Аттестация школьников, вузовские олимпиады, новые специальности. Иванец подвел итоги уходящего года
Андрей Иванец
Стремительно уходящий 2023 год выдался достаточно насыщенным для системы
образования Беларуси. Многие мероприятия и события происходили с
приставкой "впервые". Например, самым значимым новшеством на уровне
школьного образования стали новые подходы к итоговой аттестации
выпускников 11-х классов - проведение централизованного экзамена, а
также появление новых профилей в старших классах, введение
характеристик. Больше всего новаций коснулось вступительной кампании.
Итоги уходящего года в интервью с корреспондентом БЕЛТА подвел министр
образования Андрей Иванец.
- Уже полгода в белорусских школах функционируют инженерные классы. Как показывают себя классы профильной направленности?
-
Перспективной формой системной работы выступает создание профильных
классов профессиональной направленности в учреждениях общего среднего
образования под комплексным сопровождением университетов.
В
2022/2023 учебном году функционировали 1614 классов профессиональной
направленности, в которых обучались более 13,5 тыс. учащихся. Из них:
аграрной направленности - 626 классов (более 4,2 тыс. учащихся),
педагогической направленности - 756 классов (более 6,7 тыс. учащихся),
спортивно-педагогической направленности - 75 классов (989 учащихся),
военно-патриотической направленности - 157 классов (почти 1,6 тыс.
учащихся).
С 2023/2024 учебного года функционируют также классы
инженерной и железнодорожной направленности. Координатором деятельности
классов инженерной направленности Министерством образования определен
Белорусский национальный технический университет, которым совместно с
Национальным институтом образования разработана программа факультативных
занятий. На сегодняшний момент классы инженерной направленности
функционируют в 223 учреждениях общего среднего образования - это 42
класса, в которых обучается 832 учащихся, а также 195 групп, в которых
знания проходит 1751 человек.
- Как функционируют педклассы? Правда ли, что эта сеть будет расширяться?
-
Профильные классы педагогической направленности работают у нас с
2015/2016 учебного года. Тогда было открыто 102 педкласса. В нынешнем
2023/2024 учебном году в стране открыто рекордное количество
педагогических классов и групп: в 834 педагогических классах обучается
7985 учащихся. Положительная динамика объясняется высоким интересом
педагогических и ученических коллективов учреждений общего среднего
образования к педагогическому профилю, желанием на практике проверить
свои возможности и определиться с актуальностью именно такого профиля
для учащихся.
В 2022/2023 учебном году педагогические классы
окончили 2864 человека, из них 744 выпускника получили рекомендации
педагогических советов учреждений общего среднего образования для
поступления на педагогические специальности. Ежегодно на педагогические
специальности поступает каждый третий выпускник от общего числа
выпускников педагогических классов.
- Немаловажную роль в
ранней профориентации играет и допрофильная подготовка учащихся на
уровне 8-9-х классов в школах. Как она себя показала?
-
Допрофильная подготовка является обязательным подготовительным этапом
для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом
собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении
обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
В
целях оказания информационной поддержки учащимся в выборе будущей
профессиональной деятельности Министерством образования подготовлены
учебные программы факультативных занятий в 8-х и 9-х классах. Например,
"Профессия моей мечты", "Школа юных защитников Отечества", "Основы
экологии и профессиональное будущее", "Туризм" и другие. В настоящее
время в учреждениях общего среднего образования проводится работа по
формированию классов, в которых на повышенном уровне изучаются физика,
математика, химия, биология.
- Сколько в этом году ожидается выпускников 9-х, 11-х классов? Сколько 9-классников будут поступать в колледжи?
-
В учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году
обучаются около 107 тыс. учащихся 9-х классов, около 58 тыс. учащихся
11-х классов. По итогам прошлого учебного года количество учащихся 9-х
классов, которые продолжили обучение в учреждениях профессионального и
среднего специального образования, составило около 45% от общего
количества девятиклассников. С учетом новых подходов к проведению
итоговой аттестации выпускников уже в этом году мы наблюдаем смещение
выбора выпускниками базовой школы в пользу получения профессии.
Планируем, что постепенно количество выпускников 9-х классов, идущих в
колледжи, выйдет на 50-60%.
- В прошлом году выпускники школ получали характеристики. Изменятся ли они в этом году?
