"Молодежь как первооснова страны". Ректор БГУ о важном в преддверии дня основания университета
Андрей Король
Белорусский государственный университет - флагман высшего образования Беларуси, он входит в один процент лучших университетов мира. Сегодня БГУ является научным, образовательным, инновационным и культурным центром страны. Университет использует свой потенциал, основанный на лучшем отечественном и международном опыте, для удовлетворения интеллектуальных, культурных и социальных потребностей и интересов белорусского общества и государства, содействует устойчивому развитию Беларуси. Вуз начал отсчет своей деятельности с 30 октября 1921 года. В преддверии дня основания ректор Белгосуниверситета, белорусский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор Андрей Король рассказал корреспонденту БЕЛТА о традиционных итогах и планах, а также о том, как понять современную молодежь и сохранить ее как первооснову страны.
- Андрей Дмитриевич, вы активно встречаетесь с молодежью, реализуете в БГУ проекты "Диалог ректора со студентами", "Точки на ё". Чем живет современная молодежь? Почему мы говорим о том, что есть риски потери подрастающего поколения?
- Современная молодежь любознательна, для нее не существует границ в получении информации. Однако внешнее расширение коммуникаций ведет к увеличению ее объемов и скоростей получения. За этим бегом человек утрачивает способность слышать других, а значит, себя, теряет смыслы. Наша молодежь очень тонко чувствует эти взаимоисключающие процессы. Поэтому у нее есть запрос на диалог и общение, чтобы обрести смыслы и понять себя. И названные проекты тоже появились в БГУ благодаря инициативности студентов. Мы активно среагировали на их потребность.
Риск потерять подрастающее поколение, бесспорно, есть. Он лежит в плоскости замыкания молодежи от мира и концентрации на себе. Как результат общество становится более индивидуализированным, а человек - атомизированным. Он не способен сравнить себя с другими, выйти за свои пределы и оценить себя со стороны. А это перекликается с базисными требованиями к сотрудникам работодателя 21-го века.
Чтобы избежать замыкания, важно вести диалог, а не вопросно-ответную деятельность. Он как инструмент рождения новых смыслов, поскольку является проявлением субъект-субъектных отношений. Например, учителя и учеников, где на занятиях учащиеся ставят отличные друг от друга свои цели. Диалог позволяет совершить личностно значимое открытие, когда каждый сможет ответить на элементарные вопросы о предназначенности в этом мире: "Зачем я здесь, какие мои главные ценности, принципы в этой жизни?" Это определенные технологии, которыми сегодня важно владеть педагогу.
- Как обеспечить классический диалог поколений?
- Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Родители, дети, внуки живут в разные эпохи, время и со своими скоростями. Они отражают способность человека слышать других, а значит, себя - соприкасаться с внутренним я. Это утверждение подкрепляется рядом психологических экспериментов. Скорость - это мироощущение, ценности. Для их общности необходимо разомкнуть одно поколение по отношению к другому, найти общие ориентиры, узловые точки, которые нужно заложить в содержание образования. Это так называемый метапредметный подход к его отбору. Здесь заложен огромный потенциал, если цель образования в раскрытии смыслов ученика. Традиционные система обучения и институты социализации основаны на передаче и трансляции информации, например, от учителя к ученику. Эта передача с течением времени трансформируется в огромные информационные потоки и усиливает одну из ключевых проблем современности - монологичность. В этом случае студент выступает в роли объекта, а не субъекта, и замыкается на себе. Как в таком случает обеспечить диалог, да еще разных поколений?
Не нужно искать новых путей. Ответы стары как мир. Речь идет о техниках общения родителей с детьми. Семья как первичный агент социализации влияет и формирует мировоззрение своего ребенка. Также нужно посмотреть на тему "учитель - ученик" под другим углом - воспитывать с малых лет уважение к педагогу, его опыту, знаниям и статусу. Сегодня учитель воспринимается как некий даватель знания. А предназначение учителя в другом - создании условий для выявления учеником своих смыслов. И это возможно только в момент познавательной, креативной, организационной деятельности, когда ученики вовлечены в процесс взращивания знаний изнутри, создания своего, а не усвоения чужого.
