Нашумевший еще до начала съемок национальный кинопроект "Авель" стартует 28 января. Международная команда белорусского блокбастера практически в сборе, уже идут репетиции. Заявления его создателей столь амбициозны, что пристального внимания общественности проекту не избежать. Компания Nonstop Media, ставшая победителем открытого конкурса национального кинопроекта, понимает, что для успеха этого мало. И идет по пути сотрудничества с именитыми персонами в сфере кинобизнеса. Одной из таких персон является режиссер фильма "Авель" Уильям Де Виталь, приехавший в Беларусь из Америки. Загадочная личность Уильям Де Виталь, о ком уже столько сказано в белорусской прессе и не сказано ничего, поделился с корреспондентом БЕЛТА своими задумками о работе над проектом.
- Уильям, в Беларуси о вас практически ничего неизвестно, но разговоров много.
- Это меня не удивляет, поскольку я отношусь к разряду людей, которые предпочитают работать, пока другие говорят. Я не люблю публичности, стараюсь по возможности избежать общения с прессой. Может быть, и потому, что в свое время, в 1987 году, одна из газет сообщила, что я погиб на съемках. Раньше, молодой, делал попытки бороться с выдумками, но со временем я перестал обращать на это внимание. Мне некогда тратить на это время. В кино я вошел давно, еще в 1976 году, и очень прочно. Тогда работал в Советском Союзе, а уехал из страны в 1991-м. Мой принцип - больше работать и меньше говорить - себя оправдал. Америка меня многому научила. Не хотелось бы выпячиваться, но там я известная личность. Я разносторонний человек и говорю это без стеснения.
- Чтобы расставить точки над "i", представьте, пожалуйста, свою визитную карточку.
- Знаете такой сайт IMDb? Лучшей визиткой для любого представителя кино является попадание в базу IMDb. Здесь аккумулирована информация со всего мира о личностях кино и их работах. Встречаются и русские фильмы. Это независимая платформа, сведения там не разместишь по желанию автора. Чтобы появилась твоя страничка на IMDb, информацию собирают в компаниях, у продюсеров. Более того, существует такая практика, когда поступают предложения о бесплатной работе. И люди идут на это только для того, чтобы у них был послужной список, чтобы попасть в базу IMDb. На моей страничке, куда я лишь добавил фотографию, чтобы не было сомнений, что это именно я, а не кто-то другой, сегодня размещена информация о 106 моих фильмах. Из значимых - "Рыба-меч", "Царь скорпионов", "Техасский рейнджер", "Блейд-2", "СиэСай" - один из самых сильных сериалов в Америке, недавно вышел "Мой личный ужасный враг", где я выполнял трюки и играл роль. Ну и, конечно, "Индиана Джонс". Есть отдельно и мои актерские работы.
На 93 картинах я работал как режиссер второго юнита. Это режиссер, который снимает второй группой. Первый юнит - режиссер-постановщик - снимает в основном главных героев. Второй режиссер на правах режиссера-постановщика самостоятельно снимает со вторым оператором сцены этого же фильма, которые не требуют участия главного героя. Есть и работы, которые я снимал как режиссер для кого-то. Это происходит, например, как в литературе: автор выдает творение за свое, хотя написано оно молодыми писателями. Я негласно работал режиссером в фильме по заказу канала Si-fi, где режиссером выступал актер, игравший главную роль. А первая моя "проба пера" в режиссуре была еще в работе на картине "Искусство жить в Одессе". Георгий Юнгвальд-Хилькевич доверил мне, начинающему режиссеру, снимать некоторые сцены. На площадке было созвездие: Алексей Петренко, Виктор Авилов, Олег Табаков, Светлана Крючкова, Андрей Соколов, Александр Ширвиндт. И как-то я справлялся, будучи очень молодым. Так что говорить о том, что у меня нет режиссерских работ, совсем не верно. Всего фильмов с моим участием уже перевалило за 350, я и считать перестал. Ну а если у кого-то есть сомнения, милости просим, всегда можно зайти на сайт IMDb и убедиться.
