Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Биометрический паспорт и госуслуги онлайн - как электронное будущее становится реальностью

Интервью 20.03.2017 | 16:46
Андрей Ильин

Национальный центр электронных услуг в марте отметил свое пятилетие. Именно НЦЭУ является оператором межведомственных информационных систем, сервисов и систем идентификации, внедряет и развивает электронные услуги, благодаря чему взаимодействие государства, бизнеса и людей становится все более высокотехнологичным и удобным. Заменит ли электронная цифровая подпись обычную, когда в Беларусь придет безбумажная торговля и как внедряется электронное правительство, в интервью БЕЛТА рассказал директор НЦЭУ Андрей Ильин.

- Андрей Анатольевич, Национальный центр электронных услуг работает уже пять лет. Какие проекты НЦЭУ вы считаете самыми главными?

- Действительно, НЦЭУ основан 19 марта 2012 года, так что нынешней весной празднуем пятилетний юбилей. Ключевой проект - это, конечно, становление самого центра. В 2012 году мы получили разрозненные сервисы, которые нужно было объединить в стройную систему предоставления электронных услуг. Сегодня мы располагаем достаточно развитой инженерной инфраструктурой, современным центром обработки данных, чтобы предоставлять услуги 24 часа в сутки семь дней в неделю. Команда собиралась в основном из инженеров-айтишников, многому проходилось учиться уже в процессе, образно говоря, колеса в этом автомобиле мы меняли, не останавливая его.

Основная задача, которая перед нами ставилась, - создать в Беларуси центр межведомственного взаимодействия, способствовать развитию электронных услуг. Госорганы и предприятия пытались внедрять электронный документооборот и ранее, но это были разнородные системы, обеспечить электронный документооборот в рамках страны было практически невозможно. С появлением системы межведомственного документооборота все изменилось. Сегодня в СМДО работает более 6 тыс. организаций, обрабатывается 120-130 тыс. электронных документов в месяц. Тем не менее, почивать на лаврах рано - нам предстоит подключить еще 10-12 тыс. организаций. Будет расти и объем передаваемых документов.

Стоит упомянуть и о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК). Электронный документ приравнен к бумажному еще в начале 2000-х, соответствующий закон был, но реализация конкретных мероприятий пробуксовывала. До появления ГосСУОК бизнесу необходимо было получать целую связку ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП), чтобы зарегистрировать предприятие, заплатить налоги, взаимодействовать с Фондом социальной защиты населения и т.д. В 2014 году в Беларуси был создан единый удостоверяющий центр, и к настоящему времени мы выдали уже более 110 тыс. ключей ЭЦП. Теперь с помощью одного ключа можно работать с налоговой инспекцией, страховщиками, ФСЗН, подтягиваются и банки, хотя не так быстро, как хотелось бы.

Принята в постоянную эксплуатацию вторая очередь программного комплекса "Одно окно", и все больше административных процедур будет переводиться в электронный вид.

Думаю, что уже в обозримом будущем будут появляться новые электронные услуги для физлиц. Базисный элемент для работы электронного правительства - Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), с помощью которой оказывается 88 видов электронных услуг как для юридических, так и для физических лиц. В настоящее время количество оказываемых электронных услуг ОАИС составляет более 150 тыс. в месяц. Это немного, но самое главное - инфраструктура для оказания электронных услуг уже создана.

В январе 2017 года принята новая редакция закона об основах административных процедур, которая регламентирует, как осуществлять административные процедуры в электронном виде. Сейчас органы госуправления работают над документом, в котором будут детализированы функции Общегосударственной автоматизированной информационной системы. После этого и начнется активная работа по переводу административных процедур в электронный вид. Хотя определенная работа здесь уже проделана, например, Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Госпогранкомитетом, Государственным таможенным комитетом.

Все механизмы для оказания электронных услуг созданы. Иными словами, железная дорога построена, составы готовы, осталось заполнить их грузами и отправить.

