Якорные проекты, взаимодополняемость экономик и морские курорты. Генконсул Беларуси о связях с Хошимином
Руслан Варанков
Беларусь и Вьетнам планомерно расширяют всесторонние, в том числе экономические связи, ориентируясь на взаимную выгоду. В марте 2022 года во вьетнамском городе Хошимин начало работать генеральное консульство Республики Беларусь. Это стало знаковым событием для продвижения торгово-экономического сотрудничества нашей страны с регионом южного Вьетнама. Как отметил в интервью корреспонденту БЕЛТА в канун Дня независимости Вьетнама генеральный консул Беларуси в Хошимине Руслан Варанков, открытие загранучреждения стало своеобразным мостом между белорусским и южновьетнамским бизнесом. Он рассказал, чем было обусловлено решение о расширении белорусского дипломатического присутствия в южном регионе Вьетнама и реализации высокого потенциала двустороннего взаимодействия в торгово-экономической и других сферах, а также об особенностях развития Хошимина.
- Руслан Николаевич, по вашему мнению, что делает Хошимин особенным, почему для Беларуси важно дипломатическое присутствие в этом регионе?
- Для ответа на этот вопрос необходимо погрузиться сразу в несколько контекстов. Первый касается традиционно дружественных, близких отношений, которые связывают Беларусь и Вьетнам. Мы все помним интернациональную помощь, которую БССР оказывала тогда еще Демократической Республике Вьетнам в деле освобождения юга страны от интервентов и воссоединения в одно государство.
В эту же категорию подпадает подготовка в белорусских учебных заведениях вьетнамских специалистов, которые в последующем трудились и продолжают трудиться во благо развития Вьетнама во всех сферах функционирования государства - от промышленности и сельского хозяйства до государственного управления и культуры.
Эту помощь, как и в целом ценную экономическую поддержку молодой, только вырвавшейся из колониальных оков стране, хорошо помнят и высоко ценят старшее и среднее поколения вьетнамцев. В ходе моих встреч я регулярно встречаю людей, которые тепло благодарят за это Беларусь. Этот контекст делает нас особенно желанными и дорогими гостями во Вьетнаме. Особую актуальность он обретает в текущих условиях политического и санкционного давления на нашу страну со стороны государств Запада и, как результат, разворота Беларуси в сторону государств дальней дуги, как это определил глава белорусского государства.
Второй важный аспект - географическая специфика Вьетнама. Его территория, сопоставимая по площади с Германией, Малайзией и Польшей, вытянута с севера на юг на 1750 км. При этом самая узкая ее часть - с запада на восток - составляет всего 48 км. Политический центр, столичный город Ханой, удален от финансово-промышленного центра государства, хошиминской агломерации, на 1137 км.
Эти обстоятельства усложняют возможности поддержания постоянных контактов белорусского посольства в Ханое как с государственными структурами, так и с бизнесом южного Вьетнама. Логичным и наиболее правильным шагом для выравнивания ситуации является установление здесь постоянного дипломатического присутствия. В нашем случае - в формате генерального консульства.
Третий, возможно, наиболее важный аспект - это торгово-экономический потенциал юга Вьетнама, включающего в себя два из четырех его основных экономических регионов: южный ключевой экономический регион и ключевой экономический регион дельты реки Меконг с суммарной экономической мощью порядка 40% ВВП страны.
Хочу обратить внимание, что во Вьетнаме выделяют четыре ключевых экономических региона: северный, центральный, южный и дельту реки Меконг. В регионе размещения генерального консульства расположены два последних.
В ключевой южный экономический регион входят город центрального подчинения Хошимин, провинции Бариа-Вунгтау, Биньзыонг, Биньфыок, Донгнай, Лонган, Тиензянг и Тэйнинь, в ключевой экономический регион дельты реки Меконг - город центрального подчинения Кантхо, провинции Анзянг, Камау и Кьензянг. Оба южных ключевых экономических региона играют ведущую роль в развитии экономики Вьетнама, в совокупности принося около 40% для ВВП Вьетнама, или более $160 млрд по прогнозу на 2024 год.
