Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

"Беларусьфильм": вдохнуть вторую жизнь

Интервью 14.09.2015 | 12:09
Игорь Поршнев

Свой первый рабочий день новый генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Игорь Поршнев посвятил встречам с людьми. "С этого надо начинать: познакомиться, выслушать, узнать, кто чем дышит", - считает он. На киностудии Игорь Валентинович не чужак, хотя в последнее время работал в России. Едва вступил в должность, попросил отчеты о работе всех структур и уже успел заглянуть во все цеха. Своей первоочередной задачей Игорь Поршнев считает завершение реконструкции киностудии, о чем он рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА.

- Игорь Валентинович, киностудия оказалась в таких условиях, когда говорят о ней главным образом как о проблемной теме. В том числе и по причине реконструкции "Беларусьфильму" сегодня нелегко выживать. Можно ли думать о киновершинах, когда едва есть условия просто существовать?

- Когда министр культуры Борис Светлов представлял меня коллективу, я сказал, что в гораздо большей степени чувствую себя кризисным менеджером, задача которого - вытащить предприятие из плачевного состояния, нежели генеральным директором.

Киностудия - хозяйство большое и должно хотя бы самоокупаться. Сейчас же мы "тянем" Первомайский район, находимся в аутсайдерах. Моя первая задача заключается в окончании строительства. Нужно выявить то, что, может быть, сделано с ошибками, и достойно закончить строительство, принять киностудию в том виде, который бы позволил заниматься творчеством. Ведь наша конечная задача - делать кино, и важно сделать замечательную базу, чтобы было комфортно творческим работникам. Если же этого не будет, то и о хорошем кино говорить не придется.

Реконструкция - сложное объемное дело, и, слава богу, государство это понимает и идет навстречу. Осенью возобновится строительство, будут выделены средства на дальнейшее оснащение, закупку оборудования. А что касается вершин... Три павильона стоят без пола, без крыши. Два новых павильона до конца не готовы, хотя и запущены. То есть вроде бы и есть, где работать, а вроде бы и нет. Поэтому речь идет о реализации хотя бы тех проектов, которые можно снимать в условиях, далеких от комфортных.

- Недавно прошел открытый республиканский конкурс кинопроектов на производство фильмов по социально-творческим заказам, в котором два игровых проекта "Беларусьфильма" признаны победителями. О чем эти картины?

- Это два фильма по восемь серий о современной Беларуси. Фильм "Держись за облака" расскажет об обычных людях, монтажниках-высотниках, об их работе. В нем будут показаны разные характеры, взаимоотношения героев. Зритель соскучился по фильмам, в которых рассказывается о соседях, друзьях. Такой сериал будет интересен и белорусскому, и российскому зрителю. Он снимается на белорусском материале, заняты в нем будут в основном наши артисты, привлечем и несколько медийных персон. Картина "Следы на воде" выйдет к 100-летию милиции, которое отмечается в следующем году. Это милицейская история послевоенных годов по книге белорусского автора. Мы располагаем небольшими средствами, но сейчас такое время, когда об объемных суммах речь не идет. И надо снять достойное кино в пределах имеющихся средств. А темы заявлены интересные, могут привлечь зрителя.

Рад и за наших коллег, компанию "Синетехно", которая представила конкурсной комиссии проект "Автошкола", и он не остался незамеченным. Это будет семейная комедия. Компания "Синетехно" уже обратилась к нам с предложением делать проект вместе. Коллеги имеют опыт сотрудничества со многими российскими группами, которые приезжают на съемки в Беларусь. Поэтому мы готовы работать совместно, это нормальная практика.

- Сегодня телеканалы заполняют эфир рассчитанными на обывателя сериалами, в которые легко вставляется реклама. Не пора ли "Беларусьфильму" пойти по пути производства не очень затратных, но востребованных телесериалов?

