Наука продавать
Беларусь к концу 2015 года увеличит экспорт высокотехнологичной продукции почти до $8 млрд.
Интеллект и инновации должны стать ведущей движущей силой экономического развития Беларуси на фоне дефицита природных ресурсов. Инновационный потенциал может ежегодно приносить стране десятки миллиардов долларов, однако пока он используется не в полную силу. Сможет ли Беларусь войти в число инновационных государств, станут ли отечественные инновации эффективными, какие прорывные научно-технические проекты будут реализованы в ближайшем будущем и смогут ли белорусские ученые и бизнес зарабатывать на интеллекте? На эти вопросы в преддверии Дня белоруской науки в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов.
- Игорь Витальевич, в прошлом году в Беларуси стартовала новая программа инновационного развития на ближайшие пять лет. Как вы оцениваете ее первые результаты?
- В 2011 году заказчиками госпрограммы по 24 важнейшим проектам обеспечен ввод в эксплуатацию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития страны и импортозамещающую направленность. Большинство этих проектов предусматривают организацию производства аналогичных импортируемым конкурентоспособных отечественных товаров и поставку их на внутренний и внешний рынки для снижения импорта и улучшения внешнеторгового сальдо. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции внедрены новые и высокие технологии, использовано прогрессивное оборудование, собственные сырьевые ресурсы.
К примеру, Министерством энергетики осуществлен ввод парогазовой установки на Минской ТЭЦ-5, что позволит экономить около 200 тыс.т условного топлива в год, а также вдвое уменьшить дефицит энергоресурсов областной энергосистемы. Концерн "Беллесбумпром" завершил техническое перевооружение и реконструкцию бумажной фабрики "Спартак", что обеспечит глубину переработки сырья на 100%. Министерство архитектуры и строительства модернизировало производство Светлогорского домостроительного комбината. Здесь завершен ввод бетоносмесительного узла, технологических линий по производству плит перекрытия, наружных и внутренних стеновых панелей для выпуска модернизированной серии жилых домов. Государственный военно-промышленный комитет по программе космического приборостроения завершил строительство корпуса для производства и испытаний специзделий, применяемых в космических аппаратах и наземных станциях слежения.
Концерн "Белнефтехим" реализовал несколько инновационных проектов, в том числе по производству высокооктанового компонента для улучшения качества автобензинов и приведения их в полное соответствие с европейскими экологическими нормами, строительству установки гидроочистки дизельного топлива, производству дизтоплива с низким содержанием серы и другими показателями качества, соответствующего европейским стандартам Евро-5.
Интересные проекты выполнены и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Так, на базе Парка высоких технологий открылся белорусско-индийский учебный центр. Его деятельность направлена на подготовку высококвалифицированных кадров в области информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вузов страны. Инфраструктура учебного центра включает учебно-практическую лабораторию в Парке высоких технологий, а также четыре региональных учебных центра на базе Гомельского, Витебского, Гродненского и Брестского государственных университетов. Все пять центров объединены в единый образовательный комплекс посредством системы видеоконференцсвязи. К преподаванию в центр привлекаются ведущие преподаватели Беларуси, Индии и других стран, специалисты крупнейших ИТ-компаний, образовательных и научно-исследовательских центров.
Серьезная работа проведена и по совершенствованию законодательства в области научной, научно-технической и инновационной деятельности. В прошлом году в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси приняты проекты законов "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности", новая редакция закона "Об авторском праве и смежных правах". Вышел указ Президента "О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности".
В Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения в части предоставления льгот по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на недвижимость для субъектов инновационной деятельности, инновационных и высокотехнологичных товаров. Для реализации указанных льгот Госкомитет по науке и технологиям в настоящее время разрабатывает указ "О формировании перечня инновационных товаров", постановление Совета Министров о мерах по реализации данного указа и постановление Совмина "Об утверждении перечня высокотехнологичных товаров Республики Беларусь".
