Индустрия больших надежд
Туриндустрия Беларуси вновь на коне: второй год подряд туристическая отрасль выходит на положительное сальдо. В 2010 году республика заработала на иностранных путешественниках на $105 млн. больше, чем белорусские туристы оставили за рубежом. Однако пока эта сумма существенно отстает от доходов, которые приносит туризм в странах Балтии и Польше. Чтобы увеличить "въезд", Минспорта и туризма предлагает ввести систему tax-free, упростить налогообложение для небольших турорганизаций, облегчить инвесторам возможность получения земельных участков. Об этом, а также о будущей плавучей гостинице, современных туристических теплоходах под маркой Made in Belarus и судьбе мега-маршрута "Из варяг в греки" рассказал корреспонденту БЕЛТА директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Петрович Кармазин.
- Вадим Петрович, насколько успешно развивалась туристическая индустрия в Беларуси в последние годы?
- В прошлом году успешно завершилась Национальная программа развития туризма в Беларуси на 2005-2010 годы. Объем платных туристических услуг, по сравнению с 2005 годом, увеличился более чем в 13 раз. В 2009 году кардинально поменялась картина с экспортом туруслуг: тогда впервые за 15 лет отрасль вышла на положительное сальдо.
Что касается 2010 года, то объем платных туристических услуг по его итогам составил Br468,7 млрд., увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом на 34,5%. Экспорт туруслуг вырос на 35% и достиг $146,7 млн., тогда как импорт увеличился на 32,9% до $41,4 млн. Внешнеторговое сальдо сложилось положительное и составило около $105,2 млн., что на 35,8% больше, чем в 2009 году. При этом вырос экспорт туристических услуг в Катар, Швейцарию, Бахрейн, ОАЭ, Израиль и Китай. Больше всего туруслуг Беларусь экспортирует в Россию, на втором месте находится Турция, далее расположились Великобритания, Германия и Украина.
В прошлом году побывали в Беларуси по линии туристических организаций более 120 тыс. иностранцев, выехали на отдых за рубеж около 415 тыс. белорусов. Есть еще система подсчета пограничных войск, которая близка к методологии Всемирной туристской организации, оценивающей поездки в служебных, деловых и туристических целях. По данным этой системы Беларусь посетили более 4,1 млн. человек.
- Насколько достоверна используемая в Беларуси методика расчета объема экспорта туристических услуг?
- Применяемая в Беларуси методика близка к мировой. Всего учитываются три основных показателя - объемы услуг, оказанных туристическими фирмами, гостиничными комплексами и санаторно-курортными учреждениями. Причем по всем трем показателям в 2010 году наблюдался рост. Правда, их доли в общем объеме распределились неравномерно: наибольший вклад внесли санаторно-курортные учреждения, на втором месте - гостиничные комплексы, а замыкают тройку туристические организации, оказывающие непосредственно туристско-экскурсионные услуги. Белорусские туристические операторы, к сожалению, не обладают богатой материальной базой, поэтому их влияние на общую динамику не так велико.
- Какую роль в развитии туриндустрии сыграла завершившаяся национальная программа развития туризма?
- Основными составляющими этой программы были маркетинг, кадровая политика и развитие инфраструктуры. По программе за последние пять лет построен и отреставрирован 1121 туристический объект: это объекты культурно-исторического наследия, гостиницы, сельские усадьбы, объекты придорожного сервиса. Всего на эти цели израсходовано Br1,3 трлн.
Среди наиболее значимых введенных объектов можно назвать туристско-гостиничный комплекс "Рыньковка", два аквапарка в Кобрине и Ружанах (все - Брестская область), дендросад в Глубоком (Витебская область), 23 туристических комплекса и сафари-парк в национальном парке "Припятский", центр экологического туризма в Дзержинском районе.
С 2005 года из республиканского бюджета выделяются средства на маркетинговые мероприятия, направленные на популяризацию Беларуси как туристического направления. Так, белорусская туриндустрия ежегодно представляется на 14 туристических выставках в разных странах мира.
Сегодня издаются брошюры на иностранных языках, рассказывающие о туристических возможностях Беларуси. За рубежом открываются белорусские туристско-информационные центры, в том числе в Варшаве, Риме и Калининграде. В ближайшем будущем планируется открыть туристско-информационный центр в Берлине.
Что касается кадровой политики, то в настоящее время 20 высших учебных заведений занимаются подготовкой специалистов для туристической отрасли, пять вузов осуществляют переподготовку кадров в сфере туризма. В целом, в Беларуси внедрена система непрерывной трехступенчатой подготовки специалистов в сфере туризма, включающая непосредственно обучение, переподготовку и повышение квалификации.
