Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Минскому метро есть чем гордиться!

Интервью 20.01.2016 | 17:57
Валерий Чеканов

Валерий Чеканов возглавляет ОАО "Минскметропроект" с 1984 года. Крупнейший специалист в своей области, обладающий многочисленными наградами и званиями, он может часами с упоением рассказывать о своей работе. Но когда речь заходит о нем самом, становится краток, считая, что  главное — это метро. А он лишь один из причастных к столь важной составляющей Минска. И тем не менее в беседе удалось раскрыть его грани не только как талантливого проектировщика, но и как очень интересного человека.

— Родился я в Новосибирске в 1951 году. Там же окончил Институт инженеров железнодорожного транспорта. Учился на факультете "Мосты и тоннели" на специальности "метрополитены". После окончания четыре года проработал в Ташкенте, а потом приехал в Минск. Сначала был начальником группы конструкторского отдела в "Минскметропроекте", через два года назначили главным инженером проекта первой линии метро, а с 1984 года — директором, — вспоминает Валерий Владимирович.

— Почему вы выбрали такую специальность?

— Когда оканчивал школу, не представлял, куда дальше. Мое будущее определил отец, дав совет связать свою жизнь с проектированием метро. Он оказался прав — я ни разу не пожалел о сделанном выборе. Так что для молодого человека вовремя сказанное умное слово значит очень многое.

— Валерий Владимирович, что для вас — метро?

— Я "болею" им. По-другому сказать сложно. Горжусь тем, что мы делаем. Кстати, если изначально "Метропроект" задумывался исключительно для проектирования минского метрополитена, то со временем мы расширили свое поле деятельности. Проектируем транспортные сооружения, тоннели различного назначения — причем не только в Беларуси. Кроме того, можем "придумать" разнообразные подземные сооружения, не боимся объемной архитектуры. Например, мы авторы таких крупных объектов, как административно-гостиничный комплекс в Сочи, подземный торгово-развлекательный центр "Столица" и воссозданное здание церкви Святого Духа с размещенным в ней концертным залом детской филармонии в Минске… Но главное направление, конечно же,  — это метро.

— Сейчас уже начато строительство третьей линии…

— Да, она рассчитана на 14 станций и будет протяженностью 17 километров. А первоначально в Минске планировали построить всего три линии на 55 километров. Из них за 30 лет проложили 36, а нынче в проекте уже и четвертая линия, и планы от 55 выросли до 79 километров. Вообще, по мировым стандартам, на 1 квадратный километр города необходима одна станция метро. Это — стройка без конца. Лишь бы деньги были у государства.

Кстати, еще когда я учился в Новосибирске, один замечательный преподаватель поведал нам пять основных принципов строительства метрополитена. Первый — пассажирский, чтобы было комфортно тем, кто едет; второй — градостроительный, то есть удачное расположение на территории города; третий — эксплуатационный, чтобы был удобен в обслуживании; четвертый — строительный, чтобы максимально быстро построить; и, наконец, пятый, экономичес?ий — чтобы строительство было по возможности дешевле. Но на первом месте, как видите, стоит удобство пассажиров.

— Раз заговорили про удобства. А как минчане отнеслись к дискомфорту, связанному со строительством первой линии? Ведь перекрывали главный проспект города.

— Были недовольны, конечно. Вроде и понимал народ, что важную задумку воплощаем, но одно дело — будущее, а другое дело, когда тебе вот прямо сейчас на работу надо в час пик, а тут часть проспекта закрыта и автобусы в объезд идут. Но зато когда сдали первые станции, моментально неудобства забылись. Люди были просто в восторге — насколько это комфортно и быстро!

— Всем известно, что строительство метро — дело не из дешевых. Насколько?

— Стоимость первых двух линий была около 50—60 миллионов долларов за километр. Третья обойдется дороже, потому что будет полностью автоматизирована. И новшеств много. Например, по краям платформ установим для безопасности пассажиров барьеры с раздвижными дверями. Приехал поезд — открылись, уехал -— закрылись. 

Если вам кажется, что цифра стоимости велика, приведу пример московского метро — там километр линии обходится порядка 150 миллионов долларов. Вспомнил, кстати, когда Александр Лукашенко был на пуске нового участка и увидел потолок на станции  "Петровщина", ему понравилось. А какие у нас шли бои за этот потолок, вы не представляете! Мол, дорого, не надо, обойдемся. Но мы настояли, и когда Президент тоже одобрил нашу работу, было очень приятно. Он тогда нас, кстати, похвалил, дескать, молодцы — строите хорошо, надежно, красиво.

— Когда вы получили свою первую награду?

— Вы знаете — не помню. Я им, честно говоря, и значения особого не придаю. От медалей и орденов всегда отказывался. Единственное, очень горжусь званием "Заслуженный строитель". В нашей стране это высшая, так сказать, строительная почетная доблесть.

— Самый счастливый день на работе помните?

— Это был день, когда мы сдали "Малиновку". Должны были к 7 ноября 2013 года, но постоянно переносились сроки по разным причинам. Очень, конечно, сложный участок  в плане инженерно-геологических условий. У людей просто адский труд был. Помню, тогда Ладутько (в то время председатель Мингорисполкома. — Прим.) назначил нас троих: меня, начальника Дирекции по строительству Минского метрополитена и начальника "Метростроя" —  "дежурными". И каждый из нас там с утра до вечера пропадал. Выходили, как  шахтеры, — день через два. У меня до сих пор график сохранился, Ладутько подписанный. Я тогда сломал ногу, месяц в гипсе дома, потом с палочкой ходил. Но хворать было некогда, палочку отложил и пошел. И вот, хромая, но ездил на работу. А что делать — надо!

— Никак нельзя было предположить, что возникнут проблемы?

— Невозможно. Вроде и строим уже давно, и все должны знать, но никогда не угадаешь, с чем ты столкнешься под землей. Постоянно какие-то сюрпризы. Например, строили продление до "Каменной Горки" и между "Спортивной" и "Кунцевщиной" попали на торфяные залежи. А торф — он пустой, ничего не держит. Тоже голову ломали — как быть. Ничего, справились… А находили сколько всего! И боевые снаряды, от Великой Отечественной оставшиеся (это на месте "Института культуры"), и кости мамонта (на месте "Борисовского тракта"), и старый город (на месте "Немиги"). Город мне особенно запомнился — XI век своими руками, считай, потрогали…

— Да, работа у вас не из легких. Как вы отдыхаете?

— С лопатой на даче. С ранней весны и до поздней осени. Еще нравятся нам с женой автобусные туры по Европе. Обожаем с внуками время проводить, их у нас пятеро: старшей 19 лет, младшему еще годик.

— У вас есть любимая станция?

— Конечно! "Восток". По многим причинам. Когда ее строили, я там жил недалеко. Кроме того, она очень красивая. Кстати, восхитившись тогда ее необычностью, нам за нее дали премию "За выдающиеся проекты и строительство по ним". А это была высшая премия по строительству в Союзе. Ну и третье — меня в то время назначили директором. Тоже важное для меня событие, ведь доверие нужно было оправдать.

А вообще, все станции мне, как дети у матери, — люблю по-разному, но родные все.

P.S. — Валерий Владимирович, а откуда этот кусок хрусталя на вашем столе?

— Когда на входе станции "Купаловская" будете спускаться по лестнице, поднимите глаза вверх. Там есть панно, сделанное из белорусского стекла. Этот кусочек оттуда. Взял на память.

Все интервью