Каждый год 15 марта мы отмечаем государственный праздник — День Конституции Республики Беларусь. Это уже двадцатый по счету день рождения Основного Закона, по которому живет наше демократическое социальное правовое государство. Для чего нужен Конституционный Суд, какие важные вопросы он решает и почему уважение к праву надо формировать еще с детского сада? Об этом и многом другом в интервью газете «7 дней» рассказал судья Конституционного Суда Республики Беларусь Тадеуш Воронович.
— Чем конкретно занимается государственный орган, который вы представляете? Думаю, не все четко понимают его функции.
— Конституционный Суд призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, а также гарантированные Основным Законом страны права и свободы граждан. Это тот единственный государственный орган, который осуществляет контроль за конституционностью действующих в Беларуси нормативных правовых актов, это его одно из основных полномочий. Оно было особо актуально на начальном этапе становления государства, когда формировалась новая правовая система, происходили значительные изменения в законодательстве. Тогда было много нестыковок. Сейчас за столько лет действия нашего Основного Закона законодательная база приведена в порядок. В 2008 году к прежним полномочиям добавились новые, в числе которых обязательный предварительный контроль на соответствие нормам Конституции всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики до подписания их Президентом. Функция предварительного конституционного контроля всех законов, кстати, есть не во всех странах постсоветского пространства. Нечто подобное, пожалуй, существует только в Казахстане. Но там, в отличие от нас, рассматриваются только те нормативные правовые акты, которые будут представлены перед Конституционным Советом Казахстана. Российские эксперты сходятся во мнении, что такой контроль необходим. Ведь проще устранить неконституционность нормативного акта или его отдельных положений на данной стадии, чем признавать их не соответствующими Конституции в последующем.
— В каких сферах высокому суду приходится применять свои полномочия для защиты прав и свобод граждан?
— Решения принимаются по результатам анализа правовых проблем, связанных с реализацией конституционных норм и принципов. В актах законодательства иногда встречаются пробелы, коллизии, правовая неопределенность. Многие вопросы связаны с процессуальным, в том числе административно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством. Например, на законодательном уровне было закреплено, что арестованный или осужденный к лишению свободы вправе обжаловать наложенное на него взыскание. Но процессуального механизма, как это сделать, куда подавать жалобу, в какие сроки, нигде указано не было. Или вот еще. В прошлом году была затронута очень серьезная проблема, связанная с признанием граждан недееспособными. У нас сегодня гражданин, который ввиду психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным, и в этом случае становится, по сути, бесправным. Все его интересы будет представлять опекун. Иногда этим удобным моментом пользуются недобросовестные родственники больного человека. Поэтому было принято решение и предложено законодателю предусмотреть правовую норму, чтобы человек при выявлении у него психического заболевания в зависимости от его степени тяжести мог бы признаваться ограниченно дееспособным. Чтобы он все-таки мог совершать какие-то мелкие бытовые сделки.
— Помимо государственных организаций в Конституционный Суд обращаются ведь и граждане. Какие вопросы их тревожат?
— Те, что на слуху. Это и жилищные правоотношения: приватизация, есть льготы или нет и т.д. Много вопросов социального характера, а также связанных с пенсионным обеспечением, трудовыми отношениями, с реализацией права на судебную защиту. Люди с надеждой обращаются к нам, испробовав все возможные им средства правовой защиты в других государственных органах.
К сожалению, сегодня граждане не могут обратиться к нам с индивидуальной конституционной жалобой. Однако это можно сделать через компетентные органы, наделенные правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности какого-либо нормативного правового акта. Конечно, актуально, чтобы такая возможность была и у граждан. Но решение этого вопроса связано с внесением изменений в наш Основной Закон, а это такой документ, который не должен часто меняться. Для внесения поправок нужны очень серьезные основания, так как стабильность Конституции — это стабильность в обществе. Индивидуальная конституционная жалоба — это тот институт, который способствует включению граждан в процесс управления государством и обществом. Рано или поздно мы к введению этого института придем. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, здесь есть как плюсы, так и минусы. В государствах, где есть широкая практика использования подобных обращений граждан, когда можно обжаловать любой нормативно-правовой акт, конституционные суды просто перегружены. На 1,5—2 года выстраивается очередь для рассмотрения обращений. И только маленький процент из этих жалоб признается обоснованным.
— Как вы оцениваете уровень юридической грамотности наших граждан?
— Для меня важны два понятия — юридическая грамотность и уровень правосознания. Человек может быть юридически грамотен в определенной сфере, но при этом уровень правосознания у него будет низкий. Взять, например, рецидивиста. У него было достаточно времени, чтобы досконально изучить нужные ему нормативные акты. Но свои знания он будет использовать во вред обществу. Сегодня люди хорошо знают законы и свои права. Проблема в другом: как свои поступки человек соотносит с правовыми нормами. Уважение к праву надо формировать с детского сада. Хотелось бы, чтобы уровень правосознания наших граждан повышался. Чтобы мы не только знали свои права, но помнили и об обязанностях. Свобода каждого человека небезгранична. Она заканчивается там, где начинается свобода другого.
— Что лично для вас Конституция?
— С одной стороны, это инструмент, с помощью которого наш суд выполняет свои функции. С другой — Основной Закон, по которому устроено наше государство и общество, в котором закреплены права и обязанности граждан. Конституция дает программу развития будущего. По сути она — общественный договор, который во многом определил судьбу нашей страны.