Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Электронное правительство в Беларуси: интерактивный этап

Интервью 18.11.2013 | 12:29

Электронное правительство, созданием которого сейчас активно занимаются во многих странах мира, существенно расширяет возможности политической коммуникации, позволяет достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами. Оно не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий, что в конечном счете ведет к повышению ответственности власти перед народом. Об особенностях формирования электронного правительства в Беларуси в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель министра информации Дмитрий Шедко.

- Дмитрий Геннадьевич, на протяжении нескольких лет признанным мировым лидером в развитии электронного правительства является Республика Корея. Она выступает инициатором проведения посвященного этой теме Глобального форума, который впервые состоялся в Сеуле в 2012-м. В нынешнем году участие в форуме приняла и белорусская делегация. Расскажите больше о самом мероприятии.

- Активная внешнеполитическая позиция Кореи - делиться опытом в области создания электронного правительства с другими странами и рассказывать о своих успехах в данной сфере. В связи с этим в прошлом году появился проект под названием "Глобальный форум электронного правительства". В Сеул были приглашены представители ведомств, которые отвечают за этот проект в разных государствах (всего около 20). Было решено, что форум станет ежегодным и в дальнейшем будет проводиться в разных странах, которые интересуются этой темой. Второй форум прошел в октябре нынешнего года и собрал делегации многих государств и международных организаций, представителей академических и деловых кругов, работающих в области информатизации государственных услуг и развития информационного общества. Нынешний форум стал более представительным - в нем приняли участие 32 государства, в том числе несколько стран СНГ. Было принято решение, что в следующем году он пройдет в Казахстане. Кстати, на форуме 2013 года Казахстан был представлен одной из самых многочисленных делегаций. Это говорит о значении, которое партнер Беларуси по Таможенному союзу придает программам электронного правительства как инструменту развития страны и повышения ее престижа на международной арене. Без сомнения, Казахстан постарается превратить следующий Глобальный форум в крупное международное событие, поэтому Беларусь, особенно с учетом того, что в следующем году мероприятие будет проходить на пространстве Содружества, просто обязана принять в нем активное участие.

В любой стране электронное правительство привязано к развитию информационно-коммуникационных технологий и поэтому постоянно будет совершенствоваться. То, что еще вчера было передовой технологией, сегодня может стать весьма посредственной, а завтра - и вовсе устаревшей. Следовательно, завершить проект создания электронного правительства и остановить процесс его совершенствования невозможно - оно будет развиваться до тех пор, пока человечество не придумает нечто более глобальное, чем Интернет. Поэтому у форумов, подобных тем, которые дважды проходили в Корее, большое будущее. На них озвучивается огромное количество интересной информации, которую не всегда можно найти в открытых источниках, есть возможность обсуждать проблемы с коллегами из других стран.

- Понятие электронное правительство сейчас на слуху, но далеко не все понимают подлинное значение этого определения…

- Электронное правительство создается прежде всего для того, чтобы предоставлять населению различные государственные услуги в максимально удобной форме 24 часа в сутки семь дней в неделю. На это у нас направлена Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, и цель этой программы - войти в тридцатку стран по готовности к электронному правительству. Сегодня мы занимаем в рейтинге 61 место.

Вообще электронное правительство - довольно условный термин, который был введен когда-то, но с тех пор его значение много раз менялось. Что означает его создание для простого человека и как оно выглядит, например, в Корее? Интерес, в частности, представляет принцип построения системы доступа к государственным услугам. Ее основой является идентификационная карта гражданина (аналог паспорта), содержащая биометрические данные. Она выступает в качестве единого электронного ключа, принадлежность которого подтверждается сканированием отпечатка пальца. Доступ к услугам с помощью такой карты можно получить в центрах обслуживания населения, инфокиосках, а в ряде случаев - даже с домашнего компьютера. Это значительно снижает документооборот и позволяет получать государственные услуги в любое время. Фактически, при осуществлении многих операций контакт гражданина с чиновником полностью устранен, что обеспечивает полную прозрачность и честность работы госаппарата. То есть у людей нет необходимости обращаться с запросами в различные министерства и ведомства. Это так называемый принцип черного ящика: человек не обязан знать, какое министерство отвечает за ту или иную проблему, но государство в целом обязано предоставить ему услугу, которую он запросил.

В Корее на практике реализован принцип "универсального ключа". Выдаваемый, как правило, банками сертификат цифровой подписи обслуживается одним корневым удостоверяющим центром и обеспечивает доступ к услугам всех органов и подключенных к системе негосударственных организаций. Нет необходимости оформлять отдельный "ключ" для каждого вида услуг.

То есть электронное правительство - это интегрированная система. На базовом уровне оно представляет собой электронный документооборот. Но сейчас многие страны уже пошли значительно дальше. Следующий уровень - система идентификации, при которой можно получить нужную информацию не выходя из дома. У нас один из примеров успешной информатизации - то, как в свое время кардинально изменился процесс оформления жилья. Кроме того, сегодня в Беларуси можно подать в электронном виде налоговую декларацию. Уже идет речь и о переходе на электронные накладные. По сути дела, процессу создания электронного правительства сопутствует реальная дебюрократизация, отказ от бумажного документооборота, максимальная возможность решать проблемы дистанционно. Так, в Беларуси уже сейчас коммунальные платежи можно оплатить и в банке, и на почте, и в инфокиоске, и даже в Интернете с учетом единого расчетного информационного пространства, которое запустил Национальный банк. Поэтому бонусы от создания электронного правительства получает как человек, так и государство.