И это только первые шаги на пути реализации новой программы инновационного развития. Ожидается, что ее выполнение будет способствовать переводу национальной экономики в режим интенсивного развития. К концу 2015 года доля инновационно активных организаций должна составить не менее 40%. Внутренние затраты на научные исследования и разработки увеличатся до 2,5-2,9% к ВВП. Объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции достигнет $7,9 млрд. Наша страна сможет войти в число наиболее конкурентоспособных государств мира.
- С ваших слов понятно, что достойный задел для рывка в инновационном развитии уже сделан. Какую долю на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг Беларусь может занять в будущем? Что необходимо для того, чтобы повысить интерес зарубежных потребителей к отечественной высокотехнологичной и наукоемкой продукции?
- Этот интерес может быть повышен на основе стратегии региональной ориентации. Ее суть заключается в поиске потребителей в развивающихся странах, регионах Юго-Восточной Азии, выходе на рынки Европейского союза, в том числе через сотрудничество со странами Балтии, а также на рынки Латинской Америки. При этом нужно сохранять и укреплять свое присутствие на рынках стран, с которыми у нас традиционно развиваются давние дружеские отношения. Главное для отечественных производителей - повышать потребительские качества белорусской продукции, научно-технические показатели, обеспечивать ее соответствие продукции мирового уровня.
Чтобы быть более привлекательными для потребителей, необходимо проводить и гибкую ценовую политику, активнее использовать современные формы расчетов (кредитование, лизинг), обеспечивать соответствие продукции заявленному качеству, техническим характеристикам, удовлетворять индивидуальные требования зарубежного заказчика. Большую роль в продвижении продукции играет работа товаропроводящей сети и наличие сервисных центров, серьезная материальная мотивация предприятий в развитии экспорта, активная работа маркетинговых служб, в том числе по поиску иностранных партнеров, подготовке презентационных материалов и коммерческих предложений на высоком уровне, разработке интернет-сайтов, особенно на иностранных языках, ведению рекламных кампаний.
В работе с зарубежными компаниями не стоит забывать и о принципах конкурентоспособной среды, а это значит в короткие сроки заменять некачественную продукцию и поставлять запчасти, выполнять контрактные условия поставок, реагировать на коммерческие запросы, проявлять высокую активность и оперативность при проработке встречных предложений зарубежных партнеров.
При выполнении всех этих условий Беларусь сможет максимально увеличить долю на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг.
- Беларусь выбрала курс на создание экономики знаний, неотъемлемой частью которой выступает повышение инновационной активности бизнеса. Можно ли ожидать появления новых стимулов для этого в ближайшее время?
- Инновационная активность бизнеса будет расти прежде всего на основе развития государственно-частного партнерства, расширения инновационной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса. Для государственного и негосударственного секторов экономики будут предоставляться равные возможности.
Серьезные шаги для стимулирования инновационной деятельности в Беларуси уже сделаны. В ближайшем будущем появятся и новые стимулы. Так, для развития бизнеса в инновационной сфере Государственным комитетом по науке и технологиям начиная с 2012 года планируется устанавливать долю средств, выделяемых из Белорусского инновационного фонда на поддержку проектов предприятий негосударственной формы собственности. В 2012 году она должна составить не менее 25% от общего объема финансирования проектов.
Предусмотрено преобразование Белорусского инновационного фонда в акционерное общество с функциями венчурного финансирования. Это позволит поддерживать за счет средств фонда венчурные проекты, прежде всего частных предприятий, привлекать на их реализацию деньги частных инвесторов и на софинансирование - частных венчурных организаций.
К развитию инновационных проектов будет активно привлекаться сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов "БАВИН", в том числе при подготовке нормативных правовых актов по венчурному финансированию. Предполагается, что некоторые проекты, поддерживаемые на начальной стадии "БАВИНом", на стадии внедрения в производство будут софинансироваться или финансироваться Белорусским инновационным фондом. Продолжится работа по развитию инфраструктуры инновационного бизнеса.
Для того чтобы повысить заинтересованность частных предприятий в участии в научно-технических программах, в Совет Министров внесен проект указа главы государства, предусматривающий возможность передачи в частную собственность результатов научно-технических программ (технологий, патентов, промышленных образцов и другой интеллектуальной собственности) при компенсации участником программы - частным предприятием средств бюджета из себестоимости продукции в течение трех лет. Этот проект обсужден с инновационными предприятиями частного бизнеса и положительно ими воспринят.
