Показы основного конкурса XXI Минского международного кинофестиваля "Лiстапад", который стартовал 7 ноября, идут полным ходом. Представить свое детище белорусской публике приехал и российский режиссер Михаил Сегал, который знает о Минске не понаслышке. Здесь ему довелось снимать два своих фильма и, к тому же, он уже бывал на "Лiстападзе". На этот раз режиссер привез зрителям ленту с прозаичным названием "Кино про Алексеева", но главную роль в ней сыграл отнюдь не прозаичный актер Александр Збруев. Ранее фильм уже был показан на Московском международном форуме, на "Кинотавре", фестивале "Зеркало" имени Тарковского и вот, наконец, приехал на "Лiстапад". Своими мыслями о фильме и белорусском кинофоруме Михаил Сегал поделился с корреспондентом БЕЛТА.
- На "Лiстападзе" вы не новичок: в 2006 году получили приз как лучший дебютант за фильм "Franz + Polina", так что наш зритель с вашим творчеством знаком. Какое впечатление производит кинофестиваль?
- "Лiстапад" - хороший фестиваль, как и многие другие. Главное - чтобы была сформирована достойная и интересная программа. Если она есть, то все остальное уже не так важно, можно даже простить какие-то недоработки в плане организации. То, что девиз нынешнего фестиваля "Такое разное кино!" и его в программе, действительно, много и оно разное, это и есть сильная сторона "Лiстапада".
И еще один приятный момент. Иногда перед презентацией своего фильма широкой публике спрашиваю в кинотеатре, сколько билетов продано. Получаю ответ, что проданы все билеты, но, придя на место, обнаруживаю, что половина зрительного зала пустует. Это, конечно, расстраивает. В Доме кино (9 ноября. - Прим. БЕЛТА.) я с удовлетворением заметил, что все места в зрительном зале заняты. Такая вот особенность вашего фестиваля.
- Как возникла идея создания "Кино про Алексеева"?
- Идея возникла внезапно и стремительно, если можно так выразиться. Очень хотелось снять фильм как можно скорее. У режиссеров такое бывает: кажется, что надо работать быстрыми темпами, иначе идея "прокиснет". Это как раз мой случай: мысли о фильме появились прошлым летом, а уже год спустя он был готов.
- А вот интересно: образы актеров, которые исполнили ведущие роли, пришли к вам так же стремительно и внезапно?
- На самом деле я очень рад, что главную роль в итоге сыграл известный актер Александр Збруев - он вжился в образ пожилого барда, который на протяжении всего фильма вспоминает свою молодость в 60-70-х годах. До этого Збруев долгое время не снимался в кино и работал только в театре. Признаться честно, когда я писал сценарий, в мыслях у меня был другой актер, тоже очень известный. Но после того как сценарий был готов, с ним как-то не сложилось, и начались поиски исполнителя главной роли. Я подумал, что это мог бы быть Збруев. И хорошо, что он согласился.
Затем у меня возникла новая трудность - по сценарию надо было найти актера, который сыграл бы Збруева в молодости, и желательно похожего на него внешне. Сделать это было очень нелегко, потому что по его многочисленным киноработам зрители, конечно, помнят, каким был их кумир раньше. Но мне снова улыбнулась удача: Алексей Капитонов, который исполнил впоследствии эту сложную роль, чертами лица напоминает Збруева. Кроме того, он подошел для исполнения роли по психологическим характеристикам.
С главной героиней у меня тоже была интересная ситуация. Она присутствует в фильме в трех возрастах - в современности (уже пожилая), студентка в 80-х годах и маленькая девочка в начале 70-х. Здесь все было наоборот: когда я писал сценарий, то видел в образе студентки молодую актрису Ксению Радченко, которая к этому времени успела сняться в нескольких фильмах. И когда она согласилась на эту роль, под нее я подбирал остальных артистов. Такие вот получились интересные комбинации.
- Рискованная затея… А если бы похожие внешне артисты всех возрастов не нашлись, что тогда?
- Да, это был своего рода риск - в короткие сроки, не имея гарантии того, что найдутся подходящие актеры, запускать всю "киномашину". Но, как я уже сказал, мне повезло.
- Насколько мне известно, для "Кино про Алексеева" вы написали еще песни, которые по ходу всего фильма исполняет под гитару главный герой-бард…
- Не все я написал сам, но многие песни, которые исполняет герой Збруева, намеренно стилизованы под авторские. Музыку я создавал самостоятельно, и надо сказать, что моего уровня игры на гитаре для этого было достаточно. Потом, правда, я хотел доверить исполнение профессиональным гитаристам, но… получилось хуже. То есть формально, конечно, получилось лучше, но потерялся эффект такого простого, любительского музицирования, который был нужен для фильма. Человеку, который профессионально играет на инструменте, очень сложно имитировать любительскую манеру. А в фильме мне нужно было получить именно такой эффект. Так что моего мастерства в этом случае хватило.
- А правда ли, что специально для "Кино про Алексеева" Александр Збруев научился играть на шестиструнной гитаре?
- На самом деле, когда-то в молодости Збруев играл на семиструнной гитаре, но самые простые произведения. В фильме по разным сюжетным хитросплетениям было важно, чтобы он играл именно на шестиструнной гитаре. Действительно, в процессе съемок Збруев какое-то время обучался игре на гитаре, и того уровня, который был нужен, он все-таки достиг.
- Какую задачу вы ставили перед собой, работая над последним фильмом?
- У любого режиссера одна задача - слава, и желательно - всемирная. А если серьезно, думать о задачах и сверхзадачах - работа критиков. Людям, которые занимаются творчеством, в голову такие категории обычно не приходят. Если есть идея, я работаю. Мне просто кажется, что в творчестве никаких сверхзадач быть не может.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.