24 октября международное сообщество отмечает 67-ю годовщину основания Организации Объединенных Наций. Беларусь все эти годы была активным игроком на ооновской площадке и заслужила реноме надежного и последовательного партнера. О том, как сложно договориться в большой международной семье, почему без ООН не могут обойтись даже сильные мира сего и о чем попросил Владимира Макея лично Пан Ги Мун, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Юрий Амбразевич.
- Юрий Георгиевич, история сотрудничества Беларуси и ООН ведет отсчет с 1945 года. Беларусь по праву гордится тем, что стала одной из основательниц организации, и на протяжении минувших 67 лет наша страна никогда не была статистом в зале. Каков сегодня имидж Беларуси в ООН?
- Беларусь уже более 65 лет неизменно предана целям и принципам, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций, и своей активной, честной и открытой позицией наша страна завоевала высокий международный авторитет. Беларусь узнаваема, наши партнеры по ООН уважают нас за независимую точку зрения, умение профессионально отстаивать свое мнение и продвигать национальные интересы.
Белорусская дипломатия имеет собственное видение путей решения острых международных проблем и развития цивилизации в целом. С трибуны ООН мы стремимся донести до международного сообщества наш искренний взгляд на текущую ситуацию в мире. Более того, мы предлагаем реальные решения.
- "Транснациональные вызовы", "судьба цивилизации" - подобные выражения нечасто встретишь в повседневной жизни. Может ли дипломатия разъяснить простым языком те позиции, которые недавно излагались белорусской делегацией с высокой трибуны во время общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке?
- Мы представили международному сообществу свое видение тех шагов, которые, на наш взгляд, было бы целесообразно предпринять на межгосударственном уровне, чтобы весь мир стал на путь устойчивого развития без войн, нищеты, терроризма, финансовых потрясений, сохранив при этом здоровую экологию нашей планеты.
Мы говорили о достаточно простых вещах. О том, что международное право, а не воля сильного, должно быть основой современного мироустройства. О том, что мировая экономическая система требует большего государственного регулирования, ориентированного на нужды конкретного человека. О том, что от разговоров о необходимости беречь окружающую среду необходимо немедленно и системно переходить к практическим шагам. Для решения конкретных функциональных проблем мы предложили активнее использовать целевые глобальные партнерства всех заинтересованных международных игроков современности. А это не только традиционные государства и международные организации, но и транснациональные корпорации и гражданское общество.
- Участие в 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и в целом поездка в Нью-Йорк стала успешным международным дебютом для нового министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея. В числе важных персон, с которыми встречался руководитель белорусского внешнеполитического ведомства, - государственный секретарь США Хиллари Клинтон, министры иностранных дел Австралии, Израиля и Сингапура, лауреат Нобелевской премии мира и бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари и, конечно же, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун...
- Поездка министра иностранных дел в Нью-Йорк была насыщенной и результативной. Мы, естественно, работали на максимальный результат. Генеральному секретарю ООН белорусская сторона высказала несколько конкретных предложений, и они его заинтересовали. Сам же Пан Ги Мун на встрече с Владимиром Макеем говорил о том, что Беларусь сегодня занимает в международном сообществе лидирующие позиции в деле борьбы с торговлей людьми. Ведь именно по инициативе нашей страны в ООН создано и действует Глобальное партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке, являющееся важнейшим инструментом глобального уровня по борьбе с этим злом. При этом Генеральный секретарь ООН обратился к нам с особой просьбой - не терять динамики в этом процессе.
Вы упомянули лишь часть того списка важных политических встреч, которые были реализованы белорусским министром иностранных дел в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Однако вы правильно определили важнейший интерес в нашей работе с ООН. Ооновский формат интересен тем, что он помогает нам устанавливать и развивать контакты с самыми разными государствами, определять единомышленников, строить альянсы и формировать партнерства.
Возьмем, к примеру, недавнее вступление Беларуси в Форум малых государств, который объединяет 105 стран - членов ООН с населением менее 10 млн. человек. Площадка этого форума позволила наладить новые многообещающие контакты, с некоторыми странами нам удалось существенно сблизить позиции, в том числе с Сингапуром, который традиционно играет первую скрипку в этом объединении. И вот уже в октябре в Сингапуре провел переговоры заместитель министра иностранных дел Беларуси Сергей Алейник, сделан важный задел для активизации взаимного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, развития договорно-правовой базы, а вскоре могут состояться и визиты высокого уровня.
