Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Зазвать в музей... на мед и драник

Комментарии 25.11.2016 | 19:47
Владимир Прокопцов

Шутка, конечно. Гендиректор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов на реализацию подобных проектов никогда не пойдет, свою четкую позицию на этот счет он не раз озвучивал. Но креативность, нестандартность в подаче музейных проектов художник Прокопцов всегда приветствует. Что уже не раз демонстрировал на собственном примере. О способах привлечь внимание зрителей к экспозиции главного музея страны генеральный директор НХМБ рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА.

Громкие проекты

Среди громких музейных проектов - прошлогодняя выставка из Италии "Изобретения да Винчи", представлявшая прообразы танка, акваланга, велосипеда, автомобиля, вертолета, парашюта, подводной лодки, наверное, попала в число самых посещаемых экспозиций НХМБ. Наиболее крупным белорусско-испанским проектом стала выставка "Гойя... Пикассо" из испанского музея Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо: в Минск в 2015 году привезли 95 гравюр, среди которых 80 работ Франсиско Гойи и 15 - Пабло Пикассо. Международный выставочный арт-проект, посвященный 150-летию со дня рождения Бакста, "Время и творчество Льва Бакста" стартовал нынешней весной в Национальном художественном музее Беларуси, а после осенью побывал в Вильнюсе и Риге. Всего более 200 экспонатов составили выставку, в которую вошли произведения из музеев Беларуси, Литвы, Латвии, Польши, России. В этом же году Национальный художественный "выстрелил" мощно: экспозиция "Иконопись Беларуси XVII-XXI веков из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь" демонстрировала 31 икону белорусских иконописцев и два чеканных оклада в музее Ватикана больше двух с половиной месяцев.

К слову, экспозиция сакрального белорусского искусства по возвращении на родину предстала взору отечественной публики. Гендиректор НХМБ обещал по приезде дать творческий отчет. Выставка "Мир небесный на земле", которая открылась в начале октября, - более полная версия экспозиции "Иконопись Беларуси XVII-XXI веков", в нее вошло около 80 икон, в том числе немало отреставрированных, которые не было возможности выставить в Ватикане из-за масштабов - там витрины неподходящих размеров. В оценках относительно экспозиции, часть которой увидели в Ватикане, а в полном объеме представили дома, в стенах музея, Владимир Прокопцов не скромничает: это явление в культурной жизни Беларуси из числа неординарных за многие годы и уже вошло в историю. Оно определенно претендует на статус одного из главных событий Года культуры. Кстати, итальянская сторона не только с интересом и большим почитанием приняла выставку. Некоторое время назад Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Беларуси Стефано Бьянки вручил гендиректору Национального художественного музея орден Звезды Италии - госнаграду, которая присуждается гражданам этой страны, живущим за пределами родины, а также иностранцам за особые заслуги в развитии сотрудничества между Италией и другими государствами.

Гендиректор музея обстоятельно поясняет значимость проекта: "На подготовку выставки ушло три года. Но это сказать легко: готовили несколько лет. На деле же - большая ежедневная работа, не только организационная, но и долгий, кропотливый труд реставраторов. Наши мастера в течение пяти лет реставрировали эти иконы, и посетители экспозиции в Национальном художественном музее сегодня могут увидеть технологию реставрационной работы: на плазменном экране демонстрируется процесс реставрации старинного полотна. Да и в мастерские посетителям сегодня вход открыт, лишь нужно позаботиться о предварительной записи. Интерес высокий, в первую очередь среди специалистов, студентов-практикантов; но и пришедших, так сказать, с улицы - немало. Узнав, сколь сложный это труд, может, и отношение к ценностям будет иное".

Выставка "Мир небесный на земле" показывает традицию развития иконописного искусства Беларуси в современных условиях, поскольку история белорусской иконописи отличается от православной, русской, византийской. "Хотелось бы показать преемственность на современном этапе, что для нас немаловажно в плане духовного развития Отечества, в том числе и в сфере сакрального, современного иконописного искусства. Сегодня во всех регионах страны возводятся новые православные храмы, и нам бы хотелось, чтобы и иконописцы приобщились к традиции белорусского иконописного искусства. Программа выставки, которая будет работать по 30 января 2017 года, включает круглые столы, лекции, специальные экскурсии, песнопения, чтобы показать красоту музыки в красках, которую мы имеем. Владыка Филарет назвал икону музыкой в красках, и более емкого определения, пожалуй, не подобрать", - сказал гендиректор музея.

Для коллектива музея Год культуры стал периодом подготовки очень интересных проектов. Так, задумана и уже готовится выставка картин Национального музея из Кракова, это около 60 произведений Наполеона Орды. Планируется экспозиция из частной коллекции портретов Радзивиллов. Ведутся переговоры по организации выставки с музеем Ниццы. Задуман масштабный проект с Псковским музеем - показ старопечатных изданий и произведений сакрального искусства. А в будущем году минчане и гости столицы увидят в залах НХМБ несколько икон из Музеев Ватикана.

Есть у художника Прокопцова и личные творческие планы. В частности, он работает над рукописью о творчестве Бялыницкого-Бирули, 145-летие со дня рождения которого празднуется в будущем году.

