Какие действия предпринимают в Союзном государстве для купирования угроз со стороны НАТО
Тигран Мелоян
В интервью польскому экс-судье Томашу Шмидту аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян рассказал, какое значение для НАТО имеют Балтийское, Черноморское и Северное направления, что скрывается за наращиванием инфраструктуры НАТО и какой стратегии придерживается альянс по отношению к России. В развитие темы аналитик ответил, что предпринимается Россией и Беларусью для купирования возросших угроз военного характера и чего ожидать в будущем.
- Мы говорили о том, что с 2014-2016 годов Балто-Черноморье пребывает в состоянии повышенной милитаризации. У границ России и Беларуси возросло число военных объектов, логистических узлов и сейчас дислоцируется почти стотысячная группировка натовских войск. Какие меры в связи с этим принимают Россия и Беларусь в рамках Союзного государства?
- Что касается балто-черноморской линии соприкосновения, то Республика Беларусь здесь остается единственным союзником Москвы, не дающим полностью сомкнуться балтийскому и черноморскому флангам "кордона", тогда как Украина и Молдова находятся в процессе активного встраивания в него. На протяжении долгого периода Россия занимала позицию обороняющейся державы, не принимая каких-либо ответных мер на недружественные шаги НАТО, в числе которых превращение Украины в антироссийский форпост. Однако 2014 год стал переломным моментом во внешнеполитическом курсе российского государства. Так, был обозначен переход к вынужденным наступательным действиям, изначально выразившимся в присоединении Крыма, а с 2022 года - Донецкой и Луганской Народных Республик. В ходе новой сложившейся оперативной обстановки также были присоединены Запорожская и Херсонская области.
В 2023 году по просьбе Президента Александра Лукашенко дело дошло до размещения на территории Беларуси российского тактического ядерного оружия (ТЯО), что стало важным стратегическим ответом на действия НАТО у границ республики. На отход от принципа прекращения практики развертывания ядерного оружия на территории неядерных государств в том числе повлияло отсутствие каких-либо позитивных подвижек по американскому ТЯО в Европе, а также общий рост напряженности в отношениях России с Западом. Как это скажется на безопасности соседних стран, в частности Польши, можно говорить долго, однако получен дополнительный фактор, требующий учета при формировании новой архитектуры безопасности в Европе.
На текущий момент Союзное государство - самый знаковый интеграционный проект на Балто-Черноморском пространстве, представляющий собой альтернативу центробежным силам в регионе. За 25 лет существования Союзного государства создана обширная правовая база военно-политического сотрудничества между Россией и Беларусью. Высокий уровень интеграции двух стран в оборонной сфере, одинаковое понимание проблем безопасности и механизмов ее обеспечения подтверждает наличие Военной доктрины Союзного государства. Кроме того, в рамках Союзного государства образована совместная группировка войск и действует общая система ПВО. Вместе с тем в настоящее время на территории Беларуси размещены два российских военных объекта: 43-й зональный пункт связи ВМФ РФ "Вилейка" и 474-й отдельный радиотехнический узел "Барановичи" с РЛС "Волга". Также на регулярной основе стороны проводят совместные военные мероприятия, ориентированные на повышение уровня интеграции Вооруженных сил Союзного государства. К такого рода мероприятиям можно отнести военные учения "Запад-2013", "Славянское братство - 2020", "Союзная решимость - 2022" и др. Примечательно, что учения, проводимые в рамках Союзного государства, в последние годы стали практически полностью симметричны мероприятиям НАТО, в ходе которых у границ Беларуси периодически появляются сертифицированные носители ядерного оружия, причем это как тактическая авиация (истребители F-16), так и стратегические бомбардировщики.
- Каковы стратегия и наращивание Россией своих силовых возможностей в ответ на недружественные шаги Запада?
- Помимо первого в истории современной России размещения тактического ядерного оружия за пределами национальной территории, Москва ведет активные работы по усилению потенциала группировки на южных и северо-западных рубежах.
Последние десять лет на южных территориях России фиксируется количественное и качественное наращивание военного потенциала Южного военного округа и Черноморского флота. В 2014 году в ЮВО были созданы четыре механизированные дивизии на базе существующих бригад. Более того, усиление ЮВО было вызвано необходимостью сделать Крым более безопасным и неприступным для противника. Так, постепенно на полуостров стали перебрасываться средства воздушной и береговой обороны. В 2015 году здесь были развернуты береговые комплексы "Бастион", позже усиленные сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Оникс" дальностью 350 км и дополненные береговыми ракетными комплексами "Бал" дальностью поражения до 120 км. Зона действия этих ракетных систем по сравнению с их прежними позициями в Краснодаре позволила расширить зону контроля почти на все воздушное и водное пространство Черного моря, тем самым создавая угрозу для кораблей НАТО. Далее, в 2018 году, в Крым был переброшен второй дивизион С-400 "Триумф", расширивший зону действия российской ПВО в Черноморском регионе до 400 км. Наконец, для взятия Черноморского региона под полный контроль и превращения его в анти-интервенциональный регион (A2AD) к 2020 году Крым был оснащен всеми необходимыми средствами радиоэлектронной борьбы.
