Подготовка высококвалифицированных кадров для пищевой индустрии Беларуси занимает важное место в системе высшего образования страны. За последние годы проведена масштабная модернизация большинства крупных перерабатывающих предприятий, которым нужны грамотные специалисты, способные не только решать насущные задачи, но и думать на перспективу, создавая и внедряя в производство собственные технологии, обеспечивая выпуск качественных продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках. О том, способна ли система образования Беларуси обеспечить подготовку таких кадров и что для этого нужно, корреспондент БЕЛТА побеседовал с ректором Могилевского государственного университета продовольствия Вячеславом Шаршуновым.
- Вячеслав Алексеевич, что является основным в подготовке ваших студентов, насколько практико-ориентирован процесс обучения?
- Практическая ориентация - основное направление в подготовке высококвалифицированных специалистов для промышленности. Специалисты без практических навыков в рыночных условиях не могут быть востребованы. Поэтому практическая подготовка студентов - это важный вопрос, и вузы решают его по-разному. Мы идем по пути создания филиалов кафедр на производствах.
Этот опыт появился не сразу. Попытки были еще в 1982 году по созданию специализированных холдингов. Но реальный успешный опыт мы получили, создав на базе ОАО "Могилевхимволокно" благодаря поддержке его руководства свою инженерную производственную базу из 11 лабораторий. Студенты с третьего курса половину занятий проводят на этой базе по специальности "технология химических волокон". Там же очень хорошо работает филиал кафедры автоматизации технологических процессов на производстве. Студенты благодаря практическим навыкам, полученным во время занятий и работы на современном оборудовании, обладают хорошим уровнем подготовки.
Серьезное сотрудничество у нас налажено с могилевским молочным холдингом "Бабушкина крынка". Здесь нам предоставляют возможность работать на головном предприятии, а также в филиалах в районах, что позволяет посмотреть на разные подходы и организацию технологического процесса, пощупать своими руками и оценить конечный продукт. Хочется отметить тесное сотрудничество с Могилевским мясокомбинатом и другими крупными перерабатывающими предприятиями. Ни в каких студенческих аудиториях вузов мы не подготовим квалифицированных специалистов, поэтому практико-ориентированное обучение - это перспективнейшее направление, за которым будущее.
- Не ожидает ли, на ваш взгляд, систему образования волна изменений в связи с масштабным техперевооружением производств, усилением роли инноваций, и какова в этой ситуации роль кадрового состава вузов?
- Модернизация - это не панацея от всех бед. Техперевооружение пищевых предприятий никогда не останавливалось и не будет останавливаться на каком-то уровне. Модернизация будет продолжаться за счет притока новых технологий, современного оборудования, научных разработок. И здесь невозможно остановиться - рынок меняется, и потребителям нужны все новые и новые продукты высокого качества. Здесь, соответственно, повышается роль фундаментальной подготовки специалистов. Без знания основ биохимии, биофизики, биоинженерии, биотехнологий невозможно вести разговор о получении нового конкурентоспособного продукта. Мы все ближе и ближе подходим к требованиям ВТО. И если мы остановимся в подготовке специалистов и будем почивать на лаврах, то потеряем набранный за последние годы благодаря политике, которая проводится в государстве, темп.
- Что затрудняет развитие инновационной деятельности в высшей школе, и что нужно сделать, чтобы это преодолеть?
- Главная проблема - это законодательная база. Она не должна стоять на месте. Ведь именно законодательная база является основой правильного использования средств, заключения всевозможных договоров. Если она отстает, то правоохранительные органы могут прийти и опротестовать любое решение, принятое руководителем, какое бы оно ни было благое.
Поэтому здесь очень важна обратная связь с депутатским корпусом, прямой контакт между законодателями и потребителями, если этого не будет, то не будет и движения вперед. Например, высшей школе хотелось бы иметь более стабильное финансирование, чтобы обучение на платной основе не преобладало над другими интересами.
Лично меня очень тревожит, что очень мало наших выпускников идут в аспирантуру. Для молодежи нет реального стимула идти в науку. Основная причина - серьезное отставание уровня заработной платы по сравнению с промышленностью, банковской сферой, поэтому молодежь вынуждена искать там, где лучше. А что нынешний ректор может предложить - разве что комнату в семейном общежитии после окончания вуза - так называемое койко-место. Зарплата у молодого специалиста даже меньше, чем у аспиранта. Поэтому нужно решать вопрос.
- Реализуете ли вы совместные программы с ведущими перерабатывающими предприятиями страны, является ли обязательным условием промышленных предприятий при приеме на работу практическая подготовка будущих специалистов?
- Самое важное здесь - быть в курсе потребностей производства и оперативно реагировать на возможные рекламации на уровень подготовки специалистов: или укреплять профессорско-преподавательский состав, или материальную базу, или организовывать лучше практическое обучение. Мы стараемся подписать как можно больше договоров на целевую подготовку с отдельными предприятиями, чтобы студент знал, что он будет трудоустроен. За мою десятилетнюю работу в качестве ректора сказать, что мы много получали нареканий на подготовку студентов, не могу - есть некоторые моменты, в основном личностные. Потому что не всегда на предприятиях выполняют данные молодому специалисту обещания, не всегда руководитель находит общий язык с молодыми кадрами, отсюда и возникают конфликты.
- Заинтересованы ли работодатели в участии во всех этапах образовательного процесса? Актуален ли вопрос подготовки в университете кадров для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса АПК?