- Вы состоявшийся и востребованный режиссер и актер. Что привлекло вас к работе над "Авелем"?
- Изначально планировалось, что я буду постановщиком трюков. Но продюсеры Сергей Жданович и Юрий Игруша увидели, что я делаю, как я делаю, и тогда возникло другое предложение. Для меня стать режиссером-постановщиком значит иметь возможность выразиться и, наконец, сделать так, как я это вижу. К самостоятельной режиссерской работе я уже давно шел. И очень помог мне в этом Януш Каминский. Это человек, который все время рядом со Стивеном Спилбергом. На всех фильмах Спилберга Януш либо художественный руководитель, либо оператор. Но у него есть и свои режиссерские работы. И в одной из них мне посчастливилось сниматься как актеру. На кастинги, где отобрали меня, пришли более 500 человек. Как объяснил позже Каминский, я был единственным с киношным образованием, а ему очень интересно работать с людьми, которых не нужно обучать. Я рассказывал ему о своих работах режиссера второго юнита, показывал материалы известных фильмов с моим участием. И услышал: "Парень, тебе нужно самому снимать". Тогда я ответил что-то вроде: "Время не пришло". С того разговора прошло три года, и сегодня момент попробовать себя полноправным режиссером настал. Не могу назвать это амбициозными планами. Это итог, результат всей моей творческой жизни. Я не лукавлю, и никогда не стеснялся, что начинал с трюков. Был этаким черновым рабочим кино.
И вырос до специалиста, каким сейчас являюсь. Ничего зазорного в том нет, начав карьеру как трюковой актер, дойти до уровня режиссера второго юнита, а затем до режиссера-постановщика. Это абсолютно нормально и логично по профессии. Говорить об этом самому неудобно, но что есть, то есть.
- Уильям, ваше сотрудничество с кинокомпанией Nonstop Media не закончится одной режиссерской работой?
- Я очень благодарен судьбе за знакомство с руководителем компании Сергеем Ждановичем. Потому что он настоящий продюсер, и в Америке имел бы успех, вопрос только, нужно ли ему это там, у него и здесь все получится. У него далеко идущие планы. Планы интереснейшие. И когда я увидел себя в этих планах, то с удовольствием согласился. Как правило, продюсер и режиссер работают вместе не на одном проекте. И я не вижу никаких препятствий к продолжению нашего сотрудничества. Насколько я знаю, есть план открытия школы киноискусств под патронажем New York Film Academy. Это лучшая академия в Америке. В Беларусь смогут приезжать специалисты из Америки, чтобы обучать. А современный кинокомплекс, который планируется строить, будет оборудован лучшей техникой. И что особенно привлекательно для меня, здесь найдется место для "трюкового островка", каскадерской земли. Это такая площадка для занятий каскадеров. Вдобавок "островок" будет работать и как аттракцион с постоянно действующими шоу, как на студии Universal.
- Уже звучало, что вы готовы приглашать сюда людей, которые могут проводить мастер-классы, давать уроки.
- Совершенно верно. Скажу больше. Каскадеры первого эшелона, лауреаты премии трюкового "Оскара" Taurus World Stunt Awards готовы ехать сюда. И я верю, что все получится, верю в свои силы, вижу, что я сделаю. В зимней сессии съемок "Авеля" будет задействовано более 20 каскадеров из Беларуси, России, Украины, Латвии, Израиля, Катара, Австралии. А весной на съемки приедут около 10 специалистов из США, и это заоблачные актеры-каскадеры. Это дублеры Арнольда Шварценеггера, Тома Круза. Будет известный каскадер Коби Азарли - он занят в сцене самосожжения в Тунисе по сценарию. Не хвастаясь, это представители американских бригад кинозвезд первой величины. Они знают меня по моим работам. Когда стало известно, что я буду режиссировать фильм, то получил столько звонков, что сам не ожидал. Люди готовы ехать за тридевять земель, чтобы поддержать меня и поучаствовать в проекте.