Мы помним события четырехлетней давности. После них о молодежи заговорили как о протестной массе. И сегодня глава государства часто замечает, что молодежь является основным уличным орудием "цветных революций". Почему так происходит? Потому что мы имеем дело с еще неоформленным критическим сознанием и мышлением. Возьмем американский подход стремления к мировому доминированию и влиянию - через обработку сознания. Прокси-метод: чужими руками, не надо оружия, важны гуманитарные технологии воздействия на людей. Учебник для студентов "Социальная психология" Дэвида Майерса в разы толще аналогичной советской монографии Г.М.Андреевой. Вот где была проиграна битва за научность подходов к изучению общества.
Мы видим грамотно инсценированный спектакль, когда мировые политические события с соответствующим распределением ролей развиваются согласно замыслу заказчика. Молодежь видит то, что им дают для создания некоего иллюзорного образа. А картина гораздо объемнее. Люди старше имеют опыт, знания, многое видели. А нашей молодежи сложнее. За несколько последних лет человечество столкнулось с разными вызовами мирового, политического, социального, технологического масштаба. И все эти события происходят практически единовременно, что мешает быстро реагировать и объективно оценивать происходящее. Рисков предостаточно, темп жизни такой, что наша психика не успевает приспосабливаться за внешними изменениями. Вторая сторона действительности полна красивых соблазнов и новых желаний. Хочется все здесь и сейчас. Человек - это информационный организм, который показывают на всеобщем билборде, сотканном из разных управляемых СМИ. В скоростях утрачиваются эмпатия, социальный и внутренний слух. Как следствие, человек превращается в атом и лишается возможности идти по пути к своей уникальности. Когда люди атомизированы, между ними нет и не может быть диалога.
Пару десятков лет назад сложно было представить, что наступит время, когда можно будет переформатировать сознание не одного человека, а целой группы, народов. Сегодня это есть. На это работают целые технологии, наука. Отсутствие критичности мышления ведет к потере исторической памяти и таким человеком легко управлять. Именно здесь начинаются настоящие социальные катаклизмы. За мнение людей, их желание ведется борьба, вкладываются огромные деньги. Крупные корпорации получают свои дивиденды не от продаж, а за раздутые желания людей, то есть их иллюзии. Это ведет к глобализму как инструменту зарабатывания, который направлен на превращение индивидуального во всеобщее, массовое. Людей делают одинаковыми для того, чтобы иметь сверхдоходы, а не просто строить вавилонский зиккурат. Но расширенные потребности массового человека приводят к потере себя. Почему возрастают скорости желаний людей? Они существенно расширяются, и чем они выше, тем сильнее расслоение между богатыми и бедными, правдой и ложью, человеком внешним и внутренним.
Чтобы молодежь могла объективно видеть, важно грамотно выстроить содержание, формы и методы образования, включающего как традиционные, так и инновационные элементы. Такая система подготовки будет ориентирована на раскрытие ученика и, прежде всего, его смыслов, станет ключом к разрушениям иллюзий и воспитанию патриотичной личности. Роль учителя в этом процессе очень большая. Он личным примером и как организатор процесса сможет учить всех одинаково, но по-разному, помогая каждому ученику построить свою индивидуальную траекторию, лучше понять собственные смыслы.
- Как сформировать у молодежи ценности?
- Вспоминается фраза недавно ушедшего психолога, педагога Владимира Зинченко: "Личность - это наличность того, кто ее сформировал". Ценности общества в раскрытых смыслах и глубинах каждого "я" ученика. Поэтому важно обеспечить самопознание. Есть для этого специальные методики, например, дидактическая эвристика, технология, открывающая ученика. Все они ориентированы не только на раскрытие личности, но и на самостоятельное, а не по книгам, изучение объектов реальности.
Научить химии, физике, биологии можно. Куда сложнее сформировать мировоззрение, ценности у подрастающего поколения. Мы действительно можем потерять молодежь в силу того, что используем старые способы общения, взаимодействия. А она другая, она не чувствует эти формы и не воспринимает. Есть большой риск, что последствия от скачкообразной смены поколений затронет практически все уровни общества. Проблема не в том, что некем будет восполнить рабочие места, а в том, что не будет слышимости друг друга, преемственности и исторической связи. Это приведет к потере ценностей. Главный секрет устойчивости любого общества - это сохранность передачи из поколения в поколение устойчивой системы ценностей и мировоззренческой базы.
- Что влечет за собой резкая смена поколений?
