В марте в Беларуси начался переход на новую версию государственного стандарта СТБ ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования", являющегося, пожалуй, самым популярным в нашей стране, да и во всем мире. Такое решение было принято после обновления документа в мировом масштабе Международной организацией по стандартизации (ISО). Основными отличиями нового стандарта являются риск-ориентированное мышление, предупреждение или снижение негативных последствий (например, предупреждение появления брака на ранних стадиях создания продукции), демонстрация приверженности к построению эффективной системы менеджмента качества на основе процессного подхода, который включает цикл "планируй-делай-проверяй-действуй". Кто сегодня выигрывает в битве за качество и чего не хватает современным управленцам, рассказал в интервью БЕЛТА председатель Государственного комитета по стандартизации (Госстандарта) кандидат экономических наук Виктор Назаренко.
- В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию отмечается, что качество продукции - это важнейшая составляющая конкурентоспособности. В сегодняшних непростых условиях, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами, этот постулат становится еще более актуальным. Перед реальным сектором экономики стоит задача не только не потерять достигнутый уровень конкурентоспособности, но и оперативно, в очень короткие сроки максимально использовать все имеющиеся резервы и инструменты, в том числе предлагаемые мировой практикой, для его повышения. Иначе невозможно создать продукцию завтрашнего дня, сохранить существующие и завоевать новые рынки сбыта.
Конечно, важнейшее значение для этого имеет внедрение новых современных технологий и оборудования, развитие инфраструктуры, но тренд сегодня - управленческий ресурс, который должен определить стратегию развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбрать тактику поведения и самое главное - повести за собой коллектив к достижению поставленных целей. И это должно привести к повышению качества и конкурентоспособности продукции.
Перед всеми промышленными предприятиями поставлена задача снижения себестоимости на 25%. Сейчас важно, чтобы промышленность и бизнес понимали, что выполнение этих задач ни в коей мере не должно затронуть вопросы качества продукции. Если для снижения себестоимости будут нарушаться технологии изготовления, использоваться некачественные материалы и комплектующие, сокращаться специалисты, которые занимаются вопросами контроля и управления качеством на предприятии, то это непременно приведет к снижению качества продукции. И такая продукция в реалиях свободной экономики и торговли окажется никому не нужной.
Многие белорусские компании, особенно те, которые уже работают на внешних рынках, понимают, что сейчас стоит задача уйти от сплошного контроля за качеством продукции на конечной стадии ее изготовления. Ставка должна быть сделана не на контроль (что приводит к существенному удорожанию продукции из-за того, что нужно тратить деньги на контроль и затем исправлять или уничтожать бракованную продукцию), а на раннее предупреждение появления брака через организацию эффективной системы менеджмента качества. Эта идея получила распространение и поддержку во всем мире.
- Какие приоритеты содержит новая версия стандарта на системы менеджмента качества - СТБ ISO 9001-2015, на что ориентирует реальный сектор экономики?
- Каждая новая версия государственного стандарта СТБ ISO 9001 показывает, как совершенствуются подходы в области менеджмента качества. В Беларуси системы менеджмента качества сертифицированы более чем у 3 тыс. организаций, а во всем мире выдано более миллиона сертификатов.
Государственный стандарт СТБ ISO 9001-2015 введен в действие с 1 марта 2016 года. Процесс перехода будет постепенным, полностью перейти на новую версию организации страны должны до 15 сентября 2018 года. Этот срок установлен для всех государств, которые входят в Международную организацию по стандартизации. После этой даты сертификаты на старую версию ISO 9001:2008 (в Беларуси это СТБ ISO 9001-2009) будут считаться недействительными.
Самое главное, чтобы переход на новую версию стандарта не был просто разовой кампанией. Каждому предприятию нужно реально оценить действующую систему качества и разобраться, какие проблемы и задачи она помогла решить, а какие нет, что нужно изменить и улучшить, исходя из новых требований стандарта, и каково участие руководителя в этом процессе. Новая версия однозначно предусматривает, что за все аспекты, связанные с результативным менеджментом качества (т.е. приводящим к достижению запланированных результатов), отвечает руководитель организации.