- А какие факторы сдерживают развитие туристической отрасли в Беларуси?
- Не хватает опыта, финансов, а зачастую и профессионального персонала. Существует острая проблема нехватки гостиниц, особенно в областных и районных центрах. Например, единовременная вместимость гостиниц в польском Августове с населением в 30 тыс. человек превышает 4 тыс. мест. Для сравнения, гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2,5 тыс. человек. Небольшой чешский городок Глубоко с населением всего в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса, тогда как Полоцк, Несвиж и другие небольшие, но популярные среди туристов города Беларуси имеют в лучшем случае по одной гостинице.
При этом в белорусских гостиницах не соблюдается соотношение цена-качество. Так, цены за однотипный номер в гостиницах Беларуси и у стран-соседей разнятся в 2-3 раза. Средняя цена одноместного номера в четырехзвездочной гостинице "Минск" составляет 136 евро, в пятизвездочной "Европе" - 265 евро, тогда как в аналогичных гостиницах Вильнюса цена номеров составляет 50-80 евро в четырехзвездочных и от 100-110 евро в пятизвездочных отелях.
Существует проблема и с объектами придорожного сервиса. Несмотря на то, что их количество постоянно увеличивается, уровень развития сети все еще остается низким. Около 20% объектов придорожного сервиса приходится на трассу Брест-Москва, причем подавляющая их часть расположена в непосредственной близости от Минска, что приводит к неравномерному развитию рынка предоставления придорожных услуг в стране.
Кроме того, фактически отсутствует туристическое оформление городов. Зарубежные гости, посещающие Беларусь, в целом получают благоприятное впечатление от республики, но отмечают отсутствие туристско-информационной инфраструктуры.
Также сдерживают развитие въездного туризма неудобства страхования (возможность получить полис медицинского страхования до пересечения белорусской границы сегодня имеют только граждане Польши, Латвии, Литвы и Эстонии), существующий визовый режим. Так, туристы из США и стран ЕС имеют безвизовый или упрощенный визовый режим доступа в 130 стран мира. К сожалению, Беларусь не входит в этот список. Польский турист может без визы посетить Украину и Россию, а чтобы приехать в Беларусь, ему нужно заплатить за визу.
К сдерживающим факторам относятся также узкий ассортимент и высокая стоимость услуг пассажирских перевозок, отсутствие прямого авиасообщения с большим числом благоприятных в туристическом отношении стран, включая Южную Корею, Китай и Японию.
При этом создание новых пассажирских маршрутов для увеличения потока иностранных туристов и транзитеров может осуществляться с одновременным снижением стоимости авиаперевозок в/через Беларусь. Многими странами, включая всех соседей Беларуси, для этих целей используются возможности привлечения low-cost авиакомпаний, которые предлагают низкие цены на билеты.
Также мы считаем, что необходимо ввести систему tax-free, то есть возврат налога на добавленную стоимость с товаров, приобретенных в Беларуси иностранцами. Кроме того, предлагается ввести упрощенную систему налогообложения для малых туристических предприятий, а также выделять земельные участки под строительство туристических объектов без аукциона. Еще одно предложение - упростить обязательное страхование иностранных граждан, пребывающих в Беларуси.
- Взамен лицензированию туристической деятельности в Беларуси будет введен реестр турфирм. Насколько он сможет защитить интересы туриста?
- Абсолютной гарантии, конечно, здесь не будет. Реестр турфирм скорее выступает механизмом входа на рынок. Он будет представлять собой открытую базу данных, доступную через Интернет для любого пользователя. Деятельность туристической фирмы, которая не включена в реестр, будет считаться незаконной. При этом основное требование, которое будет предъявляться к турфирмам, - это заключение договора при оказании услуг. Кроме того, турфирма должна предоставить о себе достоверные данные, в противном случае мы имеем право исключить ее из реестра.
Планировалось также ввести обязательную сертификацию туристической деятельности как способ обеспечения качества туруслуг, однако пока она сохранит рекомендательный характер.
Сегодня сертификация многими почему-то воспринимается как излишняя процедура, хотя вместе с тем более 320 туристических организаций прошли ее добровольно. Пройдя сертификацию, они получили компетентную помощь в виде консультаций и семинаров. Клиенты нередко интересуются, имеет ли турфирма сертификат соответствия, поэтому для профессиональной компании такой документ не будет лишним.
