Академия управления Беларуси планирует готовить кадры по заказу частных компаний
Академия управления при Президенте - несомненный лидер в подготовке и переподготовке государственных служащих в Беларуси. Положение обязывает оперативно реагировать на потребности государственного сектора. Планируемая в стране оптимизация госаппарата, в результате которой, как заявил Президент Александр Лукашенко, число госслужащих может сократиться на четверть, послужила поводом к тому, чтобы задуматься о расширении круга потенциальных заказчиков кадров. Какие организации в перспективе могут стать новыми партнерами Академии управления? Что предпринимает вуз для того, чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников? Чем привлекает абитуриентов профессия госслужащего? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту БЕЛТА ответил ректор Академии управления при Президенте Беларуси Анатолий Морозевич.
- Анатолий Николаевич, насколько актуальна для Академии управления проблема трудоустройства выпускников?
– Последние 5 лет на рынке труда сохраняется высокий уровень востребованности наших выпускников, получивших высшее образование первой ступени. Это подтверждается количеством заявок на трудоустройство, поступающих со стороны государственных органов и учреждений. Все выпускники академии трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью и квалификацией.
В 2012 году конкурс заявок на выпускников по сравнению с 2011 годом возрос и составил 1,74 заявки на человека. В органы государственного управления было распределено 34% выпускников, на унитарные предприятия и акционерные общества - 25%, в суды, органы прокуратуры, Следственный комитет - 15%.
В связи с планируемой оптимизацией штатной численности государственных органов и организаций мы видим необходимость расширять круг заказчиков кадров по всем специальностям подготовки. В том числе за счет инновационно ориентированных частных компаний, которые участвуют в выполнении государственных программ, активно сотрудничают с государственными органами. Мы работаем в этом направлении.
– Академия управления в числе первых белорусских вузов перешла на четырехлетний срок обучения. Какие преобразования для этого понадобились? Какой эффект принесло нововведение на данном этапе?
– Переход на четырехлетний срок обучения - это не механическое сокращение объемов учебного времени. Для нашего вуза это прежде всего пересмотр концептуальных подходов к подготовке специалистов в области управления. Сегодня, несмотря на перепроизводство таких специалистов, все же достаточно остро ощущается дефицит в топ-менеджерах, обладающих глубокой базовой подготовкой в сфере не только управления, но и экономики, права, коммуникаций и так далее. К тому же зачастую теоретическая подготовка будущих управленческих кадров была в определенной мере оторвана от реальной практики.
Мы на протяжении ряда последних лет предпринимали последовательные шаги по модернизации системы управленческого образования. Переход на четырехлетний срок обучения на первой ступени высшего образования, по сути, завершил для нас переход к обязательной двухступенчатой системе подготовки управленцев.
Основные преобразования коснулись базовой подготовки. Она была усилена. Если при пятилетнем сроке обучения эта подготовка осуществлялась 3 года, то сейчас все 4 года студенты получают более широкий спектр профессиональных компетенций, необходимых современному управленцу для эффективной работы.
Усилилась практическая направленность подготовки специалистов на первой ступени. У нас и ранее объем практических форм учебных занятий был достаточно высокий, а в новых учебных планах этот показатель вырос до 56%. К тому же мы увеличили количество учебных практик. Отработку профессиональных компетенций студенты начнут уже с первого курса, независимо от того, очная или заочная у них форма образования. Полагаю, что третья практика и четвертая, то есть преддипломная, будут проходить как стажировки на возможных рабочих местах.
Еще одно принципиальное нововведение состоит в том, что процесс подготовки специалиста будет максимально управляем. И управление это будет осуществляться системно, на диагностической основе. Предполагается, что начиная со 2-го курса каждого студента кроме традиционных зачетов и экзаменов ожидает комплексная оценка уровня сформированности соответствующих компетенций.
По итогам такой оценки при необходимости будут разрабатываться индивидуальные программы корректирующих мероприятий, которые обеспечат максимально возможный для каждого обучающегося уровень профессиональной подготовки. Соответственно, конкурентоспособность нашего выпускника на рынке труда существенно повысится. Планируется, что по завершении обучения, после прохождения государственной аттестации наши выпускники будут кроме стандартного приложения к диплому о высшем образовании получать сертификат, подтверждающий уровни сформированности компетенций.
– Какие новые специальности, программы переподготовки, повышения квалификации планируется ввести в Академии управления в следующем учебном году?
- Реальные потребности госсектора находят свое отражение и в открытии новых специальностей. Так, в 2013-2014 году мы планируем начать набор на специальность "государственное управление в сфере досудебного уголовного производства", содержание этой образовательной программы согласовано со Следственным комитетом. В этом году по заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям в Академии управления была открыта специальность "государственная идеология и управление человеческими ресурсами".
Ориентированный на заказчика подход академия применяет и при разработке программ переподготовки. Мы ежегодно собираем и обобщаем заявки государственных органов и организаций на переподготовку руководящих кадров и специалистов.
Мониторинг востребованности специальностей II ступени высшего образования показал, что наибольший интерес у госорганов и организаций вызывают специальности "правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах", "электронное правительство". Всего на подготовку в будущем учебном году по магистерским программам Академии управления подано 67 заявок от 28 организаций.
Поскольку подготовка в практико-ориентированной магистратуре действительно востребована, то в следующем учебном году планируется набор по пяти новым практико-ориентированным специальностям магистратуры, среди которых "инновационный менеджмент", "технологии управления персоналом" и "электронное правительство". А в 2014-2015 учебном году планируется открытие магистерских программ "государственно-правовое регулирование международной деятельности" и "управление развитием финансовых рынков и институтов".
– Насколько престижна профессия государственного служащего среди молодежи?
– Работу в органах государственного и местного управления потенциальные абитуриенты считают престижной и значимой. Это подтверждается в ходе профессионально-психологического собеседования. Отвечая на вопрос о том, где бы хотелось работать после окончания Академии управления, абсолютное большинство абитуриентов называет исполнительные комитеты, министерства, суды, прокуратуру и другие государственные органы. Мотивирующими факторами выбора данной деятельности, по словам абитуриентов, являются социально-профессиональный статус, возможность реализации своих личностных качеств в профессиональной деятельности, престижность будущей работы, значимость реализуемых задач, стремление занять видное положение в обществе.
В основе деятельности государственного служащего лежит синтез профессий служащих всех сфер, как производственной, так и непроизводственной. Проводя профориентационные мероприятия, мы рассматриваем эту деятельность как совокупность знаний, умений, навыков, а также деловых, личностно-психологических и нравственных качеств человека, позволяющих ему успешно выполнять трудовые функции на определенных должностях в государственных органах и организациях. Можно с уверенностью сказать, что данное направление трудовой деятельности востребовано и перспективно.
Светлана САВКО