Одна из главных задач СТБ ISO 9001-2015 - обучить персонал современным технологиям эффективного менеджмента и инженерным методикам, а также методам статистического контроля и регулирования процессами, методам поиска и решения проблем. Это крайне важно в условиях перехода от контроля к предупреждающим мероприятиям. Но такой переход не должен быть формальным. Только тогда он реально поможет сделать рывок в повышении конкурентоспособности продукции. Стандарт ориентирован не на отдельные действия в определенных негативных ситуациях, а на создание единой системы менеджмента рисков на уровне организации. Понятие "риск" было всегда. Сейчас тема набирает актуальность в связи с возрастанием последствий неверных решений, которые порой могут привести к банкротству предприятия.
Новая версия стандарта говорит о том, что можно отказаться от обязательного (что было предусмотрено старой версией стандарта) ведения многих документов, но нужно доказать, что менеджеры результативно управляют процессами и способны привести к запланированным целям. Например, в короткие сроки предложить рынку новую продукцию, расширить географию поставок, снизить затраты по выпуску качественной, но пока еще дорогой по цене продукции. Но если в организации не выстроен механизм четкого взаимодействия между всеми участниками процесса создания продукции, не рассматриваются различные риски и возможности, то пока бесполезно говорить о внедрении новой версии и рановато отказываться от документированных процедур, которые сегодня у нее есть. Риск-ориентированное мышление, встроенное в процессы предприятия, - это новый уровень развития, зачастую и не требующий наличия в организации документированных процедур. Но к этому нужно двигаться компетентно.
Обновленный стандарт впервые предлагает не отрывать качество от экономики. Данная философия должна быть встроена в общую систему функционирования организации. Таким образом, качество нужно рассматривать как экономическую категорию в рамках всей деятельности предприятия.
- Что даст предприятиям внедрение новой версии СТБ ISO 9001?
- Такой шаг обязательно скажется на экономике затрат и объемах поставок. Чем выше показатель надежности и лучше потребительские характеристики товара при конкурентной цене, тем он ближе потребителю. Через систему менеджмента качества мы можем влиять не только на качество, но и на вопросы обслуживания поставляемой сложной продукции.
Нужно понимать, что все затраты на качество окупаются, причем окупаются многократно через увеличение объемов реализации, уменьшение себестоимости, сохранение лояльности и преданности постоянных потребителей, завоевание новых рынков сбыта и покупателей. В качество нужно инвестировать - бесплатным оно не бывает.
- О каком объеме затрат идет речь?
- Если вести речь о переходе на новую версию СТБ ISO 9001, то дополнительных серьезных затрат не требуется. Новая версия не предполагает переработку всех документов-процедур организации, не устанавливает конкретных требований к оборудованию и технологиям производства продукции, выбору конкретных поставщиков комплектующих. При этом стандарт предусматривает повышение компетентности персонала (здесь, конечно же, могут быть определенные затраты на обучение в сторонних организациях, применение опыта лучших компаний) и выстраивание производственной цепочки выпуска и продажи продукции с ориентиром на конечный результат (максимально продаваемое на рынке качество при конкурентоспособной стоимости). Если предприятие неформально внедрило требования действующей версии стандарта, постоянно занималось развитием своей системы менеджмента качества, то процесс перехода на новую версию будет не сложным и не требующим никаких серьезных дополнительных затрат.
Если же предприятие, которое сегодня переживает нелегкие времена, ставит своей целью перейти на новый уровень менеджмента и выпускать продукцию нового поколения, то, конечно же, это потребует и смены оборудования, и освоения новых технологий, и существенных вложений в научные разработки. А это уже серьезные затраты. Главное, стандарт подсказывает, что такие шаги должны быть обдуманными и взвешенными, должны быть поставлены конкретные цели и намечены детальные планы по их достижению, сформирована компетентная команда и при этом на каждом этапе необходимо использовать те технологии и методики, которые на практике опробованы мировыми компаниями.
- Насколько сегодня эффективен менеджмент белорусских предприятий?
- Когда предприятие пытается приукрасить существующую ситуацию с качеством, то эта работа бесполезна и отзовется большими проблемами и огромными затратами по истечении какого-то времени. Если видим, что производимая продукция имеет низкую надежность, то нужно сделать все, чтобы реально повысить ее надежность. Если есть отказы той или иной комплектующей или нарекания потребителей, то нужно не пытаться доказать, что не прав тот, кто выставляет претензии, а необходимо воспользоваться информацией и устранить замечания в кратчайшие сроки.
У каждого предприятия в нынешних условиях есть проблемы и свои трудности. Главное - они должны быть обозначены и по ним должны быть приняты адекватные решения, опираясь на успешный опыт лидеров. При этом никакие экономические трудности не должны влиять на наличие и компетентность персонала, повышение его квалификации и мотивацию. По нашему мнению, недостаточная эффективность системного менеджмента на многих отечественных предприятиях напрямую связана с безответственностью руководителя и непрофессиональным топ-менеджментом.
Сегодня нужно заставить, а вернее сказать, мотивировать руководителей организаций выполнять положения действующей системы менеджмента качества, которая ими же и утверждена. А персонал, глядя на поведение и приверженность своих руководителей, будет поддерживать все разумные проекты, направленные на долгосрочное и успешное существование компании.
Почему во всем мире отдается предпочтение сертификации именно по ISO 9001? Эта планка является тем минимумом, который характеризует способность компании войти на рынок со своей продукцией. Причем такую оценку дает независимая компетентная организация - аккредитованный орган по сертификации. А вот надолго ли там компания останется - это уже зависит от уровня ее менеджмента. Сегодня менеджменту качества не хватает качества менеджмента. Мы страдаем от того, что менеджмент не обеспечивает тот уровень качества управления, который позволял бы эффективно функционировать организации и производить конкурентоспособную продукцию.
Практика большинства успешных предприятий говорит о том, что они не ограничиваются только внедрением требований стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества, но и используют дополнительные инженерно-экономические инструменты и техники. Предприятие должно знать, как решать задачи и управлять своими проблемами. Есть сложная техническая продукция - к ее созданию следует применять свои подходы, пищевая продукция требует делать акцент на другие нюансы. Новая версия СТБ ISO 9001-2015 говорит о том, что предприятие должно оценивать ситуацию комплексно с учетом внутренних и внешних факторов и уже при разработке бизнес-плана определить приоритеты на средне- и долгосрочную перспективу.
- СТБ ISO 9001-2015 включает в себя концепцию менеджмента знаний, но в Беларуси нет государственных стандартов по менеджменту знаний. Планируется ли их разработка в ближайшей перспективе? И зачем они нужны?
- Мы планируем разработать такие стандарты. Менеджмент знаний в конкурентной среде, в том числе в соответствии с требованиями новой версии стандарта, выходит на первый план. У организации должна быть своя система аккумулирования и передачи знаний на разных уровнях. СТБ ISO 9001-2015 подсказывает, что это могут быть знания, которые организация получает на собственном опыте, это могут быть уроки, которые извлекаются из провальных и успешных проектов, или организация черпает из внешних источников, таких как стандарты и знания, полученные от более сильных и развитых потребителей и поставщиков. Главное - деятельность по менеджменту знаний должна преобразовывать всю информацию в организации в данные, которые признаны помочь ей производить востребованную на рынке продукцию.
В СТБ ISO 9001-2015 этому вопросу посвящен один только небольшой подраздел. А менеджмент знаний - это отдельное целое направление, которым необходимо грамотно управлять. Поэтому в передовых странах и появляются стандарты на эту тему. Например, британские стандарты или европейские руководства по наилучшей практике в менеджменте знаний. Даже в России была разработана целая серия стандартов в этой области. Поэтому наш стандарт можно разработать очень быстро, тем более что он делается на основе международного опыта. Но важно, чтобы у любого стандарта был заинтересованный потребитель. Мы рассчитываем, что к такому стандарту по менеджменту знаний будет интерес со стороны промышленности, науки и образования.
- На фоне того, что многие предприятия переходят на новую версию стандарта, в Беларуси появились организации, предлагающие услуги по выдаче сертификатов соответствия буквально за два дня. Законно ли это? И что может грозить предприятиям, которые пользуются услугами сомнительных организаций?
- Действительно, проблема есть. Сегодня компании-однодневки рекламируют свои услуги в интернете и обещают выдать сертификаты по ISO 9001 новой версии за два дня, не выезжая на предприятие и не участвуя в реальной оценке и развитии системы менеджмента качества компании. Подобные сомнительные схемы должны уйти с нашего рынка. С нашей точки зрения, сотрудничеству предприятий с такими компаниями нужно дать юридическую оценку. В стране должен быть выработан механизм разбирательства с такими якобы международными органами сертификации, и мы готовим соответствующие предложения на уровне правительства. В будущем организации, которые пользуются услугами подобных фирм-однодневок, могут попасть в поле зрения контролирующих органов. Но самое главное - компании, которые идут по такому пути, просто не дают себе шанс на долгосрочное успешное существование.
- Есть ли гармонизация наших действий в плане внедрения новых стандартов с партнерами по Евразийскому экономическому союзу?
- Что касается ЕАЭС, то в рамках данного интеграционного образования мы формируем единую систему технического регулирования, которая в первую очередь связана с вопросами безопасности продукции. Сегодня принято 35 единых технических регламентов и по каждому из них разработаны перечни взаимосвязанных стандартов, которые помогают реализовать обязательные для исполнения требования. Поэтому можно сказать, что процесс гармонизации по вопросам безопасности запущен.
Внедрение технических регламентов - это напряженная работа самих компаний - производителей продукции. Иногда возникают вопросы и трудности, но мы намерены идти по пути применения единых технических регламентов и стандартов, чтобы иметь безбарьерную торговлю.
На евразийской площадке регулярно обсуждаются вопросы применимости тех или иных документов на практике. Следует отметить, что в некоторых технических регламентах в качестве обязательного требования от компании требуется продемонстрировать внедрение системы менеджмента - например, системы менеджмента по НАССР или ISO 22000 при производстве пищевой продукции.
Многие коллеги из ЕАЭС установили в качестве обязательного требования при выполнении госзакупок наличие у компании сертификата на систему менеджмента качества. Они посчитали, что это критерий, позволяющий оценить компетентность организаций и ее способность производить надежную и качественную продукцию, за которую государство готово платить. Беларуси тоже стоило бы очень внимательно изучить опыт наших коллег, потому что система закупок, которая базируется только на цене как основном критерии выбора поставщика, сегодня, с моей точки зрения, малоэффективна и даже пагубна. Такая ситуация порождает проблему поставки некачественной продукции, потому что в некоторых случаях дешевизна продукции означает ее низкий технический уровень и низкое качество. Важно иметь в качестве партнера компетентную организацию, имеющую эффективную систему менеджмента качества, а не идти по пути "чем дешевле - тем лучше". Таким образом мы не поднимем технический уровень промышленности и не сможем удержать его, чтобы конкурировать с мировыми компаниями.
- Поможет ли новая версия стандарта на систему менеджмента качества предприятиям переживать кризисы, в том числе связанные, например, с колебаниями курсов или скачками цен на нефть?
- Новые версии стандартов по менеджменту появляются на фоне того, что экономики многих стран находятся в докризисном, кризисном или послекризисном состоянии. Системный подход к менеджменту качества предусматривает, что надо просчитывать разные варианты - не только когда ситуация на рынке складывается успешно, нет никаких внешних проблем, но и так называемый "стрессовый вариант". И главное - принимать адекватные решения, используя стандартизированные подходы.
При изменении внешних условий предприятие начинает искать выход из кризисной ситуации: переходить на выпуск новых видов продукции или менять рынки сбыта, снижать затраты или вкладывать средства в новые перспективные проекты. Но у каждой страны свои требования к качеству и безопасности для допуска на рынок. Поэтому нужно при переходе, например, с рынка России на рынок Вьетнама позаботиться о том, чтобы продукция соответствовала уже вьетнамским требованиям. А чтобы продукция соответствовала и тем, и другим нормам, для этого нужно внедрить международный стандарт, который действует в обеих странах и не только. Если руководство компании ставит своей целью завоевание рынка стран ЕС, то здесь уже нужно внедрять европейские нормы. Да, обеспечение универсальности продукции требует дополнительных затрат. Но тогда предприятие застраховано и может быстрее сориентироваться в кризисной ситуации, поставляя свою продукцию на различные рынки.
Наталья ЗЛОТНИК,
БЕЛТА.