- Вы упомянули об активной работе Беларуси в ООН в сфере борьбы с торговлей людьми и позитивной оценке наших усилий руководством ООН и многими ее членами. Очевидно, что продвижение актуальных и содержательных инициатив одновременно способствует решению упомянутых вами задач в двусторонних отношениях. Какие еще темы с подачи белорусской стороны будут в ближайшее время в центре внимания международного сообщества?
- Беларусь, наряду со многими другими странами, интересует тема содействия процветанию будущих поколений и поддержки талантливой молодежи. Мы усиленно работаем в этом направлении. Белорусская дипломатия неоднократно подчеркивала необходимость активного инвестирования мировым сообществом в молодежь - ведь она является движущей силой будущего развития любого общества. С трибуны ООН мы уже выступили с призывом усилить поддержку одаренных молодых людей. И в этом русле круглый стол по теме "Содействие участию молодежи: поддержка молодых талантов", прошедший летом по инициативе и под председательством Беларуси на полях основной сессии ЭКОСОС в штаб-квартире ООН, не стал каким-то дежурным или проходным событием.
Тему молодежи мы намерены развивать в ООН и в дальнейшем: мы надеемся выйти на предметное обсуждение таких проблем, как сохранение и стимулирование развития национального интеллектуального потенциала в молодежной среде, влияние современных информационных технологий и кризисных явлений в экономике на молодежную аудиторию.
Беларусь также продвигает на международной арене предложение о создании глобального механизма повышения доступности современных технологий, в частности новых и возобновляемых источников энергии.
Кроме того, напомню, что Беларусь избрана в состав Комиссии по положению женщин на 2013-2017 годы и Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на 2013-2015 годы. Свое участие в работе этих органов ЭКОСОС Беларусь намерена использовать для укрепления коллективных усилий в глобальной борьбе с организованной преступностью, совершенствования системы международного уголовного правосудия, развития межгосударственного сотрудничества в ООН в сфере предупреждения преступности. Права женщин, их специфические нужды и роль в развитии общества находятся в фокусе внимания мирового сообщества, и Беларусь намерена активно влиять на ведущуюся дискуссию, перенимая при этом самый передовой опыт.
Все эти направления работы в ООН исключительно актуальны для большинства членов организации. Поэтому, безусловно, работая с этими темами в контексте решения глобальных задач, мы получаем прямой эффект и для развития двустороннего сотрудничества.
- Многие называют ООН форумом для решения долгоиграющих проблем. Однако немало и тех, кто утверждает: организация фактически стала орудием для проведения интересов отдельных держав. А учитывая резко возросшее число военных конфликтов, включая затянувшийся кризис в Сирии, похоже, что ООН все-таки не совсем справляется со своей миссией…
- Формально ООН, бесспорно, занимает центральное место в общемировой архитектуре международного сотрудничества. Никакой другой орган не обладает такой универсальной легитимностью. Однако в реальности роль ООН далека от идеала эффективного мирового правительства, прообраз которого видели в этой организации некоторые идеалисты ХХ века.
Сложно оценивать, лучше или хуже справляется ООН с международными вызовами сейчас по сравнению, например, с 80-ми годами ХХ века. Важно понять: ООН всегда была одним из элементов международной системы, роль и функции которого определялись текущей геополитической реальностью.
Неправильно говорить о том, что в ХХ веке концепция ООН срабатывала, а теперь нет и от ООН надо отказаться. Я против такой постановки вопроса. Ведь реальная дееспособность организации определяется государствами-членами, их готовностью к взаимодействию между собой. Для нас очевидно, что с решением задач современности не справляется мировое сообщество в целом. Так будет точнее.
Да, состояние ООН далеко от идеала. Но это не ее вина.
В силу разнонаправленности интересов отдельных государств или их групп решения вырабатываются долго, часто десятилетиями. Эффект от таких действий имеет весьма относительный характер для тех, кто жаждет максимального результата здесь и сейчас.
