Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

О нововведениях в работе такси с 1 ноября рассказали в Транспортной инспекции

Интервью 30.09.2024 | 19:42
Юрий Костюк
Президент Беларуси 25 января подписал указ №32 "Об автомобильных перевозках пассажиров". Об основных требованиях, предъявляемых к перевозчикам, водителям и диспетчерам, влиянии указа на качество, безопасность и конкуренцию в сфере услуг такси в интервью БЕЛТА рассказал первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

- Юрий Константинович, расскажите, пожалуйста, какие нововведения предусмотрены указом Президента от 25.01.2024 №32 "Об автомобильных перевозках пассажиров"?

- Главное новшество указа - введение в действие государственного информационного ресурса "Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении". В него до 1 ноября должны быть включены сведения о диспетчерах, автомобильных перевозчиках, транспортных средствах и водителях.

- Какие требования предъявляются к перевозчикам, водителям и диспетчерам в соответствии с указом?

- Cущественных изменений требований к перевозчикам, транспортным средствам и водителям не произошло. Поэтому у автомобильного перевозчика, работавшего в рамках закона, сложностей со вступлением в реестр не возникнет.

При этом с вступлением в силу указа диспетчерские службы в обязательном порядке должны будут размещаться на территории Беларуси. Это позволит обеспечить защиту прав пассажиров.

Как новый указ Президента повлияет на качество услуг такси, рассказали в Транспортной инспекции

Также на территории нашей страны должны будут размещены информационные системы и ресурсы, которые используются для приема и передачи заказов. В первую очередь это связано с безопасностью персональных данных, которые обрабатываются с их помощью. Если диспетчер и его программное обеспечение находятся за пределами страны, то все обрабатываемые ими персональные данные утекают за границу.

Отдельно стоит отметить введение обязательной видеофиксации процесса перевозки пассажиров. Требование распространяется как на перевозчика, так и на его водителей. Необходимость данного нововведения связана с возникающими конфликтными ситуациями между водителями и пассажирами. В таких ситуациях сложно разобраться, потому что оценке подлежат только противоречивые показания сторон конфликта. При этом наличие средств видеофиксации будет дисциплинировать как водителей, так и пассажиров.

- Установлена ли стоимость включения в реестр?

- Размер государственной пошлины за включение сведений в реестр установлен приложением к указу. За включение сведений о транспортном средстве установлена пошлина в размере 2 БВ, о водителе - 1 БВ и о диспетчере - 100 БВ.

Также установлена пошлина за внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре: о транспортном средстве - 1 БВ, о водителе - 0,5 БВ, о диспетчере - 1 БВ.

Транспортная инспекция о новом указе об автоперевозках пассажиров: быть вне правового поля невыгодно

При этом указом предусмотрен трехмесячный период - с 1 августа по 1 ноября, - в течение которого сведения в реестр включаются бесплатно.

За нахождение в реестре периодическое внесение платы не потребуется.

- Какой орган будет управлять реестром? Какая информация будет в нем содержаться и для чего будет использоваться?

- Владельцем и оператором реестра является Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций.

Перечень информации, включаемой в реестр, определен постановлением Совета Министров от 1 августа 2024 года №565. В этот перечень включено все, что касается безопасности перевозок. Посредством реестра можно будет посмотреть, имеется ли у транспортного средства страховка и техосмотр.

Также можно будет изучить соответствие транспортных средств предъявляемым требованиям.

Таким образом, соблюдение практически всех требований мы сможем обеспечить без проведения контрольных мероприятий. То есть диспетчер либо перевозчик посредством реестра представит сведения о том, что они уже знают и выполняют необходимые требования. А мы только лишь с помощью программного обеспечения подтвердим данные факты.

К сожалению, результаты анализа заявлений на включение сведений в реестр, поступивших в течение первого месяца, показали, что не все перевозчики, а также диспетчеры знают, какие требования должны ими соблюдаться. В связи с этим мы ввели в практику дополнительные мероприятия по разъяснению заявителям, что необходимо скорректировать для включения сведений в реестр.

- Какая ответственность установлена за деятельность без включения в реестр? За какие нарушения из реестра могут исключить?

- Деятельность без включения сведений в реестр будет является незаконной предпринимательской деятельностью. Стоит отметить, что за многие распространенные нарушения нахождение субъекта в реестре будет сначала приостанавливаться. За продолжение деятельности после приостановления или за более грубые нарушения предусмотрено исключение из реестра. Полный перечень оснований закреплен п.п.2.7 и 2.8 указа.

