Оружие в законе
Поправки в законодательство об оружии призваны повысить безопасность и устранить дискриминационные моменты
Не так давно Палата представителей приняла в первом чтении проект закона Беларуси "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности". Одно из предлагаемых новшеств - это более либеральный подход к тем владельцам оружия, которые совершили административные правонарушения. Лишать права на ношение и приобретение оружия планируется только за определенные "административки". Против этого положения особых возражений ни у кого нет. Однако что касается других моментов, то с ними в белорусском парламенте согласны далеко не все. Возможно, поправки во втором чтении будут приняты в несколько ином виде. Об этом законопроекте корреспондент БЕЛТА побеседовал с депутатом Олегом Котом, который входит в Постоянную комиссию по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Беларуси.
- Какие преимущества предлагаемые поправки в законодательство об оружии дают любителям охоты?
- Изменения и дополнения, которые уже приняты в первом чтении сокращают список причин, по которым человеку могут запретить ношение оружия либо приобретение оружия и боеприпасов. Я имею в виду перечень административных правонарушений. Сейчас можно лишиться права иметь оружие, если на владельца составлено два протокола, например, за курение или купание в неположенном месте, за нарушение порядка декларирования доходов и имущества и так далее. То есть за нарушения, которые напрямую с оружием не связаны. Если же закон будет принят именно в том виде, который предлагается сейчас, то приобретать оружие нельзя будет, когда человек умышленно нанес телесные повреждения или совершил мелкое хулиганство. Конечно, в перечень нарушений входит и стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, которое не предназначено для стрельбы. То же самое с пьянством: попался на распитии алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо появился в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, сел за руль в таком виде - тогда никакого оружия. Еще иметь оружие не сможет тот, кто нарушил правила ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Но важно учесть, что запрет на приобретение оружия связан не только с "административкой". В законопроекте сказано, что нельзя покупать оружие и тому, кто имеет соответствующие заболевания и физические недостатки. Кроме того, запрет касается отбывающих наказание в виде лишения свободы или лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности.
- Получается, что егерь, по неосторожности наехавший на пешехода, который шел по обочине, уже не сможет заниматься своим ремеслом?
- Сейчас в таком случае, если водитель виновен в ДТП, разрешение на ношение и хранение оружия аннулируется, но через пять лет можно снова обратиться в органы внутренних дел. Законопроект предусматривает сокращение этого срока до трех лет. Кстати, в настоящее время такой срок установлен для юрлиц. Но вопрос со сроками мы будем еще детально обсуждать. Ведь того же егеря, если он по неосторожности сбил пешехода, могут освободить условно-досрочно, погасить судимость. Когда человек действительно своим поведением это заслужил, то судимость снимут и раньше, чем через три года. Получается, судимости уже нет, а запрет на оружие пока остался. Егерь же, как правило, не просто работа, а призвание...
- Какие требования выдвигаются по хранению служебного оружия егерей?
- Им предлагается хранить оружие в специальном служебном помещении. Однако оно может находиться, скажем, в 20 километрах от его дома. А если ночью где-то хозяйничают браконьеры? Получается, нужно сначала съездить за ружьем. Но нарушители, понятное дело, ждать не будут. Или другая ситуация: в деревне появилась, например, бешеная лиса. Люди обратятся к егерю за помощью. И что: лиса его будет ждать, пока он вернется с оружием? Участковые милиционеры тут вряд ли помогут, ведь у них нарезное оружие. К тому же пистолет, а не ружье. Попробуйте из него попасть в лису. Не так-то это просто... Так что в этом плане нужно еще обсуждать положения законопроекта.
- Действительно ли предлагается ужесточить ответственность за утерю оружия?
-Ряд депутатов настаивают на том, чтобы ужесточить ответственность за это. В 2011 году утеряно 56 единиц гражданского оружия - именно по вине владельцев. Никакой ответственности за это нет. Есть уголовная ответственность за утерю служебного оружия... Но ведь 56 единиц хватит, чтобы вооружить два взвода. И вы посмотрите, какие причины указывают владельцы: одни говорят, что ружье утонуло в реке, другие - потерял до или после охоты. Интересно, где и как человек поставил ружье в последнем случае? Дальше еще интересней: некоторые поясняют, что потеряли оружие при сборе грибов. Так что эти люди по грибы с ружьем ходят? Поэтому нужно ужесточить ответственность за утерю, чтобы владельцы серьезней относились к сохранности оружия. Это же не шутки.
- Для чего в проекте закона содержится норма, разрешающая лицам, уволенным из правоохранительных органов за нарушение дисциплины, работать в военизированной охране?
- Для начала уточним формулировку. Предлагается снять запрет на работу в военизированной охране бывшим сотрудникам судебных, налоговых и таможенных органов, а также прокуратуры, бывшим военнослужащим или экс-сотрудникам военизированных организаций. Мы предлагаем сделать по-другому - установить запрет на работу в военизированной охране тем, у кого аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия.
Упрощаются в проекте закона и требования к работникам охраны организаций, не имеющих права создавать именно военизированную охрану. Например, предлагается исключить требование, по которому охранники обязательно должны быть гражданами Беларуси.
- Иностранцам разрешат и получать право на приобретение и хранение гражданского оружия?
- Проектом закона предусмотрено предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, права на приобретение гражданского оружия и владения им.
Поправки содержат и другие защитные нормы. Например, в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений в сфере оборота оружия проектом закона запрещается оборот на территории Беларуси в качестве служебного и гражданского оружия огнестрельного оружия травматического действия и патронов травматического действия, огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом калибра более 9,3 мм, имеющего крепления для штыков (штык-ножей), а также ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в незачехленном виде, использование такого оружия в границах населенных пунктов вне стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов.
Суть поправок заключается в повышении уровня безопасности нашего общества и одновременно в устранении каких-то дискриминационных моментов.
Василий Малашенков