Появление в 1862 году в Беларуси железнодорожного транспорта открыло новые возможности для экономического прогресса. Благодаря железной дороге Минск превратился в крупный транспортный узел, а столичный железнодорожный вокзал стал визитной карточкой страны: отсюда тысячи иногородних гостей начинают знакомство с городом. Нынешний комплекс построен в начале 2000-х годов, но до этого не раз менял облик. О том, как вокзал станции Минск-Пассажирский готовится принять гостей Евроигр-2019, дополнительных мерах безопасности и комфорте пассажиров в интервью корреспонденту БЕЛТА накануне профессионального праздника, Дня железнодорожника, рассказал начальник станции Виктор Низохин.
- Виктор Николаевич, какие проекты планируется реализовать в ближайшее время?
- В начале июля мы приступили к замене эскалаторов, которые функционировали круглосуточно почти 17 лет и к этому времени выработали свой ресурс. Поставщиком нового оборудования была выбрана греческая фирма Kleemann, а работы по демонтажу и монтажу выполняет предприятие ОАО "Беллифт". Срок реализации проекта - апрель 2018 года. Из восьми эскалаторов обновятся шесть, замену проводим постепенно, поэтапно. Предусмотрено три очереди строительства. К первой и второй относится замена четырех эскалаторов, которые связывают цокольный этаж с первым этажом, к третьей - замена двух эскалаторов в центральном фойе.
Планируется обустройство диспетчерского пункта контроля и управления грузоподъемными установками. Эта инновация позволит одному человеку отслеживать работу эскалаторов, траволаторов и лифтов, сидя за монитором в помещении, куда будут выведены сигналы с камер видеонаблюдения (в настоящее время эти функции разделены). Кроме того, в планах к будущему летнему сезону оборудовать кассовые залы современной системой кондиционирования. В прошлом году проект реализован в зале ожидания.
Еще одна приоритетная задача - модернизация системы пожарной сигнализации. Двери в служебные помещения будут оборудованы системой контроля доступа. Таким образом, служебные помещения станут доступны исключительно для сотрудников вокзального комплекса. Продолжится работа по модернизации системы видеонаблюдения, что позволит повысить безопасность во время нахождения на территории вокзального комплекса.
- Не успели горожане забыть 2014 год, когда Минск впервые принимал чемпионат мира по хоккею. И вот через несколько лет хоккейные болельщики вернутся на улицы белорусской столицы. Не менее масштабное спортивное событие ожидает минчан в 2019 году - II Европейские игры. Введен пятидневный безвизовый режим. Насколько приспособлен вокзал для иностранных туристов?
- В преддверии чемпионата мы провели большую подготовительную работу по созданию средств пространственного ориентирования. Все указатели, информационные сообщения дублируются на английском языке. Билетные кассиры прошли обучающие курсы, наработали минимальный словарный запас, достаточный для общения с иностранными гостями. Наши работники могут оказать помощь не только англоязычным туристам, есть специалисты, владеющие немецким и испанским языками. Но мы еще раз вернемся к этому вопросу, перед Европейскими играми сформируем группы, чтобы повысить уровень знаний наших сотрудников.
- Одной из претензий пассажиров к инфраструктуре вокзала раньше было отсутствие бесплатного доступа в интернет. Недавно такая услуга появилась. Насколько она востребована?
- Теперь сложно представить жизнь без мобильных телефонов, смартфонов, без доступа во Всемирную паутину. В июле в здании вокзального комплекса, гостинице "Экспресс", расположенной в шаговой доступности, установлены точки доступа Wi-Fi. Проект призван расширить список дополнительных услуг, предоставляемых пассажирам, повысить туристическую привлекательность Беларуси, а также сделать пребывание на вокзале гостей столицы более комфортным. Технология тестировалась более двух недель, и, я вам скажу, спрос на услугу растет с каждым днем. Чтобы каждый мог воспользоваться свободным доступом в интернет, мы разместили информационные таблички с указанием процедуры подключения. Она проста: пользователю всего лишь необходимо ввести номер мобильного телефона в поле авторизации, после чего он получит SMS с паролем для подключения. Авторизация действует в течение 24 часов.
- Во все сферы приходят IT-технологии, пассажирские перевозки не исключение. Как меняется обслуживание тех, кто путешествует железнодорожным транспортом?
- Мы развиваем данное направление, минский вокзал среди других вокзалов республики находится на передовой в плане внедрения инноваций. Вокзальный комплекс оборудован справочными терминалами, где с помощью услуги видеозвонка пассажир может получить бесплатную консультацию специалиста.
Еще одно новшество - терминалы самообслуживания. Думаю, уже многие знают, что можно самостоятельно распечатать приобретенный через интернет проездной документ. Эта тема для нас актуальна, поскольку с каждым годом увеличивается количество билетов, проданных онлайн. Так, услугой покупки билета посредством электронной регистрации на поезда в I полугодии текущего года воспользовалось на 28,6% пассажиров больше, чем за аналогичный период прошлого года, на 9,3% стало больше тех, кто приобрел билет через сеть Интернет. Услуги пользуются спросом в первую очередь у молодого поколения.
Вместе с тем еще значительное количество граждан не готово отказаться от привычной покупки проездного документа через билетную кассу. Часто встречается, что терминал самообслуживания свободен, а кассир работает в привычной загруженности. Но все развивается, и, как я уже заметил, отмечается значительный рост продаж билетов новым способом.
Пока увеличивать количество терминалов мы не планируем, работаем над вопросом их наиболее удобного расположения. Практика показывает, что востребованы те, что установлены в местах с активным пассажиропотоком.
- Есть ли необходимость в развитии точек торговли и общественного питания?
- Считаю, что на вокзале достаточно мест, где можно купить продукты в дорогу, сувениры, перекусить. В прошлом году открылось кафе известной сети быстрого общественного питания.
- Как обстоят дела на вокзале с безбарьерной средой?
- В целом инфраструктура приспособлена для передвижения людей с ограниченными возможностями. Вокзальный комплекс оборудован пандусами, лифтами, на определенной высоте расположены кнопки вызова сотрудника в случае, если необходимо содействие в приобретении билета или сопровождении. Также можно предварительно позвонить в дежурную службу, которая всегда готова помочь и сопроводить пассажира. В настоящее время прорабатывается вопрос закупки специального подъемного устройства, позволяющего маломобильным группам населения беспрепятственно совершить посадку в вагон. Если из Минска отправляется пассажир с ограниченными возможностями, в обязательном порядке информируем сотрудников станции прибытия.
- Несколько лет назад на вокзале появились специальные зоны для курения. Как отнеслись к нововведению пассажиры? Не планируете количество таких зон увеличивать?
- Зоны для курения оборудованы на платформах, а также на Привокзальной площади. Их достаточно. Граждане отнеслись к инициативе с пониманием, редко нарушают установленный порядок. Везде размещены информационные сообщения с указанием расстояния до ближайшей площадки.
Напоследок хочу сказать, что станция Минск-Пассажирский является одним из важнейших объектов железнодорожной инфраструктуры Беларуси, что обязывает нас идти в ногу со временем и ежедневно совершенствовать качество услуг, предоставляемых пассажирам.
Надежда МАТВЕЕВА,
БЕЛТА.-0-