- Как еще новшества в законодательстве повлияют на качество услуг такси?

- С 1 ноября начнет действовать норма, согласно которой перевозчик в обязательном порядке должен будет присваивать так называемый период активности. Он включает в себя режим эксплуатации транспортного средства и работы водителя. При этом если срок действия какого-либо документа, например о повышении квалификации, будет истекать, то программное обеспечение автоматически предупредит об этом заранее. Таким образом мы исключим нарушения, которые совершались неумышленно.

Более того, каждый диспетчер должен выгружать в реестр отчет о переданных заказах, в котором будет указываться дата и время его выполнения. Реестр в автоматическом режиме будет контролировать, мог ли субъект предоставлять эту услугу. То есть мы приходим к такому уровню регулирования транспортной отрасли, когда без проведения контрольных мероприятий можно видеть происходящую ситуацию и влиять на нее.

- Как нововведения повлияют на конкуренцию в сфере такси?

- К сожалению, ранее существовала ситуация, при которой быть добропорядочным перевозчиком было невыгодно. Законопослушный субъект не мог конкурировать со своими оппонентами, которые экономили деньги на безопасности: уклонялись от налогов, не ремонтировали транспортные средства, не проходили техосмотр, не страховались.

С учетом тех нововведений, которые приняты, оставаться вне правового поля станет невыгодно, так как основная масса заказов поступает посредством различных электронных приложений.

- Многих таксистов волнует тема прохождения обязательного повышения квалификации для включения в реестр. Расскажите, как выполняется это требование и какие возможности для повышения квалификации есть в нашей стране?

- В соответствии со ст.34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении" обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства.

Согласно пункту 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972, водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.

Указанное требование к водителям являлось обязательным с 2015 года, однако в массовом порядке не выполнялось автомобильными перевозчиками по причине наличия пробелов в законодательстве, обеспечивающих его исполнение.  

Зная о данных пробелах, некоторые автомобильные перевозчики с целью получения дополнительной выгоды организовали транспортную деятельность, игнорируя действующие нормы права. Выполнение перевозок сопровождалось заключением ряда мнимых либо притворных сделок. Например, вместо трудовых отношений с водителями массово заключались договоры подряда и договоры возмездного оказания услуг, вместо договоров перевозок - договоры аренды транспортных средств с экипажем.

В указанных обстоятельствах эксплуатация транспортных средств притворно осуществлялась водителями, а не юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подобные манипуляции позволяли практически безнаказанно продолжать предпринимательскую деятельность с систематическими нарушениями действующего законодательства, что отрицательно сказывалось на уровне квалификации водителей привлекаемых к перевозкам пассажиров.

Особое место в перечне условий, способствовавших совершению массовых нарушений, заняло отсутствие должной организации перевозок пассажиров со стороны диспетчерских служб. Диспетчеры зачастую умышленно осуществляли управление технологическим процессом перевозок с нарушениями требований законодательства. Заказы на перевозку пассажиров передавались водителям и на транспортные средства, не соответствующие требованиям законодательства. Во избежание пристального внимания со стороны контролирующих органов большинство перевозчиков и диспетчеров приняли решение "уйти в тень". Они убирали опознавательные фонари такси, оклейку с поверхности транспортных средств, не признавали статус диспетчера, не вели надлежащим образом учет заказов и не передавали их в полном объеме в налоговые органы.

С принятием указа данные пробелы в законодательстве были упразднены. При этом ряд субъектов транспортной деятельности, не принимая должных мер по устранению имевшихся ранее нарушений, продолжил работу, несмотря на тот факт, что нормами указа №32 был предусмотрен достаточный для этого период.

В настоящее время в Беларуси услуги по повышению квалификации водителей оказывают 32 организации - по категории В, 33 организации - по категории D.

Однако процесс устранения недостатков был начат автомобильными перевозчиками в массовом порядке только в августе 2024 года. Указанное обстоятельство необоснованно повлекло наличие очередей на курсы повышения квалификации водителей, а также повышение их стоимости. При этом указанные негативные последствия стали возможными исключительно по причине вышеуказанных недобросовестных действий.

БЕЛТА.-0-
Все интервью