Что скрывается за наращиванием инфраструктуры НАТО от Балтийского до Черного моря?
Тигран Мелоян
Балтийско-Черноморское пространство все чаще рассматривается как прифронтовая зона между странами НАТО, с одной стороны, и Россией и Беларусью - с другой. С каждым последующим расширением НАТО на восток из периферийного района регион трансформируется в одну из горячих точек, где происходит интенсивное накопление сил. При этом заслуживает внимания серия масштабных учений под общим названием "Стойкий защитник - 2024", завершившихся в мае текущего года и представляющих собой отработку сценария вооруженного противостояния НАТО с Россией, где Балтика и Черноморье - два театра, на которых боевые действия являются наиболее вероятными.
Какое значение для НАТО имеют Балтийское, Черноморское и Северное направления, какой стратегии придерживается альянс по отношению к России, что было сделано Россией и Беларусью для купирования возросших угроз военного характера, чего нам ожидать в будущем? На эти и другие вопросы в интервью польскому экс-судье Томашу Шмидту отвечает аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
- Меня, как поляка, не может не волновать судьба моей Родины в той конфронтационной игре, которую затеяли за океаном, а исполняют в Европе. Какую же роль в этой игре НАТО отводит Польше и ее ближайшим соседям - странам Балтии?
- Ключевое здесь даже не то, какую роль отводят прибалтийским республикам и Польше из-за океана, а то, что руководства этих стран сами далеко не против предпринять рискованные действия или, так сказать, пойти на рожон в отношениях с Россией. Последние годы страны Балтии настойчиво просят усилить защиту восточного фланга, призывая США и других союзников по НАТО увеличить численность своих контингентов в республиках под предлогом "российской угрозы". Как следствие, в 2022 году на саммите НАТО в Мадриде было принято решение усилить существующие многонациональные боевые группы в Балтии, доведя их от батальонов до уровня бригад. Помимо прочего, удалось договориться о создании дополнительных четырех БТГ в Центральной и Юго-Восточной Европе: Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. В результате на восточном фланге НАТО, от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, общее число многонациональных боевых групп достигло восьми штук.
Самые распространенные объекты НАТО в Прибалтике - это полигоны и военные базы. По вступлении прибалтийских республик в Североатлантический альянс обновились не только старые советские полигоны, но и возводятся новые. Также на территории Латвии, Литвы и Эстонии имеется по одной авиабазе совместного пользования. Больше всего объектов НАТО насчитывается в Литве, здесь же расположен военный склад с американским оружием. В то же время во всех трех странах дислоцированы многонациональные батальоны НАТО, которые, как я уже успел упомянуть, пребывают в состоянии преобразования в бригады.
Что касается Польши, то она стремится разместить на своей территории прежде всего американские военные базы, при этом не на ротационной основе, а на постоянной. Более того, в планах Варшавы превратить республику в своего рода "логистический тыл" НАТО, где в разных локациях страны будут храниться несколько тысяч единиц военной техники альянса, что в случае чего позволит быстро активизировать восточный фланг НАТО. Обеспечив заблаговременное складирование военного снаряжения в Польше, альянсу останется перемещать только личный состав, не расходуя время и силы на переброску тяжелой техники. Например, по этой же причине было принято решение разместить военный склад у авиабазы в Повидзе, чтобы тем самым обеспечить быстрый доступ прибывающих в Польшу военнослужащих к технике и оружию.
Вместе с этим следует вспомнить ведущееся с переменным успехом строительство железнодорожной магистрали "Rail Baltica", которая имеет не только экономическую направленность, но и может быть использована для доставки военной техники и солдат НАТО к близлежащим с Беларусью и Россией территориям. Так, запланировано, что железнодорожные колеи Литвы и Польши будут соединены к 2028 году. В рамках проекта также предполагается соединить Таллин, Ригу и Берлин.
- В последние два года внимание мира привлекают события, происходящие в Украине и Черном море, которое стремительно милитаризируется и становится все более небезопасным для плавания торговых судов. Какие же шаги и с какой целью НАТО предпринимает на Черноморском направлении?
- Абсолютно точно нельзя обойтись без упоминания Черноморского направления, чей потенциал постепенно раскрывается с точки зрения логистической поддержки театра боевых действий. Так, формулируется идея развития транспортных коммуникаций, проходящих по реке Дунай, как элемента диверсификации системы логистических поставок в районы боевого соприкосновения. Это сопровождается такими элементами, как модернизация речной и портовой инфраструктуры, в частности порта Констанца на Черном море и дунайского порта Галац.