Прорабатывается вопрос более активного участия частного бизнеса в реализации межгосударственных инновационных программ: Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, совместных программ с Украиной и другими странами. Речь идет о межгосударственных программах по созданию оборудования для нефтегазовых компаний, скоростного городского и пригородного электротранспорта, дорожной, строительной, коммунальной, снегоуборочной техники и других.
Предложения по этим программам обсуждены с руководством Посткома Союзного государства, ЕврАзЭС, Минобрнауки России, Государственного агентства по вопросам науки, инновациям и информатизации Украины, руководителями отечественных предприятий.
Если говорить непосредственно о Государственном комитете по науке и технологиям, то сегодня пересматриваются составы общественно-консультативного совета при ГКНТ с увеличением доли представителей частного бизнеса. Наш госкомитет и его структуры активно взаимодействуют с общественными объединениями предпринимателей. Особое значение придается участию частных предприятий и предпринимателей в республиканском конкурсе инновационных проектов. Одним из стимулов участия в конкурсе является не только награждение его победителей призами, но и возможность реализации проектов за счет привлечения потенциальных инвесторов.
- Инновации невозможны без инвестиций, в том числе зарубежных. Планируется ли более широкое участие крупных зарубежных компаний в белорусских научно-технических проектах?
- В соответствии с госпрограммой инновационного развития в Беларуси будут реализованы крупные структурообразующие инновационные проекты в области информационно-коммуникационных технологий и космоса, фармацевтической промышленности, медицины, нефтехимической и химической промышленности, энергетики и энергосбережения, машиностроения и металлургии, строительства и промышленности строительных материалов.
Для выполнения инновационных проектов, безусловно, предусматривается привлечение технологий и иностранных инвесторов крупных транснациональных компаний, в том числе Huaway, Basf, Siemens, LTE, Nokia, Leica Geosystems AG, Federal Signal, Navistar, Jotun, Coomi и других.
Планируется создание и развитие совместных производств как в Беларуси, так и за рубежом, в том числе в Венесуэле, Китае, Саудовской Аравии и других странах. В Беларуси сформирована значительная группа предприятий, которые обеспечат переход на новые технологические платформы и производство новых видов продукции.
- Новые возможности для реализации крупных инновационных проектов откроет перед Беларусью совместный с Китаем индустриальный парк. Определена ли предварительная стратегия его развития? Какие научные направления здесь будут развивать?
- Деятельность парка будет направлена на развитие таких отраслей, как машиностроение, тонкая химия, биомедицина, бытовая техника и электроника и другие. Предполагается, что основными рынками сбыта производимой здесь инновационной продукции станут страны СНГ и Европы. Стоимость проекта оценивается ориентировочно в $30 млрд. Парк разместится на площади более чем в 80 кв.км. Будут созданы новые рабочие места. Здесь планируется сформировать необходимую инфраструктуру не только для организации самого производства, но и для размещения сотрудников парка. Ожидается, что на данной территории будут размещены не только китайские, но и европейские производители.
Для создания и развития индустриального парка будет учреждена совместная управляющая компания. Ее учредителями станут Китайская корпорация инжиниринга САМС и Управляющая компания холдинга "Горизонт". Последняя будет обеспечивать сопровождение инвестиционных проектов при их подготовке и реализации, оказывать инвесторам консалтинговые, юридические, маркетинговые услуги, а также услуги по разработке документов, необходимых для реализации проектов.
Любые компании, заинтересованные в создании и локализации производств на территории Таможенного союза, могут стать резидентами парка. Эти компании-резиденты получат льготы и стартовые привилегии. Для этого подготовлен и прошел межведомственное согласование в заинтересованных органах государственного управления соответствующий проект указа Президента. Согласно этому документу, планируется обеспечить для таких компаний льготный режим на первые 10 лет. До 2017 года предусматривается освобождение их ото всех налогов, после чего в течение 5 лет уплату налогов они будут осуществлять по ставке 50% от действующего налогообложения. По истечении 10 лет вновь зарегистрированных резидентов планируется в течение трех лет освобождать от налогов, после чего еще три года налоги они смогут вносить по ставке 50%. В целом срок преференциального режима оценивается в 30 лет.