- Генеральный продюсер рассказывал, что по сценарию "раскрошат" 9 автомобилей и 6 мотоциклов.
- В фильме будет две погони - автомобильная и мотоциклетная. Образно говоря, хороший мальчик будет догонять плохого. Когда они носятся, как шальные, по городу, они, естественно, устраивают аварийные ситуации. Это зрелищно, красиво, когда машины разбиваются, перелетают друг через друга. Не хочется заранее рассказывать, но то, что у нас запланировано, - рекордные трюки. Такого еще не делали. А в Беларуси это будет вообще впервые.
- В картине "Авель" многое впервые, и, конечно, пристального внимания вам не избежать.
- Думаю, да, мы будем снимать в центре города. Уже есть разрешение на съемки во время хоккейного матча. Кстати, хочу отметить, что государственные структуры во всем оказывают нам помощь. Например, нам пошли навстречу в решении вопроса съемок президентского кортежа. В Америке, если я обращусь с подобной просьбой, первое, что я услышу: цена $1,5-2 млн. Здесь об этом речи не идет. А в Америке говорят: фильм стоит столько, на сколько он выглядит. Мы очень надеемся, что сделаем все, чтобы "Авель" смотрелся как фильм на много миллионов. 28 января начало съемок. Начинаем с интерьеров, в милиции, в квартире у одного из главных героев, а затем выходим на улицу. Местом действия станут Октябрьская площадь, площадь возле Дома правительства. Это съемки демонстрации.
- Любопытных соберется немало.
- Тысячи. Нас это устраивает. У нас массовка четыре тысячи человек, если к ним примкнут еще пару тысяч любопытных, это будет только в плюс. И журналистов приглашаю, если кто захочет, в кадр поставлю. Продюсеры заранее намерены сообщить через телевидение о массовых съемках. А то ведь, не разобравшись, кто-нибудь раззвонит по миру, что в Минске беспорядки.
- Уильям, как вы определите фильм "Авель"? О чем он, на взгляд режиссера?
- Это фильм о выборе. Выборе, который есть у каждого человека. Если кратко, это картина о событиях, которые могут произойти в любой стране, и попытка показать, как подобного можно избежать. Мне очень хочется отобразить, как такое обычно происходит. С одной стороны, есть люди, которые выходят на демонстрацию. Это обычные хорошие люди, они отстаивают свои права и мнение. С другой стороны, есть органы власти и законы страны, их тоже плохими назвать нельзя, их тоже что-то беспокоит, они за что-то тревожатся. И там хорошие, и там хорошие. Откуда столкновение? А вот столкновение происходит потому, что всегда есть группа хулиганов и зачинщиков, которые и провоцируют прямое столкновение. Мне очень хочется показать именно этот момент, чтобы люди понимали, что просто выйти на демонстрацию - этого мало. Чтобы отстаивать свои взгляды, немного по-другому все должно происходить, нужно по-другому все решать. Хочу показать и вторую сторону, когда действия органов власти просто спровоцированы отдельными людьми. И тогда страдают все.
- Вы делаете фильм для постсоветского рынка или ориентируетесь на западного зрителя?
- Меня пригласили именно потому, что фильм продвигается за пределы Беларуси и России. Конечно, "Авель" будет сниматься не по здешним меркам. Подходы к работе здесь и за рубежом настолько разные, что не терпят никакого сравнения. Есть так называемая старая школа в среде профессионалов. Я и сам представитель старой школы, получал образование в Советском Союзе. Но важно всю жизнь учиться и совершенствоваться. Что я и делаю. Сегодня со мной работает мой друг режиссер Денис Соболев, молодой парень. Мы уже несколько лет работаем вместе. Он учился в Киеве, потом в Лос-Анджелесе и может сравнивать. Сейчас он учится у меня, а я - у него, ведь он представитель нового поколения. А оператор-постановщик на картине "Авель" - Сергей Васильев. Он из Москвы, но 15 лет работал в Америке. Мы нашли с ним профессиональный общий язык за 15 минут, поняли друг друга с полуслова. Только так можно расти, не отставать. В Беларуси же многие профессионалы остановились в своем развитии, застыли, а это неправильно. Есть, конечно, люди, которые стараются двигаться, анализируют, как снимают сегодня фильмы. Но, возможно, из-за того, что нет выхода на международный рынок, махнули рукой. Мол, все равно только здесь снимут, покажут и забудут. Мы этот замкнутый круг попытаемся разорвать.