- Фактически "Беларусьфильм" принял современные условия игры, мы занимаемся производством мини-сериалов. Сейчас снимается четырехсерийный фильм "Участок лейтенанта Качуры. Фильм 4. "Черная паутина" и очередной эпизод "Государственная граница. Фильм 12. "Ложная цель". Хотя в условиях реконструкции говорить о большом количестве проектов не приходится. Да, телесериалы - наиболее востребованный сейчас жанр. Успех его, как и любого другого фильма, в немалой степени зависит от истории (она непременно должна быть интересной) и от присутствия в проекте медийных персон. Возьмите "Сватов" - там сыграл отличный ансамбль. Если бы были другие актеры, то, наверное, не было бы такого успеха. Или "Кухня" с Дмитрием Назаровым и "Физрук" с Дмитрием Нагиевым. Популярные лица вытягивают проект. А посмотрите, какие сейчас идут американские сериалы. Честно, я боюсь включать, потому что зацепишься - и все, придется смотреть до конца. А там ведь три сезона по 12 серий!

- Игорь Валентинович, вы называете слагаемые успеха проекта: интересная история, известные люди. Но все равно любой проект требует продвижения, пиара. И если говорить о работах "Беларусьфильма", то это больные вопросы, на мой взгляд. Белорусским фильмам недостает пиара, а их прокатная жизнь более чем скромна.

- Согласен, есть вопросы по информационному сопровождению кинопроектов. Когда о процессе съемок идут сообщения постоянно, а не появляются эпизодически, разово, то интерес к фильму разжигается в той или иной степени. Насколько ощутимо отражается это на прокатной истории ленты, судить не возьмусь, но реклама - все же не последняя составляющая в общем успехе.

Но с прокатом сейчас очень тяжело не только у нас, в Беларуси, а и во всем мире. Почитайте прессу. За рубежом тоже нелегко, не идут люди в кинотеатры. Проще же нажать кнопку на компьютере. Если говорить о системе проката в России, то большинство кинотеатров построено на американские деньги, поэтому там все премьеры на много времени вперед расписаны. Если мэтр в сфере кино Никита Михалков больше двух недель не может свои картины прокатать, такой срок - потолок, то о чем можно говорить? Я был как-то с детьми в кинотеатре, и там шла российская картина параллельно с американской. Цена билета на киносеанс - 400 рублей, но на ленту российского производства билеты были уценены и стоили всего 50 рублей. И все равно зрители выбирали американский фильм. Тут арифметика простая: зрители хотят зрелищ, и логично, что если российский фильм стоит $5-10 млн, а американский - $60-150 млн, то второй, наверняка, эффектами более впечатлит.

Прокатное будущее просчитывается еще на этапе идеи. Талант продюсера заключается в способности угадать, найдет фильм отклик у зрителя или нет. Приведу пример из своего опыта работы в российском кино. Итальянским партнерам мы предложили сделать фильм по "Альпийской балладе" Василия Быкова. Я нашел перевод этого произведения на итальянский. Казалось бы, история любви белорусского солдата и итальянской девушки, бежавших из плена, происходящая в годы войны в Италии, не может не тронуть итальянцев. Но нет, оценив достоинства этой повести, коллеги дали отрицательный ответ. Они считают, что сейчас не время для этой картины, она не будет востребована.

- Вы уже заглянули в сценарный портфель "Беларусьфильма"? Студия готова предложить жанровое разнообразие картин или свой статус "Партизанфильма", как за глаза окрестили киностудию за приверженность военной теме, будет поддерживать?

- Это устаревшие представления о работе национальной киностудии. В сценарном портфеле разные фильмы, военные в том числе. Беларусь - страна, по которой прошла Великая Отечественная, и невозможно тему войны оставить за пределами внимания. О текущих игровых работах я уже рассказал, производство полнометражных картин, выигравших конкурс, финансируется на 70% из бюджета, остальную часть средств киностудии предстоит найти самой. Следующий конкурс кинопроектов на социально-значимые темы состоится будущей весной, будем готовить новые предложения.

В документальном кино с финансированием немного сложнее. Белорусская документалистика всегда была на уровне. До конца года планируется снять восемь фильмов формата до 15 минут. Сейчас на выходе полнометражный фильм Галины Адамович. Это очень зрелая работа. Фильм рассказывает о документалистах, которые освещали события 90-х годов. Картина планируется к показу на фестивале "Лiстапад". Я очень рад за документалистов, потому что в документальном кино проработал много лет и очень его люблю.