Между тем повышенное внимание обретают инициативы, призванные соединить Черное море со Средиземным морем. К примеру, сейчас Румыния, Болгария и Греция работают над проектированием и сбором средств на строительство автомагистрали Констанца - Александруполис, которая должна быть готова в течение ближайших пяти лет. В будущем автомагистраль может быть использована, чтобы улучшить связь между военными базами США на Балканах. В случае расширения инициативы до украинской границы магистраль будет способна обеспечить Киев поставками вооружений из румынских и греческих портов.
Наконец, при рассмотрении Черноморского фланга Балто-Черноморского "кордона" не может оставаться незатронутым расширение румынской авиабазы "Михаил Когэлничану". По завершении строительных работ она должна стать крупнейшей базой в Европе, превосходя по размерам авиабазу ВВС США в Рамштайне (Германия), что сделает ее важнейшей постоянной структурой НАТО в непосредственной близости от Украины и удобным плацдармом для отправки войск в близлежащие конфликтные точки.
В целом перед Западом стоит задача по превращению базы "Михаил Когэлничану" в основной центр поддержки вооруженных сил НАТО в Черноморском бассейне с концентрацией внимания на Болгарии, Грузии, Молдове и Украине. Более того, она должна стать ключевым элементом в создании своего рода "пузырей", которые окажутся закрытыми для российских ВВС и Черноморского флота.
- Хотелось бы также узнать ваше экспертное мнение о роли новоявленных членов НАТО - странах Скандинавии, Швеции и Финляндии. Что в целом следует ожидать на так называемом Северном направлении?
- Финляндия и Швеция до последнего времени не были вовлечены в процесс развертывания мультинациональных БТГ альянса, предпочитая региональную, "скандинавскую" кооперацию. При этом ни Хельсинки, ни Стокгольм никогда не исключали размещение американских баз у себя в будущем. Помимо прочего, в настоящее время ведется активное обсуждение создания единых скандинавских ВВС. Так, в марте 2023 года командующими ВВС Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции было подписано соглашение о намерениях сотрудничать в области воздушной обороны. Основная идея состоит в том, чтобы ВВС четырех стран, располагающие примерно 250 боевыми самолетами, действовали как единое звено. Однако, как считают некоторые эксперты, в силу отсутствия опыта управления соединением такого масштаба у скандинавских стран его штаб будет возглавляться США.
Также необходимо отметить развивающиеся инфраструктурные проекты в Финляндии, прежде всего модернизацию железной дороги в районе Торнио, на границе со Швецией, что упростит силам альянса переброску вооружений и оборудования на базу в Кемиярви (самый северный город Финляндии). Вместе с тем не стоит забывать, что важное место при проектировании и модернизации подобных проектов в Северной Европе отводится связанности с Норвегией, где с 1981 года, согласно программе Marine Corps Prepositioning Program-Norway (MCPP-N), расположены крупные склады с американским вооружением. Так, к примеру, в марте 2024 года в рамках учений Nordic Response-24 отрабатывалась переброска техники и войск с запада Норвегии через Швецию к восточным границам Финляндии.
- Спасибо за содержательные, подробные и крайне интересные ответы. Каковы на ваш взгляд, основные выводы, которые следует сделать из шагов, предпринимаемых альянсом на границах России и Союзного государства?
- По сути, с 2014-2016 годов Балто-Черноморье пребывает в состоянии повышенной милитаризации. Для этого достаточно взглянуть на границы России и ее союзницы Беларуси, возле которых возросло число военных объектов, логистических узлов и сейчас дислоцируется почти 100-тысячная группировка натовских войск, которая прошла самое масштабное боевое слаживание в ходе учений "Стойкий защитник". Более того, впервые за более чем 30 лет с момента окончания холодной войны, был принят план, предусматривающий перевод под командование НАТО соединений численностью до 300 тыс. человек, что примерно сопоставимо с общей численностью российских сухопутных сил мирного времени. В случае их развертывания в Прибалтике и Финляндии возникает существенная угроза на Северо-Западном направлении (Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск). В Румынии и на Украине - на Южном направлении (Приднестровье, Крым и т.д.).
- В следующем интервью мы продолжим анализировать ситуацию и поговорим о действиях, которые Россия и Беларусь предпринимают для купирования возросших угроз военного характера.