Расскажу еще об одном преимуществе работы в парке, которое затрагивает систему административных процедур. Ожидается, что на территории индустриального парка администрация будет работать по принципу "одна станция", где можно будет получить все разрешительные документы на ведение хозяйственной деятельности, а также разрешения на проектирование, строительство и другие экспертизы.
- Сегодня большей отдачи от белорусской науки ожидает такая отрасль, как фарминдустрия. Для вывода ее на качественно новый уровень в стране запланировано создание "Белбиограда". Как вы оцениваете перспективы формирования такой структуры, будут ли привлекаться в проект крупные зарубежные инвесторы?
- В соответствии со стратегическим замыслом проекта, "Белбиоград" - это многофункциональный научно-технологический парк в области фармацевтики, нано- и биотехнологий, призванный обеспечить высокий уровень конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке нанобиофармацевтической продукции, произведенной на территории Беларуси.
Проект направлен, в частности, на создание благоприятной институциональной среды и привлечение стратегических инвесторов из числа профильных компаний ЕС, России, Китая, Индии, Кубы и других стран для реализации на территории Беларуси инновационных проектов, обеспечения широкомасштабного трансфера современных знаний и технологий в области фармацевтики, нано- и биотехнологий, микро- и наносистемной техники из-за рубежа. Выполнение проекта поможет укрепить экспортный потенциал Беларуси, будет содействовать формированию развитой материально-технической базы инновационной инфраструктуры в области нано- и биотехнологий, развертыванию и развитию национальной нанотехнологической сети Беларуси.
Проект также призван стимулировать отечественные исследования и разработки в области фармацевтики, нано- и биотехнологий, микро- и наносистемной техники, организацию продуктивного сетевого взаимодействия учреждений образования и науки, организаций здравоохранения и реального сектора национальной экономики в сфере трансфера и коммерциализации инноваций в указанных отраслях.
- Современную науку трудно представить без риска. "Подушкой безопасности" в таких случаях выступает венчурное финансирование, которое дает возможность ученым выполнять уникальные, но вместе с тем рисковые проекты. Изменятся ли подходы в организации венчурной деятельности в нашей стране?
- Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН затрагивают ряд проблем инновационного развития Беларуси. Они касаются также и вопроса определения "риска" в научных исследованиях, выполняемых за счет бюджетных средств. По мнению экспертов, на основе зарубежного опыта действенным способом решения этого вопроса является введение механизма венчурного финансирования. Его использование в Беларуси регулируется указом Президента от 25 марта 2010 года №252, а также предусмотрено проектом закона "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь".
Для венчурных проектов, финансируемых через Белинфонд, выделяются определенные средства, разработаны нормативные и методические материалы. Налаживаются связи с негосударственными частными структурами венчурного типа в стране и за рубежом.
К слову, в феврале 2011 года Белинфондом с предприятием РУП "КБТЭМ-ОМО" был заключен договор на выполнение проекта по организации и освоению в производстве установки ремонта фотошаблонов ЭМ-5131. Разрабатываемый вид продукции относится к пятому технологическому укладу. Соотношение цен на отечественные и зарубежные товары подобного типа позволяет достичь предприятию рентабельности в 30% и более. В приобретении данной продукции уже заинтересованы более 10 зарубежных организаций, в том числе из России, Кореи, Китая, Германии.
В течение года в Белинфонд поступали заявочные материалы и по другим проектам, которые можно отнести к венчурным. К примеру, РУП "Интеркапс" подготовило проект по организации фармацевтического производства лекарственного препарата под маркой "Экватор" на базе УП "Минскинтеркапс". Речь шла о создании современного производства совместно с венгерским и словацким партнерами. Однако из-за реорганизации концерна "Белбиофарм" проект был отложен. Сейчас его разработка продолжается с участием российского партнера в области клеточных технологий.
