О новой жизни старинных замков Гродненщины, работе музеев в условиях быстрого роста внутреннего туризма, школьных уроках в интерьере экспозиций, музейных квестах, балах и соцсетях в помощь рассказала ко Дню работников культуры корреспонденту БЕЛТА начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович. - Беларусь - страна богатых и ярких культурных традиций, которые складываются из взаимообогащающих друг друга культурных особенностей регионов. Каждый из них со своими традициями, материальными и духовными ценностями. Одна из изюминок Гродненщины - большое количество историко-архитектурных памятников, которые не только сохранились на протяжении столетий, но и год за годом восстанавливаются, все более активно включаясь в культурный ландшафт региона. За годы независимости Беларуси путь в этом направлении пройден огромный. Расскажите, пожалуйста, о таких местах на Гродненщине, привлекающих десятки тысяч туристов. Что было и что стало?
- Только на восстановление и музеефикацию таких знаковых объектов историко-культурного наследия, как Старый замок в Гродно, Лидский, Гольшанский, Кревский замки, с 2009 года вложено более Br58,4 млн. Это средства фонда Президента, республиканского и местного бюджетов. Вложения, несмотря на то, что работы все это время продолжаются, уже окупаются. Музеи принимают посетителей, их площадки активно используются для проведения праздников и фестивалей. И популярность их год от года растет. Если в 2022 году их посетили 292,8 тыс. человек, то в 2023-м приняли уже 334,4 тыс. посетителей. Судя по текущим цифрам, в нынешнем году число гостей будет еще больше. Для примера, только Гродненский государственный историко-археологический музей (Старый замок - один из его объектов) сотрудничает с 71 туристической фирмой, которые включили музей в свои турмаршруты.
- Расскажите о главных объектах историко-культурного наследия Гродненщины, на которых сейчас ведутся восстановительные и реконструкционные работы. - Начать рассказ нужно со Свято-Успенского Жировичского монастыря. Это особое место, имеющее огромную значимость для Гродненщины и Беларуси в целом. После визита Президента Беларуси духовная святыня по его поручению преображается. Проводится комплексная реконструкция, работы ведутся и в самом соборе Жировичского монастыря. Реконструируется Богоявленская церковь, обновляется Георгиевская церковь, которая находится на некотором удалении и также является объектом историко-культурного наследия. В планах - реконструкция иконостаса в соборе, во что будут вложены внебюджетные средства. В Жировичи люди приезжают как в место духовной силы, которая им необходима. Это известное далеко за пределами Беларуси место религиозного туризма, паломничества. Объект включен в государственную инвестиционную программу, средства на его реконструкцию выделяются из республиканского и областного бюджетов.
Конечно, мы гордимся нашими замками, мы их восстанавливаем и используем. Системная работа в этом направлении началась еще в ходе реализации программы "Замки Беларуси", позже - по программе "Культура Беларуси". Сейчас объекты историко-культурного наследия Гродненщины включены в государственную и областную инвестиционные программы и с каждым годом преображаются, становясь притягательными для туристов, брендовыми для региона.
Сегодня трудно представить себе Гродно без обновленного Старого замка на холме, без этой уникальной башенки, которая стала одной из визитных карточек нашего города. Замок восстанавливался в дискуссиях, много раз обсуждалась проектная документация, приходилось отстаивать свои предложения. В итоге мы успешно прошли все необходимые согласования в республиканском научно-методическом совете при Министерстве культуры. И сегодня имеем действующую первую очередь реконструкции Старого замка. По выходным - очередь людей, желающих посетить музей. Имеем открытый лист для записи туристических групп. И не потому, что у нас не хватает экскурсоводов, а потому, что семь действующих залов с экспозициями и восстановленным интерьером по своей проектной мощности могут принять определенное число посетителей и работают с полной загрузкой.
