Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

БНК планирует расширить за рубежом сеть АЗС под белорусским брендом

Интервью 11.11.2015 | 16:54
Александр Демидов

Нынешний год для Белорусской нефтяной компании может стать рекордным по экспорту нефтепродуктов. За десять месяцев БНК поставила за рубеж чуть более 11 млн т нефтепродуктов, в то время как за весь 2014 год экспортировано 7,8 млн т. Когда БНК обзаведется собственным нефтеналивным терминалом, где за рубежом откроются АЗС под белорусским брендом и кто пытается подделать отечественное топливо, корреспонденту БЕЛТА рассказал генеральный директор компании Александр Демидов.

- В этом году БНК продемонстрировала достаточно динамичный рост экспорта нефтепродуктов, на какую цифру компания планирует выйти по итогам 2016 года?

- Объем экспорта нефтепродуктов БНК зависит преимущественно от объемов давальческой переработки российских компаний на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Так, в 2015 году их доля в объемах переработки сократилась и составила около 15% против 40% в предыдущем году. Это привело к тому, что объемы поставки нефтепродуктов на экспорт БНК увеличились. За десять месяцев экспорт нефтепродуктов превысил 11 млн т, думаю, что по итогам 2015 года эта цифра будет в районе 12 млн т. В Россию за десять месяцев поставлено около 690 тыс. т нефтепродуктов. Мы действуем в рамках межправительственных договоренностей, в настоящее время поставки продолжаются.

Что касается 2016 года, то все будет зависеть от структуры переработки и доли давальческой переработки.

- Какие рынки сейчас можно считать премиальными?

- У БНК обширная география реализации нефтепродуктов. При этом основные объемы нефтепродуктов поставляются на наиболее премиальные рынки близлежащих стран - речь идет об Украине, России, Латвии, Литве, Польше. Здесь многое решает логистика - например, если от Новополоцка до границы с Латвией 90 км, то логично, что продукт будет доставлен с наименьшими затратами. Поставки на рынок Украины ведутся преимущественно из Мозырского НПЗ с учетом наименьших логистических затрат.

При этом учитывается принцип диверсификации поставок, поэтому наряду с экспортом в приграничные страны поставки осуществляются в Чехию, Словакию, Венгрию, Молдову, Румынию, а также наращиваются в Болгарию, Сербию и другие страны. Если на рынках соседних стран спрос по каким-то причинам снижается, мы имеем возможность моментально увеличивать поставки в более отдаленные в географическом плане страны. В целом мы сейчас поставляем нефтепродукты в более чем 20 государств.

- Белорусская нефтяная компания и латвийская WT OIL Terminal в мае этого года подписали соглашение о развитии совместной перевалки нефтепродуктов в Рижском порту. Над подготовкой соглашения вы работали около двух лет, станет ли следующим шагом приобретение БНК собственного нефтеналивного терминала? В какие сроки может быть заключена сделка?

- Интерес к этой теме как был, так и остается. Углубленно изучаем вопрос. Нам важна прежде всего экономическая составляющая проекта, сроки его окупаемости. Здесь должна быть экономическая логика. Поэтому в настоящее время идет техническая работа, обсуждение деталей возможной сделки с терминалом. Движение в этом вопросе будет после согласования всех цифр, анонсировать конкретные сроки пока преждевременно.

- Для экспорта темных нефтепродуктов БНК заключены договоры на перевалку с 12 терминалами в 7 портах. Если говорить о возможной покупке доли терминала, то речь идет именно о Рижском порте?

- Для "Нафтана" Рижский порт является самым близким - расстояние до него составляет около 400 км. Не скрою, у нас были предложения и по другим направлениям, но итоговое решение принимается исходя из экономической целесообразности проекта.

- Как в целом оптимизируется логистика поставок по различным направлениям?

- Сейчас поставки преимущественно ведутся в направлениях с наименьшим логистическим "плечом". Так, темные нефтепродукты "Нафтана" направляются в ближайшие порты Риги и Вентспилса, Мозырского НПЗ - преимущественно в Клайпедский порт и Одесский порт.

Несколько лет назад было принято решение взаимодействовать с железными дорогами без посредников, это позволяет работать по более выгодным тарифам. Чтобы транспортировка была более эффективной, используются различные виды транспорта, в том числе трубопроводный при поставке нефтепродуктов в направлении порта Вентспилса (Латвия) и речной при поставке в Украину.

- Как будет развиваться сеть белорусских АЗС за рубежом? Какие виды топлива и услуги они смогут предложить?