В настоящее время также обсуждается возможность введения страхования ответственности туристических организаций. Однако пока никаких нормативно-правовых актов по этой теме не подготовлено. Здесь нужно серьезно поработать со страховыми организациями и определиться, должен страховаться только туроператор или же это должны сделать также организации, оказывающие транспортные услуги, в частности авиаперевозчики. В целом, какие-то дополнительные меры, конечно, будут вводиться, чтобы в полной мере защитить туриста.
- Перспективным направлением белорусской туриндустрии является экологический туризм. Какие проекты планируется реализовать в этой сфере? Какие новые туристические объекты, расположенные вблизи природных достопримечательностей, появятся?
- Строительство таких объектов предусмотрено, в частности, Государственной программой социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы. Так, в Турове будет расширен действующий гостиничный комплекс. Кроме того, планируется построить отель на озере Белом, что в Житковичском районе. В этом же районе вскоре появится плавучая гостиница на реке Струмень. Она будет представлять собой жилой блок, перемещающийся по реке при помощи буксира. Завершить работы по созданию первой в Беларуси плавучей гостиницы планируется к 2012 году.
Также в Турове планируется организовать лодочную станцию. В свою очередь, в Лясковичах, где в прошлом году прошел фестиваль "Зов Полесья", появится музей природы.
Немало объектов планируется построить и при реализации разрабатываемой госпрограммы по развитию Браславского региона. К примеру, уже нашелся инвестор, который переоборудует здание бывшей больницы в Браславе в современную гостиницу.
Сегодня в каждом национальной парке туристам доступны гостиницы, базы отдыха и другие туробъекты. Однако, к сожалению, пока слабо оборудованы белорусские заказники и расположенные на их территориях водоемы. Так вот, госпрограммой развития туризма на следующую пятилетку предполагается обустроить причалы на основных белорусских реках. Реализация этого проекта позволит ежедневно обслуживать до 500 туристов на основных водоемах республики.
Довольно актуальное направление - организация экскурсий на тихоходных туристических теплоходах. Минтранс разработал проект создания теплоходов туристического класса, в том числе плоскодонных. Однако еще не решен вопрос, кто будет выкупать эти теплоходы. Пока можно точно сказать, что два таких теплохода будут закуплены для организации экскурсий по реке Припять.
- Каковы планы государства по развитию сферы агроэкотуризма?
- Прежде всего, планируется вовлечь в туристическую деятельность сельхозорганизации. Прошлогодний указ распространяет льготные условия не только на фермеров и жителей сельской местности, но и на сельхозорганизации. Мы рассчитываем, что на этот рынок придет серьезный инвестор в их лице, что будут появляться не просто сельские усадьбы с 5-6 комнатами, а агротуристические комплексы, которые смогут одновременно принять и обслужить 30-40 человек.
При этом типовой формы агротуристического комплекса нет и быть не может, иначе мы потеряем всякую изюминку. В то же время в нем должен предлагаться комплекс услуг, включая прогулки, прокат инвентаря, экскурсионные программы, знакомство с сельским бытом и местной кухней, организацию рыбалки и бани. Сельских усадеб в стране сегодня предостаточно, но большинство из них предоставляют только ночлег и завтрак.
Примеры агротуристических комплексов уже есть. Так, в Гродненской области создан комплекс "Коробчицы", в Гомельской области - "Панский сад", способный одновременно принять до 25 человек. На его территории построена даже небольшая церковь, где нередко проходят свадебные церемонии.
Впоследствии сельские усадьбы и агротуристические комплексы будут объединяться в курорты. Объединить их в единую структуру можно по принципу кластерных моделей. Для этого необходимо создать партнерскую сеть, в которую с целью создания единого туристического продукта войдут хозяева агроусадеб, охотничьи хозяйства, производители сельхозпродукции. Ведь не в состоянии владелец сельской усадьбы самостоятельно обеспечить гостей и продовольствием, и экскурсионными программами, и инвентарем. Не исключено, что в создании агротуристических курортов потребуется участие государства.
В целом же сфера сельского туризма в Беларуси развивается по трем направлениям - создание агроусадеб как разновидности семейного бизнеса, агротуристических комплексов на базе СПК и государственных музейных комплексов. Последнее направление весьма перспективно. Так, в Беларуси за счет государства могут быть созданы музеи под открытым небом, где можно будет попробовать блюда народной кухни, получить навыки резьбы по дереву, покататься верхом, насладиться народными песнями.
