Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Белорусские экспортеры с помощью форфейтинга смогут снизить внешнюю дебиторскую задолженность

Интервью 21.05.2015 | 17:30
Ольга Войтова

Указ №69 "Об использовании векселей", вступивший в силу 21 мая, призван стимулировать экспорт белорусских товаров с помощью форфейтинга. Этот финансовый механизм достаточно прост в использовании и выгоден не только экспортерам, но и другим участникам форфейтинговых схем. Ожидается, что эффект от принятых мер будет комплексным: помимо усиления конкурентоспособности белорусских товаров они должны помочь предприятиям снизить дебиторскую задолженность. Об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала главный специалист управления регулирования небанковских операций Национального банка Ольга Войтова.

- Ольга Николаевна, напомните, в чем суть определяемого в указе механизма?

- Белорусский экспортер поставляет нерезиденту свою продукцию по внешнеторговому договору, предусматривающему отсрочку по оплате товара. При этом покупатель передает предприятию вексель, срок платежа по которому совпадает с длительностью предоставленной отсрочки. Это может быть вексель банка-нерезидента либо самого нерезидента, на котором стоит аваль (гарантия платежа) банка-нерезидента.

Полученный вексель экспортер может продать с дисконтом без права регресса банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированному юридическому лицу, осуществляющему учет векселей. Таким образом, экспортер оперативно получает на свой счет выручку за поставленный на экспорт товар и переносит все риски по неоплате векселя на финансирующие организации.

- Какие преимущества от включения в механизм форфейтинга получают финансирующие организации?

- Во-первых, приобретая выданные или авалированные банками-нерезидентами векселя, эти организации получают высоконадежный и ликвидный актив. Во-вторых, при проведении операций с такими векселями, номинированными в иностранной валюте, они получают право использовать иностранную валюту при расчетах с экспортерами и между собой. В-третьих, финансирующие организации освобождаются от уплаты гербового сбора при операциях с такими векселями. Для этого они должны предоставить о них информацию в Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг. Необходимо также подтверждение, что банк-нерезидент соответствует критериям надежности.

- Что это за критерии и кто их определяет?

– Это прерогатива Национального банка. В качестве критерия он установил наличие у банка-нерезидента рейтингов, присвоенных международными рейтинговыми агентствами. Для банков-нерезидентов из России, Казахстана или Армении критерием служит долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте, который присваивается Fitch Ratings или Standard&Poor's. Он должен быть уровня не ниже ВВ-. В качестве критерия установлен также рейтинг долгосрочных долговых обязательств корпоративных эмитентов или долгосрочных банковских депозитов в иностранной валюте уровня не ниже Ва3 (присваивается Moody's Investors Service).

Для банков-нерезидентов из других стран в качестве критериев установлены аналогичные рейтинги, но уровня не ниже ВВВ- и не ниже Ваа3 соответственно.

Более низкое значение кредитных рейтингов для банков-нерезидентов первой группы обусловлено понижением суверенных кредитных рейтингов России и, как следствие, многих российских банков. В целях соблюдения норм договора о Евразийском экономическом союзе в части обеспечения принципов равноправия и учета национальных интересов стран-участниц такие же требования и для банков Казахстана и Армении.

- Помогут ли нормы указа экспортерам, у которых уже имеются проблемы с получением оплаты за поставленный нерезиденту товар?

- Думаю, да. При наличии у экспортера внешней дебиторской задолженности по ранее заключенному договору он может подписать с контрагентом дополнительное соглашение, которым будет изменен порядок расчетов по договору.

На заседании межведомственного совета по развитию экспорта министерствам и концернам было поручено рассмотреть возможность оптимизации расчетов по внешнеторговым договорам в рамках форфейтинговых схем. Кроме того, речь на заседании шла о необходимости стимулировать контрагентов белорусских экспортеров оформлять дебиторскую задолженность собственными векселями, авалированными банками-нерезидентами, либо привлекать вексельные кредиты банков-нерезидентов.

В свою очередь белорусским банкам рекомендовано разработать условия учета у белорусских экспортеров векселей банков-нерезидентов в соответствии с нормами указа №69.

- Почему механизм форфейтинга сейчас особенно выгоден белорусским экспортерам?

- Текущая экономическая конъюнктура, сужение основных рынков сбыта отечественного экспорта и обострение конкуренции на них не всегда позволяют эффективно выстраивать отношения таким образом, чтобы сразу получать оплату по договорам. Об этом, на мой взгляд, свидетельствует объем существующей внешней дебиторской задолженности.

Кроме того, остро стоит вопрос о необходимости диверсификации экспорта путем переориентации товарных потоков на новые перспективные рынки при сохранении присутствия на традиционных. Решение такой задачи без грамотного выстраивания конкурентной политики невозможно. Предоставление длительной отсрочки по оплате товара, как действенный фактор неценовой конкуренции, - это возможность удержать старых партнеров и предложить привлекательные условия сотрудничества новым.

Заложенный в указе механизм, позволяющий экспортеру, с одной стороны, предлагать контрагентам привлекательные условия расчетов, а с другой - быстро получать финансирование для дальнейшего осуществления своей деятельности, на мой взгляд, будет в существенной мере способствовать решению названных задач.

Светлана САВКО,

БЕЛТА.-0-

Все интервью