-
Постановлением Министерства образования от 27 февраля 2023 года №58
установлена форма характеристики, выдаваемой учреждением, реализующим
образовательные программы общего среднего образования,
профессионально-технического или среднего специального образования, а
также порядок ее выдачи. Выпускникам школ и колледжей в год поступления в
учреждение высшего образования теперь выдаются такие характеристики.
Форма показала свою эффективность и сохранится в 2023/2024 учебном году.
- Как сейчас работают частные школы?
-
С 2022 года вступила в силу статья 314 закона Республики Беларусь "О
лицензировании". В настоящее время функционирует шесть частных
учреждений образования. Все они имеют специальные разрешения (лицензии)
на право осуществления образовательной деятельности. Требования для
частных учреждений образования такие же, как и для государственных
учреждений образования, и строго соответствуют законодательству.
- В этом году был увеличен прием в колледжи, что нового произошло на этом уровне образования?
-
Да, нами был увеличен прием в колледжи. Установленные цифры приема
составили: в 193 учреждениях образования, реализующих образовательные
программы среднего специального образования, - 39,6 тыс. человек, в 159
учреждениях образования, реализующих образовательные программы
профессионально-технического образования, - 26,5 тыс. человек.
Созданы
благоприятные условия поступления на специальности среднего
специального и профессионально-технического образования, включая и то,
что зачисление абитуриентов осуществляется по конкурсу на основе
среднего балла документа об образовании, а также возможности
осуществления дополнительного набора на места, определенные контрольными
цифрами приема для получения среднего специального и оставшиеся после
зачисления абитуриентов вакантными.
В 2023 году осуществлялся
прием по новым для страны специальностям среднего специального
образования: "физико-химический анализ продуктов производства",
"техническое обеспечение информационной безопасности", "разработка и
сопровождение веб-ресурсов", "строительство и эксплуатация
энергоэффективных зданий и сооружений", "изготовление оптических
приборов (квалификация "Контролер оптических деталей и приборов 6-го
разряда"), "флористический дизайн" (квалификация "Флорист 5-го
разряда"), "реставрационно-восстановительные работы" (квалификация
"Реставратор декоративно-художественных покрасок 6-го разряда"), "дизайн
мультимедиа".
В целях гибкого реагирования на изменяющуюся
потребность региональных рынков труда ежегодно совершенствуется
структура подготовки на уровне профессионально-технического образования.
Так, в 2023 году приостановлен прием по 162 невостребованным
квалификациям и открыта подготовка по 121 новой для отдельных учреждений
образования квалификации. Открыта подготовка по двум новым профессиям,
по которым ранее подготовка в Беларуси не осуществлялась, - "наладчик
оборудования в производстве изделий из пластмасс" и "флорист".
-
Какое соотношение сегодня наблюдается в колледжах, пришедших после 9-х и
после 11-х классов? Какие тенденции прослеживаются по изменению этого
соотношения? Сколько выпускников 9-х классов готовы принять колледжи?
Ожидается ли появление новых специальностей на уровне профтехобразования
или среднего специального?
- Прием в 2023 году по уровню
профтехобразования на основе общего базового образования составил 77,6%,
на основе общего среднего образования - 22,4%. По уровню среднего
специального на основе 9 классов - 59,9%, на основе 11 - 40,1%.
Планы
приема для получения профессионально-технического и среднего
специального образования на 2024 год формируются с учетом заявленной
потребности в молодых специалистах, рабочих, служащих, на основе
результатов распределения выпускников, а также выполнения плана приема в
2023 году и прогнозного увеличения количества выпускников 9-х (100,6
тыс. человек в 2023 году, 107,8 - в 2024 году) и 11-х классов (53 тыс.
человек в 2023 году, 57,5 - в 2024 году).
Учредителями
планируется увеличение количества мест в колледжах на основе 9 классов
за счет востребованных экономикой специальностей. При этом количество
мест для выпускников 11-х классов на уровнях профтех- и среднего
специального образования по сравнению с планом приема в 2023 году не
сокращается. Таким образом, тенденция увеличения доли поступающих на
основе 9 классов сохранится в 2024 году. В целом, колледжи готовы
принять около 50 тыс. выпускников с общим базовым образованием.
В
2024 году планируется осуществлять прием по таким новым для страны
специальностям среднего специального образования, как "техническая
эксплуатация мехатронных систем электронного производства",
"производство изделий микро- и наноэлектроники".
