Надя Мисякова "раскрасит" голосом финал детского "Евровидения-2014"
Василий Сеньков уже 40 лет учит петь. Впрочем, просто сказать учит - мало. Живет этим. Столь высокая самоотдача не напрасна. Его стараниями белорусская сцена получила Инну Афанасьеву, Ирину Дорофееву, Петра Елфимова, Венеру. Наталья Подольская тоже вышла из класса Василия Сенькова. А сегодня под руководством педагога с большой буквы зажигаются новые звездочки. И среди них - Надежда Мисякова, чью белорусскоязычную песня "Сокал" совсем скоро услышит европейский зритель. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с учителем белорусской конкурсантки детского "Евровидения-2014" о восходящей звездочке и его методике "коробка красок".
- Василий Георгиевич, педагогами рождаются или этому можно научиться?
- Ими рождаются. Нужно любить детей, чувствовать, что следует дать конкретному ребенку. Формальный подход к работе в этом случае проигрышный и для учителя, и для ребенка. Педагог - не тот, кто умеет сам что-то делать, а тот, кто может гордиться числом учеников, выбравших музыку своей профессией.
- Знаю, что даже перед самым отъездом на Мальту вы давали уроки ученикам. Никто не хотел потерять часы.
- Да, 7 ноября у меня был полноценный рабочий день, в половину десятого вечера освободился. А улетала белорусская делегация назавтра среди дня. Так что я едва успел побросать в чемодан вещи, даже фотоаппарат второпях забыл.
Я люблю работать с детьми. Бывало и так, что супруга советовала поставить в музыкальной школе раскладушку: зачем время терять на возвращение домой. Но это раньше, когда, еще будучи в Могилеве, создал студию "Радуга". Оттуда вышли Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева, Венера. Потом появилась студия "Дубль W". В ней был квартет в составе Петра Елфимова, Наташи Подольской и еще двух девочек.
- Не всегда случаются 100-процентные попадания, есть те, кто учится пению напрасно?
- Из тех, кто учился у меня на протяжении четырех десятков лет, никто не ушел, все заканчивали курс. Но, чтобы был высокий результат, необходимо сочетание трех составляющих: талантливый ученик, талантливый педагог и понимающие родители. Когда хотя бы одно звено этой цепи выпадает, ничего не получится. В моей практике был случай, когда талантливая девочка, ярче многих ныне поющих, пропала. Я не смог найти общего языка с ее родителями. Они ничего особенного в том, что дочь поет, не видели. И не дали ей возможности развиваться. А это могло бы быть открытие. Поэтому сейчас я всегда знакомлюсь с родителями, чтобы понимать, найду ли в их лице союзников.
- К сожалению, бывает и так, что родители переоценивают своих детей. Видят талант, которого на самом деле нет.
- Да, сейчас каждый первый поет. И зачастую приводят детей мамы, грезящие сценой. Отказать я не могу, хотя правильнее было бы сделать это. Но сейчас провожу такую политику. Прослушав ребенка, выношу вердикт, сможет он просто хорошо интонировать, петь для себя или же может замахнуться на какой-то конкурс. Реагируют по-разному, и решение остается, конечно, за родителями ребенка. Но, приняв неверное решение, они могут сделать его несчастным, да и себя тоже, поскольку завышенные ожидания не оправдаются. А я привык отвечать за свою работу. Неликвид выпускать не могу. У меня, например, две дочери выросли. Они поют, и шикарно поют, но не поют так, как это нужно на сцене. А пианистки обе замечательные. Живут и работают в Германии, где закончили консерваторию в Штутгарте.
Ребенка нужно максимально загружать. Пусть он и петь учится, и танцевать, и на рисование ходит, и в футбол играет. Где выстрелит, эти способности и надо развивать.
- А ведь нередко и вправду кажется, что маленькому мальчику или девочке место именно в лучах софитов.
- Смотря какие задатки от природы. Когда ребенок в нежном возрасте, к нему отношение другое. Вот он вышел, две нотки пропел, все умиляются. А когда подрос, то уже меняются ожидания: а что ты еще можешь, кроме того, что ты хорошенький ребенок?
Я часто сталкиваюсь с тем, что родители спешат вытолкнуть детей на конкурсную сцену. А им бы лучше позаниматься, поучиться, а через какое-то время вырваться. Тогда это поражает, производит эффект разорвавшейся бомбы. У меня есть ученики, которые обладают энергетикой, их ждет большое будущее.
- Но впереди еще ломка голоса. Есть опасность, что все изменится принципиально?
- Многие родители опасаются, что высокие нагрузки на голосовые связки могут сказаться отрицательно. Но это, как в спорте: если больше тренироваться, результат будет лучше. Нужно только грамотно это делать. Период мутации в переходный возраст можно проскочить, если постоянно давать нагрузку. В моей практике таких примеров было много.
- Василий Георгиевич, у вас есть своя методика открытия природных данных ребенка?
- Я сравниваю голос с коробкой красок. Как правило, 90% исполнителей рисуют только одной краской. Я своей задачей ставлю раскрыть весь потенциал. Копаю, словом. И чем больше, тем лучше. Сначала ищу, как зацепиться, как вытащить способности, а потом учу, как это все применять на практике.
Вот и с Надей Мисяковой было так же. Она боец по характеру. Сначала мы разбирались, какой палитрой девочка обладает. Месяц только прощупывали, искали красивые окраски голоса. В дальнейшем в работе над песней идет математическая раскладка красок на ноты. Надя в шутку так и говорила, что ходит на математику. Ну а после всего этого можно подключать и эмоции. Ведь без них не будет песни.
- И песня нашлась.
- Надя сама ее написала еще два года назад. В песне "Сокал" есть зерно - яркий припев. Услышав ее, так и хочется подхватить незатейливую мелодию. И мы взялись за работу. Юзари подключился, сделал современную яркую аранжировку. Потом мы еще мелодию добавляли, искали манеру исполнения. Наде пришлось дописывать текст. А когда решили песню на белорусский перевести, тут вообще началось. Песня должна родиться на определенном языке. Сделать ее перевод очень трудно, чтобы не потерялись смысл и мелодическая линия. Порою одно слово искали несколько дней. В конечном счете, на наш взгляд, получилось неплохо.
- Результат замечательный, это отмечают все на "Евровидении". Белорусская песня гармонична, номер очень красивый, с яркой стилистикой.
- Когда песня вышла в десятку на национальном отборочном туре, надо было собрать команду профессионалов, в которой каждый должен отвечать за свой участок работы. Ведь только тогда можно добиться результата. А результатом является то, что мы находимся здесь, на Мальте.
- Белорусской песне "Сокал" предстоит открыть финал детского "Евровидения-2014".
- Это очень хорошо. Надя сможет, отработав, уже стать просто зрителем, а не волноваться в ожидании выхода. У нее не будет возможности перегореть, что происходит, когда артист эмоционально напряжен, сопереживает другим конкурсантам.
- Состав участников в детском "Евровидении-2014" сильный?
- Что будет в финале, предсказать трудно. Из всех участников на нынешнем детском "Евровидении" я выделил для себя болгарскую участницу и конкурсантку с Мальты. На мой взгляд, они обладают сильной энергетикой. Но судить сложно, кто, в конечном счете, выстрелит, ведь любой конкурс - это относительно лотерея. Так что подождем субботнего вечера и пожелаем удачи Надежде.
Жанна КОТЛЯРОВА