Отдельные мировые игроки, стремящиеся к глобальному господству, все чаще реализовывают свои интересы в обход ООН. Прежде всего, в обход ее неуправляемого состава, несогласного принимать те решения, которые в данный момент требуются заказчикам. Геополитическая реальность такова, что эти игроки могут выбирать, когда им нужна ООН, а когда нет.
Однако совсем обойтись без ООН не могут даже сильные мира сего. Поэтому они целенаправленно работают над подчинением ООН своей воле, в том числе через изменение алгоритма финансирования организации. Львиная доля взносов в ООН теперь носит целевой характер, то есть предназначена их авторами на конкретные цели под конкретные условия. Не выполняешь условия - не получишь денег. В итоге многие развивающиеся государства голосуют в ООН так, как диктуют им доноры международной помощи.
Кроме того, роль ООН в международной системе размывается созданием закрытых неформальных объединений государств, таких как Группа 8-ми, Группа 20-ти и так далее. Эти клубы по интересам созданы крупнейшими мировыми экономиками, чтобы предопределять модальности мирового экономического и политического порядка.
- Раз мир меняется, меняется расстановка сил, то, может, и ООН пора измениться?
- Что-то изменить в ООН сложно, ведь это уникальная политическая платформа, включающая 193 государства. Иногда в семье сложно договориться, а здесь максимально широкий и разношерстный в мировом масштабе состав. Бесспорно, что реформа организации давно назрела. Например, конфигурация некоторых ее органов очевидным образом не отвечает современному раскладу сил на мировой арене, не учитывает появление целого ряда мощных и амбициозных региональных центров влияния. Однако в этом процессе все зависит от договороспособности членов ООН.
Полагаю, что принципиально важно ставить вопрос по-другому: не об изменении ООН, а об ее укреплении, возвращении к истокам, к ее принципам.
Беларусь исходит из того, что альтернативы ООН нет и не будет. Никто не в силах справиться с современными транснациональными проблемами в одиночку. Всеобщая взаимозависимость будет только возрастать, и глобализацию не остановить. Для нас ООН - это не просто крупнейший международный форум, это еще и концептуальное видение гармоничного мирового устройства. Это идея, символ, если хотите, устремлений человечества к миру, безопасности и процветанию.
Именно поэтому, выступая за укрепление ООН, Беларусь де-факто выступает за формирование системы международного сотрудничества на тех принципах, на которых создавалась ООН: верховенство системы международного права, мирное сосуществование государств, разрешение всех споров ненасильственными методами, невмешательство во внутренние дела.
- Если в глобальном контексте роль и значение ООН в мировом сообществе подвергается таким серьезным испытаниям, то как зависит от этих процессов сотрудничество Беларуси и ООН по вопросам развития? Насколько успешно мы взаимодействовали? Каковы перспективы?
- Деятельность Программы развития ООН в Беларуси стала заметным фактором, способствовавшим решению социально-экономических задач в нашей стране в переходный период. Нам оказывалась ощутимая поддержка в вопросах реструктуризации промышленности, минимизации последствий аварии на ЧАЭС, формирования национальной стратегии устойчивого развития, поддержки малого предпринимательства, борьбы с коррупцией.
За 1994-2005 годы, то есть за 12 лет сотрудничества, по линии ПРООН в Беларусь было привлечено более $30 млн. А уже в рамках страновой программы ПРООН для Беларуси на 2006-2010 годы общий объем привлеченных и освоенных средств составил около $100 млн.
Сейчас между Беларусью и системой учреждений ООН реализуется Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Программа определяет пять приоритетных областей сотрудничества: содействие устойчивому социально-экономическому развитию; содействие укреплению национальной системы здравоохранения; содействие обеспечению экологической устойчивости; содействие развитию национальной системы управления миграцией в соответствии с международными стандартами; содействие совершенствованию государственного управления.
Для реализации рамочной программы планируется в целом мобилизовать более $490 млн., главным образом внебюджетных донорских средств. Учитывая амбициозность этой суммы, можно уверенно говорить о том, что перед ООН и белорусским государством стоят серьезные задачи. Перспективы определены, и нужно много и серьезно работать над их претворением в жизнь.
Марта АСТРЕЙКО