- Основные
новации этого года коснулись вступительной кампании в вузы, все они
показали себя хорошо и будут применены и в следующем году. Какие
основные выводы сделала система образования по нововведениям?
-
В первую очередь необходимо отметить, что вступительная кампания 2023
года была проведена на основе поставленных главой государства задач по
созданию справедливых, равных, прозрачных условий для поступления
абитуриентов нашей страны. Анализ приема абитуриентов в текущем году
позволяет сделать вывод, что в целом поставленные задачи решены, а
предложенные новации дали положительный эффект. Также определены
основные направления совершенствования приемной кампании 2024 года.
Особое
внимание в рамках приемной кампании 2023 года было уделено выявлению
одаренных и мотивированных абитуриентов. Более 4 тыс. выпускников школ и
колледжей поступили в вузы без вступительных испытаний.
Удалось
увидеть и абитуриентов-целевиков, выпускников колледжей, абитуриентов,
поступавших на специальности гуманитарного профиля по результатам
внутренних экзаменов, а это около 17 тыс. абитуриентов.
Были
созданы дополнительные траектории поступления абитуриентам в
региональные вузы по результатам университетских олимпиад, выпускникам
профильных классов профессиональной направленности и
военно-патриотических клубов, выпускникам лицеев при университетах и
Национального детского технопарка и другим категориям абитуриентов.
-
ЦЭ и ЦТ будут сохранены, но изменятся сроки. Как и почему? Процедура
останется прежней? Сколько выпускников школ будут проходить ЦЭ в этом
году?
- Постановлением Министерства образования от 14 августа
2023 года установлены формы и срок проведения итоговой аттестации
учащихся в 2023/2024 учебном году. В 11-м классе сохранены два
централизованных экзамена по русскому или белорусскому языкам и предмету
по выбору. ЦЭ будут проходить 27 и 30 мая. При этом первым будет
проходить ЦЭ по предмету по выбору, вторым - по государственным языкам и
будут совмещены с проведением ЦТ.
Кроме того, у нас сохранены
резервные дни в июне и августе, в мае резервный день не предусмотрен.
Как и ранее, запланировано совмещение резервных дней проведения ЦЭ с
резервными днями для ЦТ.
Планируется, что участие в ЦЭ примут 58 тыс. выпускников учреждений общего среднего образования.
-
На какой стадии находится подготовка к репетиции ЦЭ, которая пройдет в
январе? Сколько детей будет в ней участвовать? Как планируется ее
провести?
- Министерством образования проводится
подготовительная работа по проведению в 2024 году централизованного
экзамена, результаты которого будут засчитываться при поступлении в
учреждения высшего образования. Так, 27 января 2024 года состоится
репетиция централизованного экзамена. Утвержден план мероприятий по
подготовке и проведению репетиции централизованного экзамена (РЦЭ).
Общие принципы проведения репетиции - пункты проведения, пропуск в пункт
проведения, рассадка в аудиториях, правила проведения и так далее -
идентичны принципам, используемым при организации и проведении
централизованного экзамена. Для проведения РЦЭ будут задействованы те же
пункты проведения, на которых состоится централизованный экзамен, - 144
пункта.
Планируется, что в репетиции примут участие около 58
тыс. выпускников учреждений общего среднего образования, что на 5 тыс.
больше в сравнении с 2023 годом.
- Приемная кампания целевиков была вынесена за пределы основной. В какие сроки и в какой форме она пройдет в следующем году?
-
Практика организации приема целевиков в отдельные сроки достаточно
хорошо себя зарекомендовала, поэтому и в этом году не претерпит
изменений. Также сохранится форма проведения вступительных испытаний для
поступления на целевые места. Как и в 2023 году, абитуриенты-целевики
будут сдавать одно вступительное испытание в устной или практической
форме в вузе. Перечень вопросов, которые будут включены в
экзаменационные билеты, размещен на сайте Министерства образования.
Для
обеспечения равных возможностей поступления в вузы выпускников
учреждений общего среднего образования и колледжей прием документов,
проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы на
условиях целевой подготовки будут организованы в начале июля 2024 года. В
эти же сроки в региональные вузы будут зачислены победители
университетских олимпиад.
- Что известно по основной приемной
кампании 2024 года? В какие сроки она пройдет? Как изменятся цифры
приема на бюджетные места, платные? Появятся ли новые специальности? На
какие специальности будет увеличен/сокращен набор?