- Какие новые электронные услуги юридические и физические лица могут получать уже сейчас с помощью Единого портала электронных услуг?

- Сегодня на Едином портале электронных услуг пользователям доступно 88 электронных услуг, юрлица могут воспользоваться 61 услугой, физлица - 34. Так, на портале можно получить электронные услуги в сфере финансов и налогообложения, труда и социальной защиты, торговли и государственных закупок, земельно-имущественных отношений и других.

Наиболее широкий спектр электронных услуг доступен для юрлиц. Для грамотного ведения бизнеса важно владеть информацией о своих партнерах, чтобы планировать работу и нивелировать возможные риски. Не является ли ваш компаньон банкротом, не возбуждено ли в его отношении приказное производство, нет ли задолженности перед бюджетом - эти и другие сведения доступны на портале.

Для физлиц наибольший интерес представляют электронные услуги и административные процедуры в сфере социальной защиты населения: о размерах пособий, сумме пенсий, иных социальных выплатах.

На портале можно выполнять все действия в интерактивном режиме - от заказа услуги в личном кабинете пользователя до ее оплаты. Таким образом, Единый портал электронных услуг сегодня выступает удобной площадкой для получения гражданами госуслуг и информации об осуществлении административных процедур. По мере прихода на портал новых интерактивных услуг и сервисов белорусских ведомств ЕПЭУ станет узнаваемым брендом, популярным ресурсом для граждан и бизнеса.

- Какими еще госуслугами белорусы вскоре смогут воспользоваться онлайн?

- Национальный центр электронных услуг - это прежде всего инфраструктурный оператор. Мы нацелены на то, чтобы обеспечить госорганы возможностью в сжатые сроки и эффективно оказывать гражданам электронные услуги. НЦЭУ предоставляет именно технологическую основу для оказания электронных услуг, а правительство будет ежегодно формировать планы по переводу административных процедур в электронный вид. После утверждения соответствующих перечней можно будет озвучить, какие конкретно возможности электронного взаимодействия с госорганами появятся у людей.

Нужно помнить, что электронные услуги не могут быть реализованы без госорганов, которые уполномочены их оказывать. НЦЭУ дает лишь технические механизмы для удобного взаимодействия с госорганами.

- Вероятно, один из самых популярных запросов белорусов - как можно получить справку из госорганов онлайн?

- Что касается справок из госорганов онлайн, то единственным сдерживающим фактором является отсутствие нормативной правовой базы, позволяющей классифицировать электронные документы, подписанные электронной цифровой подписью, идентично бумажным документам. Активная работа по формированию соответствующих нормативно правовых актов ведется в настоящее время.

- Вы уже упоминали о развитии ГосСУОК, 100 тыс. выданных ключей ЭЦП - это много или мало для Беларуси? И нужно ли стремиться сегодня к тому, чтобы электронная подпись заменила полностью обычную?

- Мы добились того, что электронная цифровая подпись - многофункциональный инструмент для юрлиц, и это очень важно. Думаю, что возможности применения ЭЦП будут только расширяться. Потенциал реального рынка можно оценить в 300-500 тыс. ЭЦП. Но сколько компаний будут пользоваться ими реально? Все будет зависеть от объема электронных услуг, которые будут доступны юрлицам при взаимодействии с органами госуправления. Мы намерены увеличивать количество таких услуг, соответственно, ключи ЭЦП будут неизбежно появляться не только у руководящего состава с правом подписи, но и у других сотрудников. Возможности применения ЭЦП не ограничиваются лишь подписанием электронных документов, это еще и механизм для идентификации лица в интернет-пространстве и информационных системах.

Раньше никто не мог предсказать, какое распространение получат мобильные телефоны, а сегодня они есть у каждого. По поводу ЭЦП могу сказать то же самое: поживем - увидим. Ее распространение будет зависеть от заинтересованности юрлиц и физлиц в услугах, которые появляются в интернет-пространстве. Мы в свою очередь постоянно работаем с владельцами информационных систем и ресурсов как государственного, так и коммерческого сектора (включая банковскую сферу) для обеспечения возможности работы в этих системах с единым ключом ЭЦП.