Параллельно продолжаются проектные работы по реконструкции непосредственно дворца, их выполняет институт "Гродногражданпроект". Правильнее будет сказать, что это совместная работа проектной организации и специалистов историко-археологического музея, так как проектные работы ведутся с учетом концепции и структуры будущей музейной экспозиции. Сейчас проектирование второй очереди Старого замка подходит к завершению. После обсуждения на заседании республиканского научно-методического совета и проведения экспертизы можно будет приступить к реконструкции самого дворца.
Предварительно проведены серьезные научные изыскания, натурные исследования. Найдены объекты XIV-XV столетий, которые предстоит музеефицировать. В экспозиции планируется создать археологические "окошки", открытые зондажи. К примеру, внутри замковых стен XVI века (в это время он перестраивался) находится стена Витовта XIV столетия. Она найдена во время натурных исследований и будет экспонироваться как важный исторический и архитектурный элемент.
Примером успешного использования восстановленных исторических объектов после вложения бюджетных средств может служить Лидский замок. Местный историко-художественный музей не только проводит большое количество экскурсий для многочисленных туристов. Замок как площадка используется для масштабных мероприятий, посвященных государственным праздникам, событиям обрядового календаря, историческим датам.
В Новогрудском замке завершены работы по восстановлению сохранившихся стен. Впереди очень важный этап - восстановление башни-щитовки, которую планируется музеефицировать. Это проект не на один год. Он предусматривает также создание "холодной" экспозиции, чтобы люди могли не только прийти и посмотреть на сам замок, прочувствовать его атмосферу, но и узнать его историю. У нас уже есть удачный опыт в этом плане: в Гольшанском замке восстановленная башня работает как музейная экспозиция, а сама замковая площадка стала местом проведения не только экскурсий, но и целого ряда уже набравших популярность мероприятий. Это резиденция Деда Мороза, Купалье, театрализованные экскурсии. В комплексе с поселком, который также имеет свою интересную историю, это стало притягательным маршрутом как для внутреннего туризма, так и для зарубежных гостей, особенно с учетом возросшего числа приезжающих к нам россиян. В целом это дает и ощутимый экономический эффект. Это прописные истины: каждый турист где-то останавливается, посещает кафе или рестораны, приобретает сувениры, делает другие покупки.
В музее-усадьбе Михала Клеофаса Огинского в Залесье завершена реконструкция очередного объекта - конюшни, которая также будет музеефицирована. В одной ее части будут содержаться лошади, как это было и во времена Огинского, в другой расположится экспозиция, рассказывающая о содержании лошадей в XIX веке.
На территории Кревского замка также продолжаются работы. Этим летом археологи обнаружили здесь остатки стены, результаты их исследований еще будут опубликованы. В то же время Кревский замок продолжает принимать туристов. И хотя экспозиция еще дорабатывается, здесь успешно проводятся привлекательные для посетителей мероприятия. Такие как фестиваль "Керамика Крева", куда люди приезжают со всей Беларуси, предварительно купив билеты. Они готовы заплатить за посещение фестиваля, который проводится у замковых стен, на открытом воздухе. Это говорит и о качестве организации самого праздника, и о верно выбранной концепции.
Иначе и быть не должно. Мы понимаем, что в сохранение исторического наследия на системной основе вкладываются огромные средства из фонда Президента по поддержке культуры и искусства, бюджетные и внебюджетные деньги. Потому результат нужен не в перспективе, а уже сегодня. При этом и люди, посещая эти объекты, видят, как изменяется их облик, могут оценить масштаб работы, сравнив "до" и "после".
- В последние годы в стране произошел резкий скачок внутреннего туризма, отчасти благодаря сложившимся обстоятельствам. Но это как раз тот случай, когда, как говорит наш Президент, санкции - это и шанс для тех, кто хорошо работает. Его нужно использовать так, чтобы для туристов посещение достопримечательностей не осталось разовой акцией. Чтобы многие захотели приехать еще и еще раз. Как это сделать?
