нашего коллектива нашли себя в других оркестрах в России, за рубежом. Но все вспоминают свой первый оркестр, где занимались любимым делом. Ушло ребячество, сейчас к молодости и энергии прибавился опыт.

— А совсем недавно ваш оркестр стал заслуженным коллективом. Это звание становится стимулом или, наоборот, расслабляет?

— Конечно, служит стимулом для артистов. Ведь не только материальное, но и моральное удовлетворение от работы нужно получать. Очень важно, чтобы награды приходили вовремя, когда человек двигается, растет, стремится к достижению профессиональных высот. Это нужно сейчас, когда идет поиск, когда делаются новые программы, организуются выступления с разными артистами. Каждый музыкант понимает, что важно качество исполнения музыки, все должно быть сыграно по-честному и чисто интонационно, что  главное в оркестре — это уровень. Поэтому стремления молодых, мне кажется, необходимо поддерживать. Потом, когда уже коллектив умудренный опытом, наверное, такое признание не так нужно.

— Как часто вы ставите себе "пятерку"?

— Себя на отлично я никогда не оцениваю. Бывает, что-то удается. Но дирижер не может один существовать, без музыкантов он неинтересен. Иногда оркестранты его просто терпят. Это, конечно же, отражается на результате. Мне очень повезло с преподавателем, я учился оперно-симфоническому дирижированию у известного маэстро, народного артиста России Геннадия Пантелеймоновича Проваторова. Он очень чувствовал артистов, разработал систему, которая позволяет комфортно сотрудничать с музыкантами. В частности, я пользуюсь советом не останавливать музыкантов, пока они не доиграют произведение до конца, лишь после его завершения обратиться конкретно к каждому со своими пожеланиями, замечаниями. Все время учусь у других дирижеров.

Например, у великолепного Александра Анисимова. Это огромное счастье, что есть такой мастер, у которого можно поучиться на репетициях. У него такая мануальная техника! В эстраде это не так важно, а в симфонической, оперной музыке имеет огромное значение. В Беларуси много интересных дирижеров: Андрей Галанов, Вячеслав Чернухо, Андрей Иванов и другие.

— Как вам работалось с другими коллективами?

— Я рад, что имею возможность работать как приглашенный дирижер. Это очень ценный опыт, проверка себя. Случается по-разному. Бывает, что неплохие музыканты в оркестре, но плохая организация. Например, нет элементарных вещей, начиная от света и заканчивая тем, что не роздан нотный материал. Конечно, это мешает работать. Но нужно, чтобы к приходу главного солиста все было готово, четко работало. В такой неординарной ситуации чувствуешь себя заброшенным в море: выплывешь—не выплывешь. Поэтому надо быть в материале, знать каждую ноту в партитуре. И нужно найти контакт с коллективом. Это у себя ты главный дирижер, руководитель. А другим музыкантам все равно, они даже не интересуются, кто ты и откуда. Уже только после концерта посмотрят в интернете и говорят: "А, так у вас прекрасный оркестр".

Нелегко, и когда сотрудничаешь с сильным коллективом. В этом случае трудность другого плана: большое уважение к людям, которые перед тобой, и ты чувствуешь, что эти музыканты на пять голов тебя выше. Нужно им соответствовать. Огромное удовольствие работать с оркестром московского Дома музыки, с оркестрами филармонии в Красноярске и Омске. Когда сотрудничаешь с такими коллективами, напитываешься энергией, делишься потом полученным опытом со своими музыкантами.

Но случается и так, что оркестр не принимает дирижера, не хочет идти на контакт. Была у меня такая история. Я работал с музыкантами солидного возраста. Вижу, с моим жестом не совпадет звуковая отдача, звук приходит не от моего посыла. Оказалось, дирижирует скрипач. Я обратился с просьбой позволить мне работать. Они мне дали возможность подирижировать. Немножко. Но на следующей репетиции уже проблем не возникло.

Бывают коллективы такие — сами с усами, музыканты играют,  и им не важно, кто там за пультом, поэтому молодым особенно тяжело. Скажем так, авторитет дирижера невелик или его не увидели за пультом. Были и ситуации, когда мне давали чужой оркестр на четыре часа. В двенадцать часов ты встаешь за пульт, а в семь вечера уже концерт. Очень экстремально. Но такие непростые случаи закаляют.

— И тем не менее молодой дирижер выступает на концерте мировых  звезд, чьи имена вызывают трепет и благоговение: Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Алессандро Сафина.

— Это отличная школа. Я могу сказать, что учился и учусь у Хворостовского, у Каррераса определенным музыкальным вещам. Потому что за допущенную ошибку можно больно получить. Если вдруг что-то не так, менеджеры разделаются с дирижером очень быстро. У тебя нет выбора, ты должен прийти подготовленный, и оркестр должен играть превосходно. Оперный певец, который работает с разными дирижерами, в разных оперных театрах — это сильный музыкант. Нужно быть в партнерстве, тандеме, чтобы исполнителю было комфортно. С Дмитрием Хворостовским у меня было всего три концерта, но и этого было достаточно, чтобы поучиться у него музыке, звуковедению фразы, пониманию, как дышит вокалист. У нас обоюдная симпатия с Алессандро Сафина, он прекрасный тенор. В первый раз певец приехал в Беларусь со своим оркестром и дирижером,  но я его менеджеру оставил запись нашего оркестра, после чего получил предложение выступить в качестве дирижера.

— Наверняка вы активный пользователь социальных сетей?

— Вести блоги или что-то такое в соцсетях нет времени. Но у меня есть страничка в Фейсбуке, потому что очень много музыкантов, композиторов, дирижеров таким образом общаются профессионально. Ты видишь, что делают твои коллеги, и это подстегивает, есть дополнительный стимул. Очень важно для творческого роста и развития знать, что делают другие дирижеры. И это хороший способ связи. Мы даже музыкальным материалом обмениваемся.

Жанна КОТЛЯРОВА,

Все интервью