Киностудия будет искать и варианты реализации коммерческих проектов. Хотя сегодня непросто найти деньги под проект. Я встречался с уважаемым мной режиссером Вячеславом Никифоровым. У него шикарная идея сделать фильм по произведению Владимира Короткевича "Христос приземлился в Гродно". Такая картина вышла в 1967 году. И я бы с радостью взялся за проект, но выступить продюсером такого режиссера сегодня киностудия "Беларусьфильм" не в силах. И государство сегодня не может предложить средства, которые бы позволили достойно реализовать такой проект. Вячеслав Никифоров не тот человек, чтобы делать пустышку, а на такую заявку нужны немалые средства. Чтобы осуществить мечту о съемке подобного фильма, нужно искать деньги.

Если говорить о совместных проектах, то в переговорной стадии есть предложение Эмира Кустурицы и французский проект "Нормандия-Неман". Надо понять, реальны эти варианты или нет, нужно ли это студии, по силам ли? Кустурица - личность известная, наверняка, он снимет что-то любопытное. И проект "Нормандия-Неман" с участием Жерара Депардье также интересен. Но какова цена вопроса?

- Игорь Валентинович, белорусская мультипликация никогда не остается в тени, работы наших мастеров получают награды конкурсов и фестивалей. Но ведь сегодня нужны "Шрэки", "Маши и медведи" и всякие прочие "Фиксики".

- В планах киностудии пока нет трехмерных мультфильмов, это мечты, сегодня мы производим искусство, делаем его вручную. Да, у нас еще не родились "Смешарики". Конечно, хорошо бы выскочила белорусская "Масяня" и принесла нам бешенный доход, потому что подобное - это индустрия, серьезный бизнес. "Беларусьфильм" же выпускает произведения искусства, штучный продукт. Сейчас в запуске четыре работы, в том числе мультфильм о Марке Шагале. На мультстудии хороший творческий коллектив. В нем собрались единомышленники, мастера, как Игорь Волчек, и молодые таланты.

- В Беларуси кино поддерживает государство, чем могут похвастаться не многие кинопроизводители других стран. И все же "Беларусьфильму" предстоит самому учиться плавать, ведь нынешнее состояние дел, наверняка, не может устраивать киностудию.

- Думаю, появление современной кинофабрики, которая будет предлагать свои услуги, оборудование, павильоны зарубежным кинопроизводителям, позволит поправить положение дел. Такой опыт развития отрасли за счет продажи услуг несколько дешевле есть у ряда стран бывшего соцлагеря, например, у Чехии, Румынии. Как только фабрика заработает, как только будут объявлены привлекательные цены и "киношники" поймут, что с "Беларусьфильмом" сотрудничать выгодно, ситуация начнет выправляться.

Валерий Тодоровский недавно даже в недостроенных павильонах "Беларусьфильма" снимал огромную картину "Большой" про Большой театр. Знаю, было сложно, потому что еще не все было отлажено с электричеством, с вентиляцией. Но все получилось. Сейчас к нам должны приехать российские коллеги на переговоры, потому что знают, что у нас очень высокая культура строительства декораций, наш цех всегда этим славился. Хотелось бы вернуть сюда коллег, чтобы они работали здесь. Нужно придерживаться гибкой ценовой политики, идти навстречу партнерам.

Раньше было так. Приезжала съемочная группа, приходила на "Беларусьфильм", стороны договаривались и начинали снимать. Мне же интересно, чтобы была занята моя натурная площадка, чтобы пользовались моим реквизитом, брали в аренду мое оборудование. Если это дорого, давайте разговаривать, приводить цену в какой-то баланс. Привлечь кинопроизводителей со стороны можно только ценообразованием и качеством услуг. Это рынок. Недавно в Минске Егор Кончаловский за 20 съемочных дней снял фильм, что в Москве невозможно. Но тут много моментов имеет значение. Например, в российских городах Ярославле и Владимире, всего в 200 км от Москвы, сейчас есть хорошая огромная база. Съемочной группе не надо ехать в Минск, снимать жилье, платить суточные, если есть специалисты на месте. Все просчитывается, и, если выгодно не выезжать в командировку, сюда не поедут.