- Основной
прием документов от абитуриентов в вузы будет проведен в июле. Прием
абитуриентов будет осуществляться на бюджетные и платные места,
количество которых утверждается.
В настоящее время совместно с
заинтересованными проводится формирование планов приема в вузы и
колледжи нашей страны. Предварительный анализ результатов данной работы
позволяет сделать вывод о некотором увеличении приема на бюджет по
педагогическим, медицинским, инженерным, аграрным специальностям. Также
планируется, что на данные специальности возрастет и целевой прием
абитуриентов в 2024 году.
Среди новых специальностей в вузах - электронное машиностроение, специальности в области микроэлектроники и иные.
-
Еще одна новация прошлого учебного года - университетские олимпиады.
Как они себя показали? Они так и останутся достоянием региональных
вузов? Сколько будущих абитуриентов зарегистрировались для участия в
университетских олимпиадах, так скажем, в новом сезоне?
-
Университетские олимпиады в региональных вузах в прошлом году позволили
369 победителям стать студентами. Отрадно отметить, что около 75% из
поступивших по данной траектории стали студентами своих региональных
вузов. Это вселяет уверенность, что одаренные и мотивированные ребята
останутся на малой родине и будут развивать экономику и социальную сферу
своего региона. Еще один повод для гордости - более 90% дипломантов
являются отличниками. Выпускников этого года ждут нововведения:
расширяется список специальностей, на которые можно поступить без
экзамена по траектории университетских олимпиад. Например, можно будет
поступить на робототехнические системы, информационные системы и
технологии, а также на другие специальности.
Опыт организации
университетских олимпиад пока не будет транслироваться на Минск - в этом
году 21 региональный вуз проведет свои университетские олимпиады.
В
настоящее время для участия в предварительных этапах университетских
олимпиад по информации вузов зарегистрировано более 8 тыс. участников,
что говорит о востребованности среди абитуриентов данной траектории
поступления. Также необходимо отметить, что в некоторых вузах
регистрация еще не закончилась и у ребят есть возможность принять
участие в олимпиаде.
- В этом году по-новому поступали
выпускники Национального детского технопарка. Впервые учреждение
выдавало рекомендации на поступление без испытаний на некоторые
специальности. Планируется ли расширение перечня этих специальностей?
Как в целом зарекомендовала себя эта новация. Будет ли она продолжена и в
какой форме?
- Проанализировав итоги вступительной кампании
2022/2023 учебного года, можно сделать вывод о том, что предложенная
выпускникам Национального детского технопарка модель построения
образовательной траектории при поступлении в учреждения высшего
образования на специальности профилей образования "техника и технологии"
и "естественные науки", а также в лицеи, университеты для получения
среднего образования без вступительных испытаний доказала свою
эффективность.
Наблюдательным советом Национального детского
технопарка было выдано 58 рекомендаций к зачислению в учреждения высшего
образования без вступительных испытаний, в том числе 47 рекомендаций к
зачислению в учреждения высшего образования и 11 рекомендаций к приему в
лицеи.
В 2023/2024 учебном году продолжена работа по эффективной
реализации льгот, определяющих порядок их получения учащимися
Национального детского технопарка при поступлении в учреждения высшего
образования и лицеи.
Также с целью повышения объективности при
выдаче рекомендаций наблюдательного совета Национального детского
технопарка планируется приглашение на заседание наблюдательного совета
учащихся, претендующих на получение рекомендации. Учащиеся смогут на
выставке презентовать свои проекты и разработки. Это даст возможность
членам наблюдательного совета лично оценить степень мотивации учащихся к
обучению по выбранной специальности, заинтересованности к продолжению
развития профессиональной траектории в организациях и на предприятиях
страны.
- И последний вопрос: какие задачи стоят перед
системой образования на следующий год? Что находится в ближайших планах
ведомства?
- В части организации приемной кампании - задачи
неизменны: создание справедливых, равных и прозрачных условий для
поступления абитуриентов нашей страны.
В приоритете - обеспечение
качества образования на всех уровнях. Министерством образования
утверждена Концепция обеспечения качества образования до 2025 года и на
перспективу до 2030 года.
Еще одна важная задача - формирование
оптимальной структуры специальностей с учетом перспективной потребности
рабочих и специалистов для различных секторов экономики с возможностью
стопроцентного обеспечения молодых специалистов первым рабочим местом и
созданием благоприятных условий для профессионального роста.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-