Убежден, что стремиться к наиболее широкому применению ЭЦП необходимо, а говорить о целесообразности полной замены обычной подписи пока рано.

- На какой стадии разработка ID-карт, которые смогут считаться внутренними паспортами? Как в целом продвигается создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы?

- Выпуск биометрических документов и многофункциональных идентификационных карт (ID-карт) - это прерогатива Министерства внутренних дел. Согласно комплексу мер по внедрению биометрических документов в Беларуси и созданию Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы в стране уже начата разработка биометрических документов.

Биометрический паспорт гражданина Беларуси будет использоваться для выезда за границу (заграничный паспорт), а ID-карта - в качестве внутреннего документа, удостоверяющего личность. ID-карта будет содержать сертификаты электронной цифровой подписи, необходимые для подписания документов либо идентификации себя в информационных системах - этот участок работы будет в компетенции НЦЭУ.

К концу 2018 года планируется завершить технические работы, и, надеюсь, первые ID-карты белорусы получат уже в 2019 году.

- Приступили ли госорганы к созданию национальной системы безбумажной торговли?

- Сегодня мы находимся на этапе формирования требований к этой системе. Ее создание предусмотрено Госпрограммой развития цифровой экономики и информационного общества до 2020 года, главным заказчиком определено Министерство иностранных дел.

Наша задача как инфраструктурного оператора - предоставить инфраструктурные элементы, обеспечивающие обмен документами и механизм идентификации для госорганов.

Планируется, что Национальная система безбумажной торговли будет состоять из пяти основных систем. Так, портал безбумажной торговли будет единой точкой доступа, обеспечивающей обслуживание торговой деятельности торговых компаний, госучреждений, банков, страховых, логистических компаний. Предусмотрены также системы технической инфраструктуры, управления грузами, информационной безопасности, обработки таможенных данных.

- Планируется ли создавать новые порталы предоставления электронных услуг?

- Одним из самых сложных моментов при формировании электронного правительства были дискуссии о его архитектуре. Новая редакция закона об административных процедурах определяет ЕПЭУ единой точкой доступа для предоставления электронных услуг юрлицам и физлицам. Опыт стран СНГ и дальнего зарубежья показывает, что одним из этапов в построении эффективного электронного правительства является создание единого портала (единой унифицированной платформы), который будет выступать единой точкой доступа для заказа и получения информационных и электронных услуг из множества информационных ресурсов, удобным механизмом осуществления административных процедур в электронном виде. Мы это видим на примере России, Казахстана, Азербайджана, Эстонии, Канады, Молдовы, Сингапура.

Опыт тех стран, где успешно реализован проект электронного правительства, говорит о том, что не надо распылять деньги на создание идентичных ресурсов в интернете. Это попросту неудобно. Ведь мы создаем в первую очередь понятный и простой ресурс для обычного человека, поэтому создавать несколько дублирующих друг друга по своим функциям порталов нет смысла.

- Каким вы видите развитие электронных услуг в Беларуси в будущем? Как они могут измениться в ближайшие десять лет?

- Мы живем не в отрыве от всего остального мира и видим, какими темпами развивается интернет-пространство и информационные технологии. Думаю, что успехи отечественных разработчиков помогут шагнуть стране далеко вперед. Уже сегодня, наверное, только очень маленькая часть юрлиц не взаимодействует с госорганами в электронном виде. Это стало обычной практикой. Электронный документооборот тоже становится частью повседневной жизни.

Прогнозируя, что будет через пять или десять лет, я уверен, что мы не будем среди отстающих стран в части развития информационных технологий. Общение с государством будет весьма технологичным - это очевидная мировая тенденция, и, естественно, мы не останемся в стороне.

БЕЛТА.-0-

Все интервью