Во Вьетнаме действуют более 400 индустриальных парков, в том числе 4 зоны экспортной переработки с общей площадью более 89 тыс. га. Юг страны является самым крупным по их количеству: на 5 ключевых регионов - город Хошимин, провинции Донгнай, Бариа-Вунгтау, Биньзыонг и Лонган - приходится более половины площадей, или примерно 45 тыс. га. На их территории реализуется более 8 тыс. проектов с общим объемом накопленных инвестиций около $100 млрд. На юге также расположены 10 из 34 морских портов страны. С учетом приоритетности на текущем этапе для Беларуси экономической дипломатии это и есть raison d'être для нашего генерального консульства в Хошимине.
- Развивая тему экономического сотрудничества, что Беларусь и Вьетнам могут предложить друг другу? Какие, с вашей точки зрения, наиболее перспективные стратегии взаимодействия?
- Ни для кого не секрет, что с первых дней нашего дипломатического присутствия во Вьетнаме мы исходим из того, что экономики двух наших стран комплементарны. Что это значит? Как раз классическое международное разделение труда, в котором его понимали Адам Смит и Давид Рикардо: Беларусь имеет обширные компетенции в области машиностроения, нефтехимии, переработки и производства продуктов питания, создания производственных кластеров в молочной и мясной промышленности. Вьетнам, со своей стороны, является крупным производителем электроники, экспортирует товары сельского хозяйства и морского промысла, имеет развитую морскую и курортную индустрии, которые недоступны в Беларуси из-за ее природно-климатических и географических особенностей. Таким образом, мы можем взаимно удовлетворить потребности друг друга, не вступая в конкуренцию.
Разумеется, такое объяснение перспектив сотрудничества Беларуси и Вьетнама является сильным упрощением, а экономическая теория со времен классиков претерпела несколько этапов эволюции и сейчас учитывает гораздо больше факторов успеха международной торговли между двумя государствами.
Но и мы в наших экономических отношениях ушли гораздо дальше: в 2015 году заключили с Вьетнамом полноценное соглашение о зоне свободной торговли, которое стало первым документом Евразийского экономического союза, подробно регламентирующим экономическое взаимодействие с третьим государством. К слову сказать, Европейский союз смог заключить аналогичный договор с Вьетнамом только спустя четыре года. Это тоже определенный сигнал со стороны Вьетнама, свидетельствующий о его особом отношении к постсоветскому пространству в целом и к Беларуси в частности.
Возвращаясь к торгово-экономическому сотрудничеству и его перспективным формам, нам нужно понимать, что и другие 14 соглашений о свободной торговле, в которых участвует Вьетнам, создают благоприятные условия для товаров из конкурирующих с нами стран.
Беларусь, как и любые другие государства, стремится больше производить у себя, создавать собственные производства для замещения импортируемой продукции, повышая компетенции местного персонала и развивая технологический потенциал страны. Точно так же и Вьетнам нацелен производить на своей территории больше наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Примерами такой кооперации можно назвать имеющиеся на юге Вьетнама заводы корпораций Intel, Microchip, Samsung, Kumho, Sanofi, Heineken, Lego, Procter & Gamble.
Очевидно, что и мы должны активнее использовать этот инструментарий, особенно с прицелом на создание совместных производств, на которые можно повесить бирку "Сделано во Вьетнаме" или "Сделано в АСЕАН". Именно в такой форме видится самый большой потенциал, позволяющий нам основательно закрепиться и не зависеть от разовых или эпизодических поставок. Такие якорные проекты притянут за собой и другие смежные белорусские товары. Пример работы по такой схеме имеется на севере Вьетнама, где в провинции Хынгйен функционирует сборочное производство грузовой техники МАЗ. Мы на юге также нацелены на запуск производства совместной технологичной белорусско-вьетнамской продукции. На этом направлении уже ведется активная работа, но мне бы пока не хотелось забегать вперед.
