Торговлю в сельской местности, особенно в малых населенных пунктах, где работа стационарных объектов экономически неэффективна, в последние годы постоянно лихорадит. Частник не спешит ехать со свежими продуктами к единичным покупателям, а потребкооперация по экономическим же причинам не в состоянии тянуть на себе большое количество убыточных объектов. Понятно лишь одно, что кто-то должен взять на себя заботу по доставке жителям глубинки жизненно важных продуктов. Как справляются с этой задачей в Минской области корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник главного управления торговли и услуг Минского облисполкома Наталья Суйкова.
- Наталья Анатольевна, каким количеством объектов представлена торговая сфера Минской области в целом?
- По оперативным данным, на территории Минской области торговое обслуживание жителей осуществляется посредством 13,5 тыс. торговых объектов, в том числе в сельской местности торговлю осуществляют 5514 стационарных объектов, а также 315 автомагазинов субъектов хозяйствования различных форм собственности. За первое полугодие 2024 года открыто 230 объектов, из них в сельской местности - 56.
- Как изменилась за последние годы сеть потребкооперации региона? Решена ли проблема насыщения ее объектов товарами повседневного спроса?
- Потребительская кооперация Минской области представлена районными потребительскими обществами Минского облпотребсоюза и его филиалами. Нужно отметить, что доля торговых объектов организаций потребкооперации, функционирующих в сельской местности Минской области, снижается. На сегодняшний день она составляет 8,7% от общего количества сельских торговых объектов всех форм собственности (481 объект), автомагазинов - 35% (110 автомагазинов). Например, пять лет назад доля составляла 19,9%. Вместе с тем потребкооперация по-прежнему сохраняет важную роль в обслуживании сельского населения.
Вопрос насыщения магазинов потребкооперации находится на контроле в Минском облисполкоме, проблемы, связанные с товарным обеспечением, которые возникали с учетом сложившегося состояния организаций потребкооперации, решаются. Принимаемые меры в отношении организаций потребкооперации, принятие Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 2024 года №309 "О поддержке организаций потребительской кооперации" позволят обеспечить стабильную работу организаций потребкооперации при осуществлении торгового обслуживания населения, в том числе в части товарного обеспечения.
- Наталья Анатольевна, как решается вопрос обеспечения жителей малых населенных пунктов продуктами и жизненно важными товарами?
- В рамках обеспечения надлежащего торгового обслуживания сельской местности проводится работа по возобновлению ранее закрытых торговых объектов потребкооперации посредством их продажи, передачи в аренду иным организациям, в том числе входящим в систему потребкооперации, имеющих благоприятное финансовое состояние и ресурсную базу, привлечения иных субъектов хозяйствования к открытию новых объектов на селе, организации работы дополнительных автомагазинов, осуществляется корректировка маршрутов движения автомагазинов с целью наиболее полного охвата. Так, например, в Вилейском районе продано субъектам хозяйствования 52 объекта ликвидированного Вилейского райпо, из них уже обеспечено функционирование 23 (44,2%), в Мядельском районе объекты Минского филиала Минского облпотребобщества переданы УП "Облкоопторг", ОАО "Минскагросервис", проводится аналогичная работа по передаче объектов Дзержинского и Логойского филиалов Минского облпотребобщества в Дзержинском и Логойском районах УП "Борисовская Горзаготконтора" (передано 23 торговых объекта), Копыльскому райпо (20 объектов), в 97 населенных пунктах, где работал один объект потребкооперации дополнительно организована работа автомагазинов и в шести открыты торговые объекты иных субъектов. Кроме того, организована работа девяти новых автомагазинов как по новым маршрутам, так и маршрутам, ранее обслуживаемых организациями потребкооперации, пересмотрено более 200 действующих маршрутов с включением обслуживания дополнительных населенных пунктов и садовых товариществ.
Меры, направленные на поддержку субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 года №42 "Об изменении Указа Президента Республики Беларусь", создают условия для дальнейшего развития такой деятельности на селе, как в уже действующих объектах, так и стимулируют к созданию новых. Так, например, в текущем году в сельской местности уже открыто 56 торговых объектов, что больше порядка на 17% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем оценить влияние данных мер в более полном объеме мы сможем по итогам года, после вступления в силу перечней населенных пунктов Минской области, подпадающих под действие Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 года №345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (вступают в силу с 1 октября 2024 года).
- Одним из способов поддержки индивидуальных предпринимателей, желающих работать, оказывая услуги на селе в сфере торговли и общепита, является реализация им земельных участков. Есть ли практика применения такого опыта в Минской области?
- Еще одним направлением развития торговли в Минской области является предложение субъектам хозяйствования земельных участков и мест для размещения (строительства) стационарных и нестационарных торговых объектов. Такая работа районами проводилась и ранее, но она активизирована в этом году.
Сформировано 33 земельных участка под размещение стационарных объектов торговли, общественного питания с учетом возможности подключения к электро-, водоснабжению, отдельных - к газоснабжению. В разработках районов таких участков больше, они предлагаются заинтересованным и в случае востребованности их оформление будет завершено.
По информации районов в текущем году уже состоялось 9 аукционов по предоставлению земельных участков в сельской местности.
Кроме того, с целью организации дополнительного торгового обслуживания на территории сельской местности в настоящее время в 461 населенном пункте на землях общего пользования определено 606 мест (площадок) под размещение нестационарных торговых объектов - павильонов, киосков, палаток и иных объектов разносной торговли. Они предоставляются как посредством проведения аукционов (порядка 6,7% от общего количества), так и без аукциона. Востребованность в данных местах имеется - 52,5% от общего количества занято под размещение нестационарных объектов, как постоянно действующих, так и сезонных.
- Наталья Анатольевна, не исключено, что в Минской области есть свой уникальный опыт повышения качества торгового обслуживания населения в малых городах и на селе?
- Одной из значимых мер по повышению качества обслуживания на селе в текущем году в Минской области является привлечение к обслуживанию в районах, где оно осуществлялось в основном организациями потребкооперации, сельхозорганизаций, предприятий перерабатывающей промышленности, а также предприятий коммунальной формы собственности путем организации работы автомагазинов и оказание им финансовой поддержки на приобретение таких автомагазинов: КУП "Содружество", ОАО "Минскоблагросервис" - для организации работы автомагазинов в Вилейском (2) и Мядельском районах (2), ОАО "Крутогорье - Петковичи" (2) - в Дзержинском.
Также для дальнейшей организации работы в сельской местности ОАО "Агрокомбинат "Дзержинский" приобретено за счет собственных средств два автомагазина, ОАО "Столбцовский мясокомбинат" - один автомагазин.
В Минской области данными автомагазинами планируется охват торговым обслуживанием более 15% сельских населенных пунктов Дзержинского, Мядельского, Вилейского, Столбцовского районов, в том числе, где отсутствуют стационарные торговые объекты. Проводимая работа показала положительные результаты, позволила снять острые моменты по качеству торгового обслуживания и будет продолжена в перспективе.-0-