- Насколько очевидны на фоне других стран успехи Беларуси в области создания электронного правительства?

- Создание электронного правительства - сложный и многогранный процесс. Наша работа в этом направлении нашла отражение в различных рейтингах, в том числе ООН, где позиция Беларуси постепенно улучшается. Зарубежные коллеги обычно отмечают, что в Беларуси очень многое сделано с точки зрения развития инфраструктуры, у нас высокий индекс человеческого капитала. Это значит, что люди готовы к восприятию новых идей и к реальному взаимодействию с данным проектом, потому что электронное правительство, созданное ради галочки, никакого эффекта не дает. Кроме того, у нас достаточно продвинутая IT-индустрия. Сейчас мы немного отстаем во внедрении электронных услуг, но как раз в этой части можно совершенствоваться очень быстро. Следует отметить, что локомотивом прогресса в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий сегодня стал Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Очень важная роль в этом процессе отведена недавно созданному при ОАЦ Национальному центру электронных услуг. Уверен, что в ближайшее время мы все сможем воочию увидеть результаты его работы.

- Какие этапы выделяют в создании электронного правительства?

- Есть много факторов, которые заставляют постоянно пересматривать концепцию электронного правительства. В Корее выделяют несколько этапов в его существовании: 1.0, 2.0 и 3.0. Первый уровень - правительство, которое имеет большое количество различных информационных ресурсов в цифровом виде и значительно упрощает взаимодействие между государством с одной стороны и человеком - с другой. Под вторым уровнем понимается интерактивное электронное правительство, ориентированное на человека, на получение им услуг. Например, можно заполнить в Интернете декларацию, можно заказать паспорт и его привезут прямо домой, при этом нет необходимости ходить по различным министерствам и ведомствам и собирать справки. Третий этап в формировании электронного правительства, и это было главным заявлением на Глобальном форуме в 2013 году, - так называемое открытое правительство. В Корее этому уделяется особое внимание. Концепция предполагает свободный доступ граждан и организаций ко всем материалам государственных органов (в том числе межведомственной переписке) в режиме реального времени через Интернет. Исключение предполагается сделать только для вопросов, касающихся национальной безопасности.

Идея открытого правительства нашла поддержку среди представителей ООН и международных организаций, но на нее, тем не менее, скептически отреагировало большинство участников форума от государственных органов других стран. По их мнению, подобная открытость пока невозможна в большинстве стран мира, в том числе в связи с активным обсуждением вопросов о защите персональных данных.

При этом большинство участников Глобального форума отметили положительную тенденцию в работе электронного правительства - активное вовлечение населения в процесс выявления проблем и недостатков в работе государственных служб. Например, в Корее система обработки обращений населения полностью автоматизирована. Выделено несколько десятков "жизненных" ситуаций, которые человек может буквально нажатием одной кнопки на телефоне довести до сведения властей. Это касается, например, неправильно припаркованных машин, дефектов дорожного покрытия, мусора и т.п. Информация (часто с соответствующей фотографией, сделанной с телефона) немедленно попадает в уполномоченный государственный орган. При этом она снабжается координатами места события, установленными с помощью GPS-навигации. Таким образом, резко сокращается срок реакции госслужб на сообщение.

- На каком этапе создания электронного правительства сейчас находимся мы?

- Сегодня, чтобы дойти до уровня 3.0, любой стране необходимо пройти два предыдущих. Очевидно, что сама по себе публикация межведомственной переписки в Интернете никакого эффекта не даст. На форуме в Корее организаторы рисовали светлое будущее, которого, как признаются, сами пока не построили, но очень к этому стремятся.

Беларусь сейчас фактически находится на уровне 2.0 - интерактивного электронного правительства. Просто оно в разных ведомствах страны развивается с разной скоростью: где-то это упирается в финансирование, где-то - в особенности законодательства. Но в целом мы, как и весь мир, эволюционируем в правильном направлении, а с учетом имеющегося потенциала у нас есть возможность сделать все достаточно оперативно. Очень важно, что у нас заложена основа. Развитие электронного правительства не может опережать развитие инфраструктуры просто потому, что это будут инвестиции в никуда. Представьте: разработали и внедрили систему, но пользуется ей, условно говоря, тысяча человек. А у всех остальных дома банально нет компьютера. Поэтому все должно развиваться гармонично и своевременно. В том числе нужно информировать людей о том, какие возможности открываются с развитием электронного правительства. Понятно, что для многих на начальном этапе сложно освоить все новшества сразу. В связи с этим в ряде стран существуют центры обслуживания населения, где есть консультанты, которые оказывают людям помощь первые несколько лет. В Беларуси в качестве аналога таких сервисных центров будут выступать узлы связи "Белтелекома" и почтовые отделения. Принято постановление правительства, в соответствии с которым они получили статус информационного посредника. То есть человек сможет придти на почту или в узел связи и получить все необходимые услуги с помощью консультанта, который разъяснит ему непонятные моменты. Уверен, что буквально через несколько лет услуги консультантов уже не понадобятся.