- Готовы побороться за "Оскара" за спецэффекты?
- Спецэффекты как таковые у нас не будут присутствовать, это во-первых. Во-вторых, как трезвомыслящий человек могу сказать, что у нас не оскароносный фильм. Это не авторский фильм, который может претендовать на оригинальность. У нас не то, чтобы простой сюжет, но это не нечто особенное, это триллер, боевик. Иногда боевики получают "Оскар" за спецэффекты. Но чтобы такого результата достичь, нужно вложить в картину $200-250 млн или же пригласить звезд, которые стоят во много раз дороже, чем весь бюджет нашего фильма. Но фестивальная жизнь у "Авеля" будет. Есть множество конкурсов, где наш фильм окажется форматным. Экшн-муви сейчас распространено, устраивается немало фестивалей именно для такого кино. Возвращаясь к американскому Taurus World Stunt Awards, это трюковой "Оскар", как мы его в шутку называем. Он и по формату проходит, как "Оскар". Там учреждены награды за лучшую режиссуру трюка, за сами трюки, за исполнение. И одну номинацию учреждают для зарубежных работ. Получали награды представители России, Германии, Китая. Я, к слову, вхожу в состав академии, и в моих силах претендовать на эту награду, которая считается очень высокой и почетной.
- Уильям, какие у вас впечатления о первых репетициях?
- Я очень доволен актерским составом, который отобран на главные роли. Это белорусские актеры Руслан Чернецкий, Олеся Грибок и актер из Германии Евгений Шмарловский. Они отлично работают на площадке. Любопытно, что когда продюсеры проводили первый кастинг, то отобрали именно эту тройку. А позднее отбор делал я, и попадание было стопроцентное. И вообще я был впечатлен, как много в Беларуси хороших актеров. На кастинг в течение недели приходили по 50-60 человек. Я такого количества талантливых актеров одновременно просто не видел. Забавно было, когда приходили узнаваемые люди, которым кастинг не нужен. Им просто обычно звонишь и предлагаешь роль. Но нет, они приходили, выполняли этюды, все, как надо. Я слежу за новинками в мире кино и многих видел в российских фильмах, был уверен, что это россияне. И когда я их увидел здесь, то, как говорят французы, "Вау!".
- Приятно, что столько похвал в адрес белорусских актеров. Значит ли это, что они могут быть востребованы и на зарубежных съемочных площадках?
- Если касаться только актерского мастерства, ничего более - уверен. Но, скажем, в Америке очень серьезно стоит вопрос с языком. Там неприемлемо дублирование, там нужно говорить самому. А акцент настолько чувствуется, что… Поэтому нашим актерам очень трудно попадать на американские экраны, хотя иногда бывают попадания. Например, для картины нужен именно актер с русским акцентом. В последнее время все чаще ищут именно русского с акцентом, а не актера, который будет изображать этот акцент. Вот тогда есть шанс оказаться востребованным, но это, конечно, не главные роли. Кино нужно снимать свое, заметное и белорусское, становиться в нем звездой.
- Уильям, а какие у вас впечатления от пребывания и работы в Беларуси?
- Самые лучшие. Основная работа впереди, и пока скорее ожидание ее. А вот Минск меня порадовал. Я был здесь очень давно, сегодня это другой город. Еще по дороге из аэропорта поразило, какие хорошие у вас дороги. Ну и чистота бросается в глаза. И люди доброжелательные. Может быть, немного замкнутые, но доброжелательные. Я чувствую себя здесь комфортно.
Жанна КОТЛЯРОВА, БЕЛТА.