- Именно по этой причине простые экскурсии почти повсеместно остались в прошлом. Сегодняшний посетитель одним только пересказом истории не удовлетворится, информации достаточно в интернете. Удержать его можно чем-то особенным. Например, театрализацией, которая погружает гостя в историческую атмосферу. В Лидском замке проходят целые театрализованные представления, тематически связанные с его историей: "Вандроўка ў мiнулае". В музее-усадьбе Огинского в Залесье разделили залы между экскурсоводами, и каждый из них предстает перед гостями в облике одного из исторических персонажей, в реальности обитавших здесь в позапрошлом столетии. Например, семейные истории рассказывают экскурсоводы в образах второй супруги хозяина Марии де Нери, дочерей Михала Клеофаса Эммы и Амелии, сына Ирениуша, секретаря Леонарда Ходько, учителя музыки Иосифа Козловского. Здесь гостям предлагают сыграть на старинном пианино, прочитать стихи в беседке Амелии. Свои поэтические строки, посвященные Залесью, они оставляют и в книге отзывов.
Из года в год растет популярность балов в музейных залах. В той же усадьбе Огинского проходят Рождественский бал, майский бал в Ночь музеев, детский бал 1 июня, Георгиновый фестиваль, праздник "Вяртанне Паўночных Афiн" в день рождения композитора. В эти дни и по выходным гости могут прокатиться по имению на карете, запряженной лошадьми.
- Интерес к туристическим объектам Беларуси резко возрос в последние годы. Как справляется с этим потоком инфраструктура, и в особенности - экскурсоводы? - Мы рады, что у нас стоят очереди в музеи. Наиболее популярные - Старый замок, музей Огинского, Лидский и Гольшанский замки, набирает обороты Кревский замок. Экскурсоводами трудятся в основном люди с историческим образованием, выпускники ГрГУ им. Я.Купалы, столичного университета культуры по специальности "музейное дело и охрана историко-культурного наследия". Студенты приходят с хорошими теоретическими знаниями и с определенным опытом, полученным на практике. И выигрывают в качестве работы тут те музеи, которые тесно сотрудничают с вузами. Например, Гродненский историко-археологический музей охотно принимает старшекурсников на практику, лучших приглашают поработать на полставки, хотя бы в сезон. Начинает молодежь, как правило, с обзорных экскурсий, постепенно готовясь к тематическим. В итоге к получению диплома нарабатывают неплохую практику. Знают особенности экскурсантов разного возраста, семейных посетителей, готовы ответить на часто задаваемые вопросы. На этом этапе молодых специалистов берет под опеку отдел методической работы ГГИАМ, и не только своих, но и начинающих сотрудников всех музеев региона.
Опытные музейщики выезжают в районы, прослушивают экскурсии, которые проводит молодежь, подсказывают, помогают. Даже в таких моментах, как выбор правильной позиции у витрины, ракурса для показа экспоната, подача информации, грамотное использование указки. Ведь посетители очень разные. Это и организованные взрослые группы, и индивидуальные гости, и семьи с детьми. Всем нужен разный объем информации, прогулка по музею с учетом особенностей группы.
При этом одним только рассказом экскурсоводы давно не ограничиваются. Здесь очень важно использование разных форм: той же театрализации, о которой уже говорили, квестов, которые особенно увлекают маленьких гостей, современных технологий. Есть хорошие примеры взаимодействия музейных и клубных работников. Так, знакомство с Гольшанским замком для экскурсантов начинается с театрализованной сценки из истории замка во дворе, с известными легендарными персонажами - Белой панной и Черным монахом, затем - посещение музейной экспозиции. При желании можно заказать и экскурсию по Гольшанам: ее проведут работники музея - аттестованные в Национальном агентстве по туризму экскурсоводы. К слову, такие экскурсоводы есть практически во всех музеях Гродненской области.