Параллельно создается и усиливается потенциал группировки в Калининградской области, в первую очередь в виде различных видов вооружений большой дальности - пусковые установки "Искандер-М", береговой ракетный комплекс "Бастион", носители гиперзвукового ракетного комплекса "Кинжал", ЗРК С-400, крылатые ракеты "Калибр". Отдельные виды перечисленных вооружений способны создавать встречную угрозу, причем не только сопредельным странам на Балто-Черноморском пространстве.
Не может оставаться незамеченным переформирование Западного военного округа в два новых стратегических территориальных объединения ВС РФ - Московский и Ленинградский военные округа. Подобное разделение должно позволить эффективнее управлять российскими войсками и оперативно реагировать на проблемы, учитывая то, как меняется обстановка у российских границ. После завершения формирования двух округов Ленинградский военный округ будет парировать угрозы со стороны Финляндии, Швеции и стран Балтии, а Московский - на украинском направлении. Кроме того, согласно указу №141 "О военно-административном делении Российской Федерации", подписанному Президентом России, Донецкая и Луганская Народные Республики и Запорожская и Херсонская области включены в состав Южного военного округа, зона ответственности которого включает в себя черноморскую акваторию и восточное Средиземноморье.
Ну и, наконец, вспомним две главные новости последних недель сентября - подписание Президентом Владимиром Путиным указа об увеличении штатной численности вооруженных сил до 2 389 130 человек. Собственно, этот указ в том числе направлен на то, чтобы решить кадровый вопрос вновь созданных военных округов.
И, конечно же, обновление ядерной доктрины РФ. В обновленном документе, о содержимом которого мы пока что знаем только из уст Президента, ясно дается понять, что нападение на Россию не обязательно должно быть совершено государством, обладающим ядерным оружием, или с использованием самого ядерного оружия, чтобы за этим мог последовать ядерный ответ. Теперь будет достаточно того, чтобы инцидент, когда неядерная держава, атаковавшая Россию при поддержке страны, обладающей ядерным оружием, рассматривался как совместная агрессия против России.
Более того, было заявлено, что Россия оставляет за собой право нанести ядерный удар по той стране, которая будет угрожать существованию Беларуси. Этот пункт также планируется прописать в Договоре о гарантиях безопасности между Россией и Беларусью к 25-летию образования Союзного государства.
Отныне порог для применения ядерного оружия снижен, что, по идее, должно помочь вернуть страх, который потеряли недруги. Во многом все это стало вынужденной ответной мерой на угрозы наносить удары западным оружием по российской территории на стратегическую глубину и участившимися учениями НАТО у белорусских границ.
- Как будут развиваться события далее?
- Курс на проведение дальнейших наступательных действий и расширение военно-политического контроля над территорией Украины будет продолжен. Здесь не должно быть каких-либо сомнений. Этого требует текущая оперативная обстановка, особенно на фоне разговоров о предоставлении странами НАТО разрешения Украине наносить удары дальнобойным оружием вглубь российской территории. На этом фоне лучшим ответом России является создание контругроз для европейских стран, например в районе устья Дуная и в Карпатах. Иными словами, Дунай и Карпаты - в ответ на Финский залив и Калининград.
При этом отдельно отмечу, что создаваемые силовые потенциалы НАТО у границ России в виде размещения дальнобойных ракет отнюдь не способствуют укреплению безопасности альянса, как это принято повсеместно считать. С одной стороны, действия такого рода вынуждают Россию реагировать. С другой - особенно угрожающе в этой ситуации то, что в итоге даже регионально развернутые силы и средства стран НАТО обладают возможностью поражать стратегические цели на российской территории, что вполне способно спровоцировать ядерный конфликт.
Говорит ли все это о неизбежности столкновения России и НАТО в среднесрочной перспективе? В условиях сильнейшего недоверия и взаимной неприязни полностью исключать ничего нельзя, но все же не стоит гипертрофировать страхи. Как можем наблюдать последние два года, цель НАТО - это не участие в прямом конфликте с Россией, а создание постоянных угроз у ее границ и ее существованию, в том числе гибридными методами. Если говорить языком стратегии, то она для НАТО состоит в том, чтобы объединить балтийский и черноморский фланги "кордона", который продолжит свое развитие в сторону Южного Кавказа, образуя полноценную Балто-Черноморскую дугу, нацеленную на сдерживание России. Если быть более точным - блокирование территории России с моря и суши с постепенным увеличением силы изоляции.
В перспективе Западом будет приложено еще немало усилий, чтобы довести этот замысел до своего логического конца. Отсюда можно прогнозировать в том числе нездоровый интерес стран западного блока к внутриполитической ситуации в Беларуси, особенно накануне выборов 2025 года. Похожее давление сейчас на себе испытывают нынешнее руководство Грузии и пророссийские и центристские силы в Молдове, где в октябре этого года должны пройти парламентские и президентские выборы соответственно.
БЕЛТА.-0-