- Какова судьба проходящих через Беларусь мегамаршрутов "Из варяг в греки" и "Большое янтарное кольцо"?
- Эти маршруты включены в госпрограмму развития туризма на 2011-2015 годы. Не нужно их рассматривать как маршруты в традиционном понимании - путь из одной точки в другую. В данном случае это бренды, которые привлекают к себе внимание. Например, маршрут "Из варяг в греки" интересен тем, что имеет мировую значимость. Но ведь едва ли кто-то захочет проехать за одну экскурсию 6 тыс.км. Скорее всего, он ограничится отдельным отрезком.
Взять, например, маршрут "Золотое кольцо Гомельщины". Чтобы им воспользоваться, не обязательно посещать все 9 пунктов и пересекать 900 км. Обычно заказываются экскурсии в 2-3 населенные пункта.
Что касается "Большого янтарного кольца", то оно обсуждалось в прошлом году на форуме в Калининграде. Планируется создать серию мини-маршрутов под этим брендом.
Сложно сказать, насколько это будет популярно. Существует мнение, что мир уходит от глобальных маршрутов, а на смену им приходит индивидуальный отдых, связанный с самостоятельным бронированием. Инфраструктура развитых стран уже позволяет человеку путешествовать без туроператора. В то же время, скажем, туристы из отдельных стран, в частности США, предпочитают, чтобы тур был полностью и тщательно спланирован.
- А какое решение было принято по идее создания маршрута "Золотое кольцо Беларуси"?
- Эта идея бурно обсуждалась, но она тянет скорее не на проект, а на концепцию развития туристического комплекса страны. Если мы говорим о "Золотом кольце Беларуси" как о маршруте, то должны быть объекты и услуги, которыми бы мог воспользоваться турист во время экскурсии. Вместо этого получилась "солянка", где смешались и памятники, и природа, и зоны, и инвестиционная составляющая. Автор концепции предлагал создать администрацию. При этом бренд принадлежал бы частному лицу, а задачи по его наполнению должно было бы выполнять государство, то есть получалась парадоксальная ситуация.
- Какие крупные проекты предусмотрены государственной программой развития туризма на 2011-2015?
- В настоящее время проект программы после согласования со всеми заинтересованными органами находится на рассмотрении Совета Министров. Структура документа выдержана в прежнем стиле, то есть сохраняются три основных направления: маркетинг, кадровая политика и развитие инфраструктуры.
Большое внимание в программе будет уделяться гостиничному направлению, особенно отельному сектору Минска, который в 2014 году должен принять Чемпионат мира по хоккею. Для инвесторов определены 28 площадок под строительство гостиничных комплексов, по 14 из них уже есть конкретные проекты. Ближе к 2014 году число доступных под строительство гостиниц площадок может быть увеличено.
На развитие туризма направлены и другие республиканские программы. Так, в Беларуси реализуется семь программ, в которых предусмотрены меры по созданию инфраструктуры туризма, включая Государственную программу социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы и Государственную программу развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 годы. Кроме того, сегодня готовятся государственные программы развития туризма и отдыха в Браславском регионе, а также по периметру Беловежской пущи. Эти программы имеют целевое финансирование и дают конкретные льготы.
Также Беларусь постепенно переходит на инновационные системы в сфере туризма. Так, в Беларуси входит в практику технология онлайн-бронирования и вскоре могут получить развитие туристические терминалы. С их помощью иностранцы, путешествующие по Беларуси, смогут найти нужную информацию и заказать ту или иную туристическую услугу.
- Какие еще нововведения ожидают белорусскую туриндустрию?
- В прошлом году было принято семь нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере туризма. Прежде всего, была принята новая редакция закона "О туризме", которая отменила туристический ваучер. Взамен утверждена типовая форма договора на оказание туристических услуг, а также типовая форма квитанции на экскурсионное обслуживание. Кроме того, был принят указ №614 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь", который продлил срок действия льготных условий еще на 10 лет.
На рассмотрении Совета Министров находится проект указа о некоторых вопросах регулирования туристической деятельности, который утверждает положение о реестре туристических организаций.
Кроме того, в ближайшие месяцы планируется принять указ о мерах по развитию въездного туризма, который должен стать комплексным документом, направленным на развитие туристической инфраструктуры, усиление инициативы на рынке и увеличение доступности страны в целом. Также будет реорганизовано Национальное агентство по туризму, что позволит открыть ее филиалы в областях. Сейчас на туризм возлагаются большие надежды, и от него ждут не просто поступательного движения, а прорывных мер.
Андрей Асфура