- Смена поколений влечет изменение всех ценностно-ориентировочных маяков. Как сохранить связь поколений, другой вопрос. Сегодня доминирует искусственный мир по причине увеличения общности людей, легкости бытия и иллюзий. И наша молодежь живет в нем - это их среда взросления, акселерации. Например, человеку, владеющему определенными знаниями, они ошибочно кажутся его собственными. Это иллюзия, поскольку это часть достояний и интеллектуального наследия человечества, а потому не могут принадлежать кому-то одному. Бесспорно, книги, лекционные и другие материалы являются хранителями достижений. Но даже в этом случае молодежь не готова перенимать классическое наследие и опыт. Современное поколение находится в другой среде, которая пагубно на него воздействует. Очевиден факт, какой ущерб наносит психике информация из социальных сетей. Это может быть сильнее любого вируса. По данным международных экспертов, изучение крупных социальных сетей и таких поисковых платформ, как Google, "Яндекс", показали, что, начиная от невинного информационно-развлекательного контента, платформы постепенно подводят пользователя к агрессивному и радикальному поведению и мышлению. То есть это сделано умышленно. Почему? Потому что агрессия и радикализм не возникают на пустом месте. Это следствие потери человеком самого себя и обратная сторона пустот, которые внутри и снаружи него. Эти пустоты по-научному называются симулякрами, по сути - это иллюзии. И таких сегодня дистанций - симулякров, пустот становится все больше.
Очевидна необходимость новой профессии, связанной с фильтрацией информации. "Информационный гигиенист", "информационный психолог", возможно, "информационный тьютор". Сегодня нужен тот специалист, кто смог бы сориентировать в потоке информации: что можно читать и какой ресурс, а от какого стоит воздержаться. Речь идет о неспособности нашего сознания адаптироваться к катастрофическому, лавинообразному потоку информации. Зачем читать все телеграм-каналы? Как их выбрать?
- Что конкретно имеется в виду под радикализацией?
- Радикализация - это девиантность, отклонение от нормы мышления, поведения, общения. Это результат продуманного алгоритма, который в последние семь - восемь десятилетий отрабатывается на людях теми, кто стоит в недрах так называемого глубинного государства. Это тот ничтожно малый процент, который владеет колоссальным мировым капиталом, заказчик на получение сверхприбыли, о чем мы говорили ранее.
Я говорю про радикализацию мышления общества. Начиная с невинного воздействия, человек постепенно оказывается зомбированным и готовым даже поднять, образно говоря, камень на близкого. То, что раньше не вызывало споров, теперь обострено, там, где раньше возможен был диспут, сейчас - открытое противостояние. Раньше были общие взгляды, сегодня - групповая поляризация, восходящая от малых социальных групп до больших и целых народов. Радикализация, как стена, мешает услышать друг друга.
Вроде бы мир становится теснее благодаря тем же социальным сетям, но на самом деле человек чувствует себя более одиноким. Радикализация - это расстояние между самими людьми. Один человек становится похож на другого, теряются корни, культурно-историческая память, традиции. Образно говоря, человек уподобляется сухому листу, упавшему с дерева и переносимого ветром с места на место. Ветер может подуть в одну сторону и листья разлетятся. Радикализация очень близка к понятию групповой поляризации, эффект которой исследовался в социальной психологии, когда нейтральное мнение членов группы в конце беседы приобретало разнополярность. Вот сегодня мы видим во всей красе радикализацию как возрастание роли агрессии в обществе.
- Можно ли противостоять этим процессам?
- Корневая система радикализма заложена в отсутствии трудностей в жизни, ошибочно считающихся как преграда, которую нужно разрушить и преодолеть. Мышление начинает подстраиваться под установку не создать свое, а приобрести здесь и сейчас, не под непрерывный процесс, а под дискретный, зачастую ситуативный.
Действовать всегда сложно, особенно с препятствиями. Речь идет о том, что мышление молодежи ориентировано на поиск в социуме легкого. Например, сделал ставку на бирже - есть шанс буквально за минуту приобрести машину или квартиру. Или наблюдаемая миграция молодежи по разным сферам деятельности в поисках быстрых денег и признания. Это уже совсем другая направленность мышления - не на созидание, а на вычисление, что сильно сближает разум человеческий с искусственным интеллектом. Это приводит к атрофированию способности критически мыслить, рассуждать, анализировать.