В 2011 году подготовлен проект указа, предусматривающий дальнейшее развитие механизма венчурного финансирования. Президент поддержал предложение о создании совместного российско-казахстанско-белорусского венчурного фонда, который будет функционировать в рамках стран ЕврАзЭС. Его главной задачей будет реализация инновационных проектов, выполняемых в интересах трех стран.
- Планируется ли дальнейшее совершенствование законодательной базы для более активного создания и внедрения в производство инновационных решений?
- Безусловно. Госкомитет по науке и технологиям подготовил целый пакет предложений в проекты нормативных правовых актов на 2012-2015 годы, направленных на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской инициативы и инвестиционной деятельности в Беларуси. Среди них - внесение изменений и дополнений в закон "Об основах государственной научно-технической политики", за счет чего планируется установление дополнительных налоговых льгот для организаций, осуществляющих инновационную деятельность; внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, что обеспечит более четкое регламентирование отношений по использованию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ между заказчиком и исполнителем; внесение изменений в Таможенный кодекс Беларуси от 4 января 2007 года, благодаря чему планируется предоставление льгот по таможенным платежам при ввозе на территорию Беларуси технологического оборудования для организации и развития субъектов инновационной инфраструктуры.
Мы инициировали также внесение изменений и дополнений в указ Президента от 3 января 2007 года №1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры", в рамках которого предусматривается расширение возможностей для приобретения статуса резидентов технопарка, предоставление права субъектам инновационной инфраструктуры сдавать площади в аренду нерезидентам при условии, что они обеспечивают деятельность резидентов, освобождение в течение первых трех лет деятельности субъектов инновационной инфраструктуры от налога на недвижимость и налога на землю.
Помимо этого мы предложили подготовить проект законодательного акта о внесении дополнений в указ Президента от 23 октября 2006 года №631 "О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов". За счет этого планируется создание самостоятельных структурных подразделений по вопросам инновационного развития в местных исполнительных и распорядительных органах.
Развитие получит и законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Запланирована его гармонизация с законодательствами основных геополитических и экономических партнеров Беларуси, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений государств, в частности соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
- Какие возможности открывает для белорусских ученых вхождение нашей страны в Единое экономическое пространство?
- Здесь можно вспомнить лозунг "ЕЭП - Союзное государство: не вместо, а вместе". В связи с развитием процессов евразийской интеграции все чаще стал возникать вопрос: а не растворится ли Союзное государство Беларуси и России в ЕЭП? Вполне убедительно на него ответил Президент: Единое экономическое пространство, которое мы формируем, и Таможенный союз еще далеки от степени интеграции Союзного государства.
Достаточно сказать, что, когда формировалась нормативно-правовая база Таможенного союза, а потом Единого экономического пространства, кое-что было взято из опыта работы в Союзном государстве. Вместе с тем не исключается, что проект Союзного государства может раствориться в ЕЭП, если остановится в своем развитии.
В Таможенном союзе и ЕЭП идет гармонизация национальных законодательств в сфере охраны интеллектуальной собственности, авторского права, товарных знаков. Это открывает новые перспективы инновационного сотрудничества в ЕЭП. Вхождение в него позволит объединить в рамках совместных научно-технических, инновационных и инвестиционных проектов интеллектуальные усилия и научно-производственный потенциал трех стран - Беларуси, России и Казахстана, что, безусловно, будет отвечать их интересам. Реализация совместных проектов поможет решить не только исследовательские, но и важнейшие социально-экономические задачи, которые стоят перед нашими государствами.
Сегодня инновационная продукция может беспрепятственно передвигаться в рамках различных проектов по территории Таможенного союза. Формирование общего рынка научно-технических разработок в Едином экономическом пространстве, а затем и Евразийского экономического союза позволит снизить трансакционные издержки и откроет новые возможности для технологического развития.
Снятие таможенных барьеров значительно расширит перспективы сотрудничества, основанного на общих правилах торговли и единых принципах государственной политики в области развития конкуренции. Получение выгоды от деятельности Таможенного союза зависит и от дополнительных мер технологической модернизации, что должно повысить долю высокотехнологичных товаров во взаимной торговле.
Ольга БЕЛЯВСКАЯ,
БЕЛТА.