Креативный подход многое меняет

Интерактивность, связь со зрителем - обязательная составляющая в работе музеев сегодня, убежден Владимир Прокопцов. Креативность отличает и личные проекты художника Прокопцова. Из последнего - выставка картины "Мое Полесье" в собственный день рождения 8 августа на башне обзора Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Работу, посвященную малой родине, Владимир Иванович презентовал в 8 часов 8 минут и 8 секунд на площадке, вмещающей всего лишь 8 человек. Экспонировалась картина "Мое Полесье" 8 часов 8 минут и 8 секунд, после чего автор передал ее в дар Гомельскому дворцово-парковому ансамблю.

Столь нестандартную подачу картины художник объясняет просто: мол, в экспозиционном пространстве дворца свободного места не нашлось, нетактично экспонируемые работы снимать, а башня была не занята… Впрочем, нужно больше смотреть по сторонам, открывать глаза шире, не грешно вдохновиться и идеями коллег, в первую очередь зарубежных, по-своему их интерпретировав, считает Владимир Прокопцов.

Но до так называемой попсы опускаться нельзя, убежден он. "Нужно выстроить взаимоотношения музей-посетитель. И в этом деле большое содействие может оказать туристическая сфера. Сегодня в туристических маршрутах практически нет предложений отправиться в музей. Все бросились в агрогородки на мед, самогон, драник, а в музей людей не завлечь. Нужно менять подходы, предлагая туристам знакомство с Беларусью. Ведь не только национальная кухня достойна внимания", - уверен Владимир Прокопцов.

Мед и драник привлекательны, не поспоришь. Но Национальному художественному музею Беларуси, вроде бы, нет причин жаловаться на нехватку посетителей.

"Дело в том, что нельзя останавливаться. Сегодня это интересно, завтра - нет. Мы должны опережать желания людей на три шага, предлагать им новое каждый день, причем всем возрастным группам. Искать новые формы работы, чтобы и маленькому ребенку было интересно, и студенту, и пожилому человеку. Сегодня нужно подходить дифференцированно к подготовке программ. Экскурсии - хорошо, но не все, нужно, чтобы пришедшие получили новые знания", - объясняет политику музея его руководитель.

Музей начинается с...

И идти нужно дальше. Сегодня в музее выстроена, так сказать, инфраструктура для посетителя. Если театр начинается с вешалки, то Художественный музей - со входного билета. Конкурс на его дизайн проводится ежегодно. Вот только что, к слову, выбран билет 2017 года. Победило предложение Натальи Черновой, архитектора из Минска. На нем будет фрагмент картины "Цветение" белорусской художницы Зои Литвиновой. В НХМБ есть мини-кафе, где можно выпить чашку кофе, небольшая сувенирная лавка, где в ассортименте и закладки для книг за 2 копейки, и дорогущие фолианты на белорусском, русском и английском языках. В перспективе гендиректор музея видит издания и на китайском, во всяком случае, необходимость печатать каталоги на нем все отчетливее. В Минске учится немало студентов из Китая, и им нужно предоставить возможность познакомиться с белорусской культурой, убежден Владимир Прокопцов.

В планах музея и развитие системы аудиогидов на иностранных языках. Сегодня в Художественном они есть на белорусском, русском, английском и китайском. Правильно и перспективно расширить их число за счет немецкого и итальянского языков, поскольку это имиджевый шаг, реклама не только музея, но и страны в целом, ее истории и культуры, считает директор.

Задачи с размахом

Среди проектов глобального масштаба у руководителя НХМБ задача номер один, не говоря уж о создании музейного квартала, - открытие Республиканского реставрационного центра. Необходимость в профессиональных грамотных кадрах в сфере реставрации в Беларуси столь высока, что даже функционирование центра в первое время ситуацию принципиально не спасет. Однако начинать выстраивать систему подготовки реставраторов нужно, ведь потребность в таких специалистах имеет едва ли не каждый музей в республике. Реставрационный центр задумывается как методический и практический центр в Беларуси, где музеи страны смогут делать заказы на реставрацию картин. Кстати, в Национальном художественном музее свыше 300 экспонатов нуждаются в реставрации.

Белорусские реставраторы, кроме того, смогут стажироваться за границей. Соглашения по организации стажировок для белорусских специалистов подписаны с Государственным Эрмитажем, Третьяковской галереей, музеем Андрея Рублева, где хорошая мастерская по реставрации икон, и с Музеями Ватикана. Интересен белорусским специалистам опыт реставрации фарфора и бумаги, каким могут делиться китайские коллеги, и такие возможности с течением времени не исключены.

Музейный квартал в Минске, планируется, должен появиться в 2019 году. Владимир Прокопцов, заметим, гендиректор музея и художник, вполне освоился с ролью прораба в последние годы. Все, абсолютно, он контролирует сам и другого варианта не видит: хозяин должен знать, как и какой гвоздь вбит в его доме. Но площадей музейного квартала, как оказалось, хватит лишь для того, чтобы выставить большую часть коллекции, а она насчитывает свыше 30 тыс. единиц. "После появления музейного квартала мы замахнемся на музейный микрорайон", - то ли шутливо, то ли всерьез завершает разговор Владимир Прокопцов.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии