Система потребкооперации Беларуси объединяет предприятия торговли и общепита, заготовительную сеть, звероводческие хозяйства, промышленные предприятия, строительные и транспортные организации и учебные заведения. Потребкооперация обслуживает более трети населения Беларуси - около 3,5 млн. человек, оказывая им свыше 70 видов услуг. Председатель правления Белкоопсоюза Валерий Иванов в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал, как потребкооперация конкурирует с торговыми сетями, зачем создавался единый оптовый оператор и почему в Греции хотят шить шубы из белорусского меха.
- Валерий Николаевич, в первую субботу июля традиционно будет отмечаться День кооперации. С какими результатами Белкоопсоюз подходит к своему профессиональному празднику?
- В нынешнем году стоит отметить в основном положительную динамику развития отраслей. Так, в январе-апреле 2014 года Белкоопсоюз обеспечил темп роста валовой добавленной стоимости на уровне 102,8% к аналогичному периоду 2013 года. Кроме того, в январе-мае обеспечены темпы роста розничного товарооборота общественного питания (103,4%), объема производства промышленной продукции (105,5%) и общего объема закупок во всех категориях хозяйств (120,9%), в том числе закупок сельхозпродукции у населения (123,3%). Также достигнуто положительное сальдо внешней торговли товарами. Уменьшается число убыточных организаций: на 1 марта 2014 года их было 88, на 1 мая - 63. Планируется, что к 1 сентября 2014 года рентабельными будут все организации.
Потребкооперация является крупнейшей торговой сетью, сейчас в нашей системе работают свыше 9 тыс. объектов розничной торговой сети (без учета киосков и палаток), из них 31% - в городе и 69% - на селе. Кстати, потребительская кооперация остается крупнейшей товаропроводящей сетью отечественных производителей. Удельный вес импортных товаров по Белкоопсоюзу составляет 7%, в то время как по Беларуси удельный вес импортных товаров немного больше. Доля непродовольственных импортных товаров по Белкоопсоюзу - 11,6%, что меньше, чем в целом по стране.
Конечно, мы должны учитывать требования, которые предъявляет к нам глава государства и правительство, и наращивать товарооборот. В основном это нам удается. Так, в январе-мае 2014 года товарооборот был больше, чем в аналогичном периоде 2013 года, и тенденции его снижения к уровню прошлого года не наблюдается. Вместе с тем приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Но мы не снижаем резко товарооборот, а в некоторых регионах по отдельным направлениям он растет. Для этого мы восстанавливаем материальную базу, строим новые предприятия торговли, магазины шаговой доступности. Возможно, их появляется не так много, однако деньги направляются не только на строительство новых объектов, но и выполнение социальной функции. Например, организацию работы автолавок, которые трижды в неделю посещают населенные пункты, где нет торговых точек. Сейчас действует 695 автолавок, которые обслуживают 14,7 тыс. мелких населенных пунктов, кстати, практически в каждом третьем из них проживают менее 10 человек. И далеко не все автолавки работают рентабельно. Тем не менее, живет в деревне один человек или 50 - это не так важно, в любом случае туда будут трижды в неделю доставлять нужные товары, причем независимо от погоды. Ни одна торговая сеть этим больше не занимается. Это требует затрат, которые приходится компенсировать с помощью доходов от других направлений деятельности.
Некоторые трудности с темпом роста розничного товарооборота можно объяснить снижением численности сельского населения. Только за 2013 год оно сократилось на 49,5 тыс. человек. Соответственно на столько же сократилась и численность населения, обслуживаемого потребкооперацией. Если исторически потребкооперация зарождалась в сельской местности, то современные ретейлы начинают свое существование с крупных городов, где обеспечивают накопление капитала, постепенно переходя на районный уровень, а потом уже предлагают забрать у потребкооперации отдельные социальные функции торгового обслуживания жителей села, и это, как правило, наиболее эффективные функции. Например, если пускать автомагазины, то по наиболее выгодным маршрутам и т.д.
- В системе Белкоопсоюза в этом году появился единый оптовый оператор, благодаря чему заработала новая вертикаль закупок. Какой эффект ожидается от этих преобразований? Смогут ли индивидуальные предприниматели покупать товары в оптовой системе Белкоопсоюза?
- Единый оптово-логистический центр для системы потребкооперации создан по поручению Президента на базе УП "Белкоопвнешторг Белкоопсоюза". Этот центр помогает организовать закупки товаров критического импорта. Мы делаем максимально крупные закупки и тем самым добиваемся снижения оптовой цены. Это в свою очередь позволяет при продаже товаров в розничной сети более успешно конкурировать с другими сетями. К тому же после создания этой структуры значительно увеличились объемы поставок в систему потребкооперации отдельных групп товаров. Например, поставки фруктов, овощей, закупаемых из-за пределов республики, в марте-апреле возросли в 4,1 раза, в мае - в 7 раз.
Благодаря оптово-логистическому центру автоматизируются операции складского хранения с подключением удаленных складов. Единая компьютерная система поможет выстроить максимально эффективную организацию процессов учета, контроля и управления складским хозяйством. Сейчас создается электронная торговая площадка УП "Белкоопвнешторг Белкоопсоюза" в Интернете.
Что касается предпринимателей, то они тоже смогут закупаться в этой системе. Все необходимые сертификаты и прочие документы, конечно же, будут прилагаться.
- Сейчас в разгаре сезон заготовок, как организована закупка дикорастущей и сельхозпродукции у населения?
- К концу года планируется увеличить объемы закупок продукции у населения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. У населения уже закуплено более 2,3 тыс. т огурцов (темп роста 106% по сравнению с аналогичной датой 2013 года), 1,3 тыс. т капусты (123%), 400 т томатов (122%). Меньше, чем в прошлом году, закуплено земляники садовой - 700 т (62%), что связано с погодными условиями и низким урожаем. Сейчас началась заготовка черники и грибов. Всего с начала года у населения закуплено сельхозпродукции на сумму более Br455 млрд.
Около 15-20% ягод идет на переработку (соки, варенья, джемы, вино), все остальное экспортируется в европейские страны - Польшу, Германию, Францию, страны Балтии и скандинавские страны, а это приносит валюту. Сейчас договариваемся о поставках в Китай. Причем Китай заинтересован в поставках черники не столько для пищевой, сколько для фармацевтической промышленности. Мы также договорились создать совместное предприятие по производству вытяжки из черники. Где оно будет, в Беларуси или Китае, пока не определились. Но скорее всего, что предприятие появится в нашей стране. Предварительно мы договорились, что китайская сторона делает и поставляет оборудование, а мы занимаемся сырьевой базой и предоставляем место для будущего завода.
- Что еще помимо ягод будете экспортировать в этом году?
- В основном это пушнина, свежие и переработанные овощи, замороженные грибы. Востребованы наши традиционные соленья. Засолка и квашение овощей - достаточно затратный вид деятельности, но у этого товара тоже есть свой покупатель. Что касается экспорта картофеля, то он в основном идет в Россию, договариваемся о поставках в Грузию в обмен на цитрусовые, вино, минеральную воду. Сейчас Белкоопсоюз поддерживает торгово-экономические связи с компаниями из 48 стран ближнего и дальнего зарубежья - Финляндии, Польши, Латвии, Норвегии, Грузии, Испании, Вьетнама, а также с 52 регионами России. Один из крупнейших партнеров в странах дальнего зарубежья - Финляндия, на ее долю в 2013 году пришлось 42,2% экспортного оборота потребительской кооперации - $31,7 млн.
- Еще одно направление деятельности Белкоопсоюза - это звероводство. Какова судьба созданного в 2012 году в системе потребкооперации холдинга "Белкооппушнина"?
- Холдинг "Белкооппушнина" прекратил свое существование. По нашему мнению, звероводческого отдела в Минсельхозпроде достаточно для координации деятельности звероводческой отрасли Белкоопсоюза.
Сегодня 6 звероводческих хозяйств Белкоопсоюза производят более 90% белорусской пушнины, получая ежегодно более 760 тыс. шкурок норки и 3,8 тыс. шкурок лисицы и песца. Однако материально-техническая база некоторых звероводческих хозяйств значительно устарела, поэтому вместо действующего в Гродненском районе зверохозяйства мы построим новую ферму. Там будет содержаться до 36 тыс. самок норки основного стада, что позволит получать до 180 тыс. штук норки в год.
Чтобы получить качественный мех, нужен хороший корм для животных, а это тоже недешево. В Польше на несколько десятков зверохозяйств есть одна кормокухня, которая ежедневно поставляет корм на зверофермы. Процесс отрегулирован таким образом, что кормление животных дает максимальный результат. У нас же на каждом из зверохозяйств работает своя кухня. Мы хотим сделать одну кормокухню для всех звероферм, но это дорогое удовольствие. Поэтому мы ищем инвесторов, и уже есть предложения по строительству такого объекта от белорусских и голландских компаний.
- Неоднократно велись разговоры о создании собственного производства меховых изделий. Какова потребность внутреннего рынка в пушнине? Сколько должна в среднем стоить белорусская шуба, чтобы вся производственная цепочка, в которую входят и зверохозяйства, не была убыточной?
- Такое производство создано на УП "Белкоопвнешторг Белкоопсоюза" и успешно работает с 2011 года. Однако это предприятие пока не может удовлетворить потребности белорусского рынка, которые, по оценкам специалистов, составляют не менее 3 тыс. меховых изделий в год. К сожалению, пока не хватает профессионально обученных кадров для такой работы, так как ни в одном учебном заведении не обучают скорняжному делу.
Сейчас мы прорабатываем вопрос создания совместного с греческой фирмой производства по пошиву готовых изделий. Что интересно, в Греции практически нет звероферм, тем не менее эта страна славится шубами. Греческие компании едут на пушные аукционы в Хельсинки или Стокгольм, закупают сырье, из которого потом шьют изделия. Эти шубы потом отправляются на экспорт, и есть высокая вероятность того, что это наша белорусская пушнина возвращается к нам в виде готового изделия.
Что касается средней стоимости длинного мехового пальто, то она составляет сейчас Br35 млн. Эта цена является вполне приемлемой для обеспечения рентабельности работы всей производственной цепочки.
- Можно ли сделать прогноз, что ожидает мировой рынок пушнины в ближайшей перспективе?
- Отпускные цены на пушнину, вырабатываемую предприятиями Белкоопсоюза, привязаны к ценам Финского пушного аукциона. Нужно сказать, что наиболее прозрачным принципом формирования отпускных цен на пушно-меховое сырье являются рыночные механизмы, используемые во всем мире, а именно баланс между спросом и предложением на пушнину, выражающийся в колебании цен на пушных аукционах. В статистике отпускных цен на пушнину просматривается четырехлетняя цикличность роста и падения спроса. Сегодня не самые лучшие времена - цена снижается. Мы учитываем мировые тенденции и колебания цен, поэтому принято решение в новом зверохозяйстве в Гродненской области выращивать норку скандинавского типа. Пушнина скандинавского типа сейчас наиболее востребованная на мировых рынках, ее стоимость в среднем на 20% выше, чем стоимость восточно-европейской пушнины.
Наталья ЗЛОТНИК,
БЕЛТА.