- Сеть белорусских заправок за рубежом развивается на условиях франчайзинга. По данной схеме уже работают три АЗС в России и две в Украине. К концу текущего года эту сеть планируется расширить. В первую очередь мы ориентируемся на близлежащие регионы этих стран, и, как показала практика, это оправданно. Интересен московский регион, где потребляется наибольший объем белорусских нефтепродуктов, и питерское направление.

Заправки в России и Украине, работающие под белорусским брендом, предлагают клиентам высококачественные виды топлива - высокооктановые бензины АИ-98, АИ-95, бензин АИ-92, соответствующие европейскому стандарту EN228, дизельное топливо Евро-5, соответствующее европейскому стандарту EN590.

Помимо этого, АЗС предлагают широкий спектр сопутствующих услуг. Это как магазины с набором необходимых путешественникам товаров, стоянки для большегрузных автомобилей, так и, например, открывающийся в ближайшее время ресторан белорусской кухни на АЗС в Украине, где можно будет попробовать национальные белорусские блюда.

- Будет ли БНК открывать АЗС в странах Балтии?

- Открыть заправки с белорусским топливом в странах Балтии - это перспективная задача развития розничной реализации нефтепродуктов. Переговоры с потенциальными партнерами по этому вопросу уже ведутся. Все зависит от предложений, которые мы в конечном итоге получим от партнеров. Если будет экономическая целесообразность, будем двигаться и развиваться в данном направлении.

- На недавней конференции в Минске, где обсуждались тенденции на рынке нефтепродуктов и газа, эксперты заявляли, что в последнее время за рубежом участились попытки подделать белорусское топливо...

- Наше топливо отвечает всем требованиям по качеству, и люди положительно реагируют на белорусский бренд. Не скрою, что на рынке есть недобросовестные участники, они пытаются выдать свой товар под белорусской маркой, которая уже давно ассоциируется с качественным товаром. Это попытки увеличить продажи, заработать на чужом имени и ввести покупателя в заблуждение. Такие ситуации на рынках случаются.

Что касается оптового и мелкооптового рынка, то если компания заключает договор с нашими подразделениями без посредников, то можно быть уверенным в том, что продукт обладает всеми заявленными качествами. При покупке у посредников сложно быть полностью уверенным в том, что товар действительно белорусского производства и высокого качества.

- Как будут развиваться проекты по поставкам топлива напрямую в аэропорты? Когда планируется начать поставки реактивного топлива для гражданской авиации России?

- Поставки топлива напрямую в адрес украинских аэропортов уже были. Сейчас ведется активная проработка совместных проектов по организации поставок белорусского реактивного топлива непосредственно в аэропорты Риги и Вильнюса. Думаю, детали проектов станут известны в ближайшее время. Прежде всего, учитывается экономическая привлекательность решений.

Что касается поставок топлива для российской гражданской авиации, то процесс сертификации завершается. Поставки уже ведутся, но пока носят разовый характер. В следующем году планируется наладить регулярные поставки. При этом стоит сказать, что в России на этом рынке достаточно серьезная конкуренция среди крупных производителей, но мы, тем не менее, намерены присутствовать в этой сфере.

- Какие проекты сейчас реализует лондонская дочерняя компания BNK (UK) Limited?

- Наш лондонский офис осуществляет реализацию нефтепродуктов на условиях FOB (с доставкой товара на борт судна в порту погрузки, перевалку оплачивает продавец. - Прим. БЕЛТА). Сейчас на условиях FOB нами реализуется более 65% всего объема нефтепродуктов, невостребованных на внутренних рынках близлежащих стран. Также компания осуществляет поставки по условиям CIF (с доставкой товара до указанного в договоре порта назначения покупателя. - Прим. БЕЛТА).

Кроме того, BNK (UK) Limited проводит серьезную работу в области финансирования, а также по хеджированию - это, можно сказать, ювелирная работа, которая позволяет страховать определенные финансовые риски и при этом зарабатывать.

- Будет ли Белорусская нефтяная компания развивать экспедиторские услуги по транспортировке нефтепродуктов?

- Сейчас дочерние компании оказываются экспедиторские услуги по доставке грузов, преимущественно нефтепродуктов. Так, при реализации БНК нефтепродуктов дочерние компании оказывают экспедиторские услуги при перевозке грузов по территории страны присутствия на основании заключенных прямых договоров на экспедирование с администрациями железных дорог Украины, России, Латвии и Литвы. Экспедиторские услуги позволяют как обеспечить получение дополнительного экономического эффекта при реализации нефтепродуктов, так и являются гарантией сохранности груза и его доставки покупателю, поэтому мы продолжим развивать это направление.

Наталья ЗЛОТНИК

Все интервью