Но вот когда коллеги уже приехали в Беларусь и где-то снимают, но не на "Беларусьфильме", это мне не понятно. Я узнал, что даже Глеб Шпригов, который столько лет работал на "Беларусьфильме", строит декорации в каком-то клубе. В не предназначенном для декораций помещении это, наверное, не очень удобно. Не знаю, как такое могло произойти.

Или еще не понятная для меня история. Казахские "киношники" снимали бои на Дубровском озере. Это гражданское озеро, им нужно было получить разрешение на использование пиротехники, на оцепление. И есть натурная площадка "Беларусьфильма" в Смолевичах, где два озера. Взрывай, поджигай, никаких разрешений не надо. Я задаюсь вопросом: "Почему не там?". Сейчас разбираюсь с этим "почему".

Моя мечта - чтобы в первую очередь киношники обращались на фабрику за услугами, которая умеет снимать, а потом уже, если их что-то не устраивает, выбирали другие варианты.

Сегодня существует большая конкуренция, в Минске работают несколько компаний, которые дают напрокат осветительное оборудование, обладают хорошего качества цифровыми камерами. И выиграет тот, кто выставляет меньшую цену, у кого лучшие специалисты, обслуживающие эту технику. Надо как-то вписаться в ситуацию, что государственному предприятию сделать очень непросто, потому что существуют определенные правила, которые мы не можем нарушать.

- Видимо, "Беларусьфильму" не обойтись и без пересмотра штатного расписания. Ждать ли сокращения творческих работников, сужения каких-то служб?

- Да, реструктуризация нужна. Но я честно скажу: на этой студии я провел всю жизнь, за исключением последних 10 лет, здесь когда-то работал мой отец, сегодня здесь трудятся еще те люди, с которыми я работал. Без изменений невозможно. Но надо оценить эффективность труда каждого. Я попросил все службы подготовить отчеты. Сегодня все структуры убыточны. Но есть такие, которые не должны быть убыточными в принципе. Почему это так? Потому что не хотят работать? Допустим, есть цех подготовки к съемке, где богатейшая коллекция костюмов, богатейшая коллекция оружия, игровой автотранспорт. Почему эта служба убыточна, почему у них не берут напрокат, если в Минске снимается не один проект? Если это недобросовестное отношение к своему делу, то его надо менять.

Надо разобраться еще и с белорусскими фильмами, которые постоянно идут в России. Кому принадлежит наша коллекция? Кто ею торгует? Это отслеживается очень трудно, но это наше богатство. Еще одна важная задача - огромный архив, который требуется оцифровать. Много лент нужно срочно реставрировать, потому что они просто погибнут. Министерство культуры запланировало средства на закупку оборудования, которое позволит замкнуть цепочку по оцифровке. Хотя некоторый объем работы по оцифровке мы делаем и сегодня в существующих возможностях.

- Игорь Валентинович, белорусские вузы выпускают и режиссеров, и операторов, и сценаристов. Но ищут себя они очень часто не в Беларуси, поскольку дома не так много возможностей реализоваться. Киностудия "Беларусьфильм" имеет потребность в молодых кадрах?

- Есть такая мечта - привлечь молодых. В Москве работают очень много белорусов. Они пишут, снимают, но они безымянные. А это страшно для творческого человека. В России сейчас делается огромное число дневных фильмов, в титрах которых даже имя режиссера-постановщика не указывается. А ведь снимают наши талантливые ребята. Например, для Первого канала в Москве парень из Бреста Рома Гопанюк создает дневные сериалы. Очень талантливый, снял в Минске отличный фильм об Эдуарде Стрельцове. Хотелось бы видеть таких молодых людей на "Беларусьфильме".

Есть идея о конкурсе для молодых кинематографистов подобно тому, что объявляет Министерство культуры. Победителей его можно награждать небольшими средствами на производство роликов, короткометражек. Это позволит найти талантливых ребят. Из их работ можно делать альманах, который затем выпустить в прокат, а также отдельно отправлять фильмы на конкурсы. Сейчас такое время, когда можно выстрелить и оказаться замеченным. Надеюсь, в недалеком будущем "Беларусьфильм" сможет гордиться не только именитыми, но и молодыми мастерами.

Жанна КОТЛЯРОВА

Все интервью