Другой формой нашего экономического присутствия является повышение осведомленности о наших предприятиях и продукции. Важным шагом стало бы проведение страновых рекламных или совместных кампаний белорусских производителей, пропагандирующих высокое качество нашей продукции. Этим путем мы идем вместе с некоторыми белорусскими предприятиями пищевой и молочной продукции, планируем совместно с вьетнамскими партнерами провести маркетинговые исследования для выявления наиболее перспективных товаров в местных торговых сетях.
Хотел бы подчеркнуть также важность участия белорусских производителей в проводимых в Хошимине специализированных выставках и сопутствующих им мероприятиях B2B. Вьетнамский бизнес придерживается традиционного формата взаимодействия, когда личный контакт является залогом успешного построения бизнеса.
- С февраля 2024 года в консульский округ генерального консульства дополнительно вошли 16 провинций и город центрального подчинения. Каковы перспективы развития межрегионального сотрудничества Беларуси с этими административными единицами?
- С 2022 года, когда начало функционировать генеральное консульство, существенно активизировалось сотрудничество между Минском и Хошимином. Базисом для этой активизации стало соглашение о побратимстве между двумя городами. В частности, и в 2022, и в 2023 годах состоялись визиты в Хошимин заместителя председателя, а затем и первого заместителя председателя Мингорисполкома. Принципиально, что в состав делегации всегда включаются представители значимых предприятий Минска и Беларуси в целом.
Эти визиты, одновременно сочетающие в себе форматы G2G, G2B и B2B, позволяют нащупать новые перспективные ниши для наших товаров во Вьетнаме, совместно урегулировать отдельные возникающие вопросы.
В этом году мы не только планируем провести аналогичный визит, но и пойти дальше - организовать Дни Минска в Хошимине. Это мероприятие будет сочетать в себе официальный компонент с участием руководства двух городов, мероприятие для ассоциаций бизнеса и деловых кругов Беларуси и Хошимина, а также культурную программу.
По схожему принципу мы хотели бы построить работу и с другими провинциями: заключить межрегиональные соглашения о сотрудничестве как уже зарекомендовавший себя механизм для налаживания прямого диалога между бизнесами. И в этом контексте вижу роль генерального консульства не только служить мостом между регионами двух стран, но и в том, чтобы выступать идейным вдохновителем активизации взаимодействия, имеющим возможности на местах определить точки соприкосновения. Например, мы уже работаем над установлением побратимских связей между одним из областных центров Беларуси и городом Вунгтау - крупнейшим нефте- и газодобывающим полюсом Вьетнама.
- Какие перспективы развития туристических связей между нашими странами с учетом современных реалий?
- Тема туризма особенно актуальна с учетом фактически закрытой для наших граждан возможности посещения европейских государств и роста цен в традиционных для Беларуси местах отдыха Египте и Турции.
Регионы южного Вьетнама - это новое, еще не избитое направление, гостеприимно принимающее наших соотечественников. По разнообразию природы, климату с постоянной круглогодичной температурой, протяженной морской береговой линией, яркой кухней и самобытной культурой - идеальное и интересное место для белорусских туристов.
Так же и Беларусь с ее зелеными лесами, голубыми озерами и реками в сочетании с уникальной архитектурой и культурой - привлекательное туристическое направление для вьетнамцев.
Уверен, что росту туристических обменов поспособствует и заключенное между нашими странами соглашение о безвизовых поездках, по которому стороны пока проводят внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.
Убежден также, что увеличение туристических потоков окажет положительное влияние и на активизацию бизнес-контактов между странами.
В целом хочу заметить, что нет незначительных направлений и форм взаимодействия: все они по-своему важны и служат одной цели сближения народов Беларуси и Вьетнама.
Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-