Особо хочу отметить совместный проект Минкульта и Минобразования "Урок в музее". Благодаря ему в прошлом учебном году прочно вошли в практику в регионе тематические уроки в музеях: с февраля по май их прошло 164 для более чем трех тысяч школьников. Как правило, занятия складываются из двух частей: первую - теоретическую - ведет учитель, вторую - сотрудник музея. Это отличная форма и обучения, и воспитания молодежи. Одно дело, рассказывать о событиях, например, Великой Отечественной войны в классе, и совсем другое - в зале музея, где расположена экспозиция, посвященная теме геноцида белорусского народа. Знакомство с ней в обязательном порядке входит в программу урока. Такие тематические экспозиции при поддержке прокуратуры созданы во всех музеях области и повсеместно используются для проведения занятий со школьниками.
Если продолжать разговор о музейной работе, то нужно рассказать не только об экскурсиях, но и о музейных занятиях с детьми. И детей, и молодежь очень увлекают квесты, и они также проводятся практически во всех музеях региона. Не только по особым случаям, например, в Ночь музеев. Они входят в цикл музейных мероприятий в течение года. Чтобы обучить искусству разработки и проведения квестов, управление культуры совместно с Гродненским историко-археологическим музеем проводит специальные семинары. Кроме того, ввели в практику групповые поездки сотрудников музеев к коллегам в другие регионы страны. Проехали, например, по музеям Брестской, Витебской областей: такой обмен опытом очень полезен.
- Многие музеи Гродненщины, как и другие учреждения культуры, довольно успешно раскручивают свои ресурсы в социальных сетях. Знаю, что некоторые поначалу сомневались, не снизит ли возможность онлайн-знакомства с музеем число реальных посетителей? Размышляли, стоит ли показывать экспонаты и представлять в сети их истории? На ваш взгляд, сети помогают привлекать гостей в музеи? - Однозначно да. Наши музеи есть во всех соцсетях. Кто-то во всех, кто-то в нескольких, у кого-то более успешен Инстаграм, как, например, у Гродненского музея истории религии. Они имеют большую группу подписчиков и, размещая анонсы выставок, концертов, квестов, получают большое число посетителей в день открытия без какой-либо специальной рекламы. Бывая на таких мероприятиях, вижу уже знакомые лица постоянных посетителей. Мы их называем друзьями музея - тех, кто следит за графиком в соцсетях. Мы видим это и по растущей популярности музейных проектов. Приведу в пример опять же музей истории религии с его экскурсией выходного дня "Сентиментальные прогулки по еврейскому Гродно". В сети есть возможность электронного заказа и оплаты, желающие отмечаются в листе ожидания, пока наберется группа. Ждать приходится недолго. Есть и другие проекты с выходом в город, которые работают по этой же схеме.
Активно развиваются телеграм-каналы как областных, так и районных музеев. Публикуются анонсы, фото и видео с мероприятий, истории экспонатов, отзывы посетителей, проводятся опросы, конкурсы селфи, для которых создаются специальные тематические фотозоны. При этом, приглашая гостей на открытие, например, выставки, не просто сообщают, что, где и когда, а стараются заинтриговать посетителей. Есть в сетях и истории одного экспоната, думаю, они не расхолаживают потенциальных посетителей, а пробуждают интерес и желание увидеть интересные предметы своими глазами.
Безусловно, есть и сайты, где можно посетить виртуальные экскурсии по музеям. Но мы понимаем, что публика все активнее перемещается в социальные сети и мессенджеры. Наиболее быстро набирают обороты телеграм и Тик-Ток. Здесь еще большое поле для деятельности. Нужно учиться увлекать людей онлайн так, чтобы они не пожалели времени и денег на личный визит в музей.
А все самое яркое и интересное собирается в телеграм-канале управления культуры облисполкома "Культура Гродненщины", в который открыт доступ не только областным музеям, филармонии, театрам, районным отделам культуры, но и сельским клубам. Все самые интересные события и анонсы именно здесь представлены на одном ресурсе. И для тех, кто ведет активную культурную жизнь, наш канал - хороший навигатор.
Лилия НОВИЦКАЯ,
БЕЛТА. -0-