- Сейчас есть планы по внедрению в Беларуси нескольких перспективных технологий, которые стали новацией в сфере электронного правительства и связи. Расскажите о каждой из них.

- Это пять направлений, по которым развиваются информационные системы во всем мире. Еще несколько лет назад не было возможности реализовать эти проекты, но современное технологическое развитие и программного обеспечения, и аппаратной части позволяют делать вещи, о которых раньше мы даже подумать не могли.

Одна из технологий - "Интернет вещей" (Internet of Things). Это система "встраивания" физических объектов в информационные системы через оснащение их специализированными устройствами для обмена данными с внешней средой. Классическим решением в данной концепции является применение технологий радиочастотной идентификации (RFID). "Интернет вещей" эффективно работает в библиотечном деле - такой меткой снабжается книга. Кроме того, RFID-метки сейчас очень активно используются в мировых торговых сетях для инвентаризации товаров, учета их движения. В Корее, например, эту систему используют для контроля дорогостоящего алкоголя. Со стороны покупателей было много нареканий на подделку дорогого иностранного виски. Правительство нашло следующий выход из ситуации: вместо обычной акцизной марки компании-поставщики алкоголя на местный рынок интегрируют в пробку RFID-метку. Достать метку из бутылки, не повредив ее и не прекратив сигнал, невозможно. По сути дела, это дает возможность в единой информационной системе проследить путь всех товаров, и если их количество на каком-то этапе не совпадает, сразу можно определить этап, на котором происходит вброс контрафакта. Таким образом, в Корее эта проблема была решена.

Следующая технология носит название "облачные вычисления" (Cloud Computing). Они предполагают консолидацию оборудования в специализированных центрах обработки данных с целью сокращения операционных расходов, оптимизации потребления электроэнергии, повышения эффективности использования вычислительных мощностей, повышения стабильности работы программного обеспечения и уровня защиты информации. "Облачные вычисления" применяются и в Беларуси, что дает возможность более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Еще одна перспективная технология - "машина - машине" (Machine-to-Machine, M2M). Здесь имеется в виду автоматизированный обмен данными между различными устройствами без участия человека (сбор показаний приборов учета, "умные" сети и т.п.). Межмашинное взаимодействие - когда все устройства, которые собирают информацию о внешней среде, увязываются воедино и могут обмениваться информацией между собой без участия человека. Например, она может использоваться для управления транспортными потоками. Есть датчики скорости, датчики погоды, датчики движения в общественном транспорте, и все они работают без участия человека. Если все эти данные объединить в единую систему, получается эффективный механизм, который работает не только для фиксации пробок и предупреждения о них водителей - в скором времени можно будет даже предсказывать возникновение пробок на конкретных участках дороги и выдавать информацию о заторах с указаниями, что нужно сделать, чтобы их избежать. Если развивать эту систему, она сможет даже самостоятельно регулировать период включения сигналов светофора. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, Сингапуре, Китае, Корее, уже сейчас на большие мониторы на дороге выводится информация для водителей о нескольких следующих перекрестках, где разными цветами отображается уровень загруженности улиц. Сегодня ведется такая разработка для Минска, она так и называется - интеллектуальная транспортная система.

"Общественные данные" (Public Data) - предоставление доступа субъектам хозяйствования к данным государственных информационных систем для стимулирования разработки приложений, ориентированных на предоставления дополнительных услуг населению и организациям. Сейчас такая технология для нас не очень актуальна, но со временем Беларусь к этому тоже придет. В чем конкретно это выражается? Государство аккумулирует массу различной информации, которая не является секретной. Но если человеку выдать, например, многотомник Нацстата, он вряд ли сможет найти в нем информацию, которая ему нужна. В то же время у нас есть несколько разных государственных систем, каждая из которых производит некоторое количество данных, и их сопоставление очень интересно для развития бизнеса и даже просто для досуга. После того как эти данные выкладываются в общий доступ в определенном формате, компании могут с их использованием разрабатывать разные приложения для мобильного телефона, планшета, компьютера. К примеру, есть данные о движении поездов метро и расписание движения автобусов. Можно разработать программу, которая сможет рассчитать идеальный маршрут для движения человека в определенное время суток с учетом особенностей движения транспорта и данных о пробках на различных участках дороги.

Еще один подход - "большие данные" (Big Data). Это программные и аппаратные решения, которые обеспечивают обработку в кратчайшие сроки огромных массивов информации. Они необходимы для выявления закономерностей, выработки оптимальных путей решения проблем, комплексного моделирования процессов, фиксирующихся государственными информационными системами.

На современном этапе все эти технологии успешно внедряются как в Корее, так и в других странах мира от Европы и Азии до Африки и Латинской Америки. Актуальны они и для Беларуси.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Все интервью