Это путь в один конец, человеку, который постоянно устремлен по направлению легкости жизни, назад уже труднее подниматься. Как в современном ритме найти эту молекулу сложности, которая необходима как лекарство, потому что она позволит выйти из зоны комфорта и работает на развитие личности. Даже если сейчас создать элитную модель университета, где процесс обучения будет идти через сложности, есть риск его ненаполняемости. Все хотят легкости. Сегодня вести диалог тоже требует усилий. Легче не задать вопрос. И по такому принципу идут блогеры. Они не ориентированы на общение, а только на доведение своей позиции. А это имитация диалога.
- Как с позиции педагогики вы оцениваете такой технологический рывок, как искусственный интеллект?
- Искусственный интеллект - это, бесспорно, результат технического прогресса, своеобразный помощник, который облегчает многие процессы. Но для меня как педагога, ученого, занимающегося вопросами открытия личности, распространение искусственного интеллекта вызывает большие опасения. Я вижу и пишу, и говорю, что это глобальные риски для всего человечества. И не только об этом пишу я. Это проблема, которая значительно глубже, чем массовое использование гаджетов и погружение в социальные сети, где сегодня находится наш современник. Искусственный интеллект - это проблема более высокого уровня, затрагивающая нейросетевые системы. Уже наукой доказано, что у человека от его использования снижаются когнитивные способности. Когда у него много помощников, идет атрофирование основных мускулов - интеллектуальных и физических. Экономя на трудностях, человек экономит на своем развитии. Искусственный интеллект воспринимают как посредника между человеком и внешним миром. Это приводит к тому, что, хотим мы или нет, но мы начинаем мыслить, как искусственный интеллект, приобретаем определенные черты его мышления. А оно дискретно, не созидающее, приводящее к сумме одинаковых правильных мнений. Человек же не правильное существо, а бесконечно многогранное. Я не к тому, чтобы вернуться назад в пещеру и добывать пищу с помощью кремня, не используя достижения цивилизации. Конечно, важно работать с рукотворным интеллектом, это хороший помощник, но и очень опасный троянский конь.
- Ну, и как работать с молодежью, которая находится на другом конце полюса?
- Возможно, скажу очевидные вещи, но образование - это постоянная работа над собой. Сегодня важно особенно научить учиться, чтобы, начиная с детского сада, ребенок плавно интегрировал в жизнь. Нужно постоянно каждому тренировать память, интеллект, мышление. Это основные когнитивные процессы, которые как раз и развиваются при вселении человека в мир. Простой пример с подтягиванием. Можно по книгам изучать эту технику. Но результат дадут только постоянные тренировки. Учить вопрошанию как одному из способов развития критического и поискового мышления. Это ключ к развитию креативной, нравственно-зрелой личности, способной к самоизменениям и администрированию своего образовательного, а потом и жизненного пути. Задавая вопрос, мы создаем тот мост, один край которого упирается в смыслы ученика, другой - в наполненный смыслами окружающий мир. По вопросу ученика можно оценить уровень его знаний, особенности мышления, эмоционально-ценностные характеристики. Правильный вопрос, писал Бэкон, это уже половина знания. А это и есть эвристический или открывающий диалог ученика с миром, который сокращает дистанцию, иллюзию между людьми.
Суть учебного процесса в том, что мы работаем для студентов, а не наоборот. Надо понимать, что не они живут в наше время, а мы живем в их время. Потенциал образования в сохранении связей поколений, преемственности огромен. Необходимо внедрять инновационные технологии обучения. По этому пути идем в БГУ. Очень важно менять сам мировоззренческий подход преподавателя. Делаем это мы благодаря уникальным семинарам, где каждый участник выступает создателем своей продукции, а не просто усваивает информацию. Мы разрабатываем для всех возрастных категорий линейку тематической литературы, основанной на новых технологиях. По сути, у нас создана цельная система, которая позволяет раскрывать смыслы, учить по-новому, а не усваивать информацию. Ведь 21-е столетие - это время не поиска информации, а век открытия учеником самого себя. Поэтому следует вовлекать молодежь в созидательный процесс, создавать условия для их самореализации и раскрытия их как личности. Тогда мы получим специалиста с гибким мышлением и умеющего реагировать в нестандартных ситуациях. А самое главное - мы сохраним преемственность системы ценностей как залог безопасности нашей страны и общества. Когда люди берут друг друга за руки? Тогда, когда начинают слышать себя. А слышать себя - это слышать других.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-