- Нужно, чтобы предприятия активнее предоставляли нам свою базу, и вместе с нами участвовали в подборе будущих специалистов. Я всегда на встречах с руководством предприятий говорю, что самое хорошее - если вы отбираете специалистов среди школьников вашего региона, будущих наших студентов. Лучше всего в этом плане нам удается сотрудничать с теми предприятиями, которые нуждаются в нашем научном обеспечении, куда выезжают профессионалы-преподаватели. Именно тогда получаются нормальные контакты, находится взаимопонимание и идет эффективная совместная работа.
По договорам с частными предприятиями у нас учится достаточно много студентов. Но, на мой взгляд, у нас бизнес пока только присматривается к происходящим процессам. Бизнесмены не всегда хотят вкладывать деньги в подготовку молодого специалиста, когда можно просто переманить готового специалиста, дав ему более высокую зарплату и соответствующий социальный пакет.
Проблема здесь есть и у вуза - мы теряем молодых специалистов, кандидатов наук, которые уходят работать на частный бизнес. Их попросту покупают более высокой зарплатой. Наблюдая этот процесс, я отмечаю, что наш бизнес еще не созрел до понимания того, что он должен готовить для себя кадры.
- Насколько активно привлекаются студенты к научно-исследовательской работе, какова эффективность их деятельности, насколько велик процент внедрения их разработок в производство?
- Мы стараемся активно привлекать студентов и аспирантов к научно-исследовательской деятельности. Есть реальные результаты и победы на различных конкурсах, а также успешный опыт внедрения некоторых разработок совместно с нашими учеными в производство.
Сказать, что этой работой охвачены все студенты, нельзя. Но процентов десять так или иначе участвуют в этих формах. Причем всех привлекать и не надо, больше всего нужно работать с теми молодыми людьми, которые к этому расположены, имеют интерес, желание и видят свое будущее в науке. Десять процентов задействованных в этой деятельности студентов - это тоже достаточно высокий результат.
- Что предпринимает ваш университет, чтобы соответствовать требованиям времени?
- Прежде всего мы готовим для себя высококвалифицированные кадры. Как бы ни было тяжело, мы пока не можем соблазнить специалистов высокой зарплатой, но есть разные люди. Кто-то на самом деле имеет склонность к науке, хочет реализовать свои амбиции, сделать карьеру в образовании. Поэтому мы открываем новые специализации - за последние пять лет их открыто семь, работает магистратура, докторантура. То есть у нас четко отлаженная система подготовки высококвалифицированных кадров, которые имеют практические навыки и активно занимаются научно-исследовательской работой, в том числе изобретательством. Достаточно сказать, что ежегодно вуз получает около 20 различных патентов на изобретения в Беларуси.
У нас есть интересный международный проект, который позволяет нашим студентам и преподавателям выезжать на практику в страны Евросоюза, в частности в Швецию. Ведется работа по созданию магистратуры в области экологического образования. Поэтому ищем новые направления, которые актуальны для промышленности и страны в целом.
- Что касается международного научно-технического сотрудничества, как в вузе отлажена система обучения студентов с использованием зарубежного передового опыта?
- Международные контакты позволяют увидеть, что делается в мире с тем, чтобы положительный опыт переносить на подготовку наших специалистов. Только при контакте, встрече специалистов узкого профиля можно в чем-то выработать новые подходы.
У нас очень хорошие контакты налажены с итальянской школой гостиничного и ресторанного бизнеса. Буквально на днях из города Асти вернулись студенты после прохождения практики - они произвели там настоящий фурор, приготовив на заключительный конкурсный ужин сырники с добавками из натуральных замороженных фруктов и ягод. С нашим университетом заключен договор на дальнейшее сотрудничество сроком на пять лет.
Всего университет имеет 43 договора о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями из восьми стран (Болгария, Италия, Германия, Казахстан, Китай, Польша, Россия, Украина). Наиболее активно международное сотрудничество развивается с Болгарией, Казахстаном, Италией, Россией, Украиной, Польшей.
Сотрудники вуза активно участвуют в зарубежных конференциях, семинарах и выставках. С целью прохождения практики, стажировок, участия в различных мероприятиях в 2012 году за рубеж выезжал 41 человек, в том числе 18 студентов.
- Каким образом обновляется и расширяется материально-техническая база вуза?
- Прежде всего вуз развивается за счет бюджетного финансирования. Оно постепенно растет, и это позволяет нам вкладывать достаточно серьезные деньги в свое развитие. Конечно, активно используются и внебюджетные ресурсы, и спонсорская помощь для ремонта учебных корпусов, приобретения лабораторного оборудования.
Я сторонник того, что вуз начинается с прилегающей территории, коридоров, лестниц, вестибюлей, общественных мест пользования. И я горжусь тем, что вуз выглядит в этом плане очень достойно: мы имеем благоустроенную территорию, современные аудитории, яркую информационную и наглядную агитацию, стильно оформленные помещения и т.д.
- Университет в эти дни отмечает 40-летний юбилей. Какие, на ваш взгляд, самые важные результаты достигнуты в работе вуза и каким бы вы хотели видеть университет в следующий юбилей, через десять лет?
- За эти годы заложен серьезный фундамент для развития вуза. Университет имеет свое лицо, и считаю, что нынешний профессорско-преподавательский состав не упустит то, что сделано, и впредь будет соответствовать требованиям времени.
А самое главное наше достижение - это то, что более 23 тыс. выпускников, которые подготовлены за эти годы, и коллектив вуза внесли достойный вклад в развитие перерабатывающей промышленности и экономики Беларуси в целом. Ведь около 70% инженерно-технических работников на предприятиях пищевой отрасли Беларуси - это наши выпускники. И во многом благодаря им за последнее время наша республика из страны импортера продуктов питания превратилось в государство-экспортер.
Сергей КУЛЯГИН.