За жизнь без барьеров
В Беларуси нужно формировать безбарьерную среду не только физическую, но и моральную
Почему-то принято считать, что безбарьерная среда имеет отношение лишь к инвалидам. Это заблуждение: доступность объектов инфраструктуры нужна практически каждому третьему жителю республики - пенсионерам и малышам, мамам с детскими колясками, послеоперационным больным и другим людям, чьи возможности передвижения по каким-то причинам ограничены. По статистике, в Беларуси проживают 9,5 млн. человек, из них 2,1 млн. - пенсионеры по возрасту, 503,7 тыс. - инвалиды, 404,6 тыс. - дети в возрасте до трех лет, 122,1 тыс. - дети в возрасте до 18 лет с особенностями психофизического развития. Удельный вес только этих жителей страны в их общей численности - 33%. А ведь у них есть близкие родственники, друзья, которые близко к сердцу принимают "барьерные" проблемы, да и зачастую преодолевают их с ними вместе. Так что проблема среды без барьеров - гораздо масштабнее, чем кажется на первый взгляд. Особенно если принимать во внимание не только физические, но и моральные барьеры.
Следует признать, что в Беларуси уже немало сделано для воплощения принципов "безбарьерки" в жизнь. Но предстоит сделать еще больше, отметили в Министерстве труда и социальной защиты. Это закономерно: решение проблемы безбарьерной среды началось в нашей стране сравнительно недавно, идет зачастую методом проб и ошибок, не исключен в этом вопросе и определенный формализм.
К сожалению, богатый зарубежный опыт нельзя автоматически перенести на белорусскую почву: слишком разные условия и разные точки отсчета, но, безусловно, нужно его использовать. Следует иметь в виду: особенностью создания безбарьерной среды для инвалидов является то, что ее эффективность обеспечивается лишь при условии широкого приспособления сплошных территорий жилых массивов, в пределах которых инвалид мог бы свободно передвигаться, проведения комплекса реабилитационных мероприятий и готовности самого общества принять инвалида в среду жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды требует и солидного финансирования, и времени.
За четыре года выполнения Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы работы выполнены на 10 тыс. 847 объектах республики, в том числе на 1 тыс. 351 объекте республиканской собственности, 9 тыс. 496 объектах коммунальной собственности. В Минске (а в столице проживают 112,5 тыс. инвалидов - 22,3% общей численности инвалидов) было оборудовано 1 тыс. 369 объектов. В целом по стране удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, вырос в 2 раза - с 19,9% в 2006 году до 38,7% в 2010-м.
Вместе с тем, по информации Министерства архитектуры и строительства, анализ данных по инвентаризационным карточкам общественных зданий и сооружений продолжает выявлять невысокий процент соответствия требованиям безбарьерной среды их отдельных элементов. Например, у 4 тыс. 543 лестниц на пешеходных путях перила с двух сторон имеют лишь 780 лестниц, дублируются пандусами - 499. Только у 14,8% проинвентаризированных общественных зданий каждый третий пандус соответствует требованиям безбарьерной среды, у 46% обследованных тамбуров есть ступеньки, 18% пандусов внутри здания имеют перила с двух сторон.
Следовательно, качество выполненных работ по созданию безбарьерной среды оставляет пока желать лучшего. Заказчикам и проектным организациям необходимо неукоснительно соблюдать требования принятых технических нормативных правовых актов при составлении задания на проектирование и разработке проектной документации. А органам государственного строительного надзора следует усилить контроль за соблюдением строительных норм и правил, направленных на внедрение элементов безбарьерной среды при возведении зданий и прокладке дорог (в частности, устройство пандусов и пониженных бордюров).
Неоднократно уже приводился отрадный факт, что Белорусская железная дорога за счет собственных средств изготовила и поставила 20 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников, которые постоянно курсируют в поездах Минск-Москва (два состава), Минск-Симферополь, Минск-Санкт-Петербург, Минск-Киев. Свободные вагоны находятся в резерве и по мере продажи билетов инвалидам-колясочникам присоединяются в необходимый по пути следования состав. Облисполкомы и Мингорисполком приобрели 2 тыс. 156 транспортных средств (а это 257% планового задания, определенного госпрограммой), в том числе 1 тыс. 183 автобуса, 969 троллейбусов, 4 трамвая. Правда, не всегда инвалид-колясочник может воспользоваться этим общественным транспортом: то расписание движения неизвестно, то водители останавливаются далеко от бордюра или двери открывают отнюдь не напротив колясочника (пока тот перестроится, автобус-троллейбус ушел)...
После завершения госпрограммы на 2007-2010 годы было очевидно, что решение проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями фактически только началось, требуется комплексное и целенаправленное продолжение этой работы. В настоящее время она реализуется в рамках Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы. Причем понятие безбарьерной среды теперь стало гораздо шире: речь идет не только о пандусах, неприспособленных зданиях и улицах, но и о возможностях инвалидов наравне с другими пользоваться благами цивилизации, в первую очередь информационными ресурсами.
Согласитесь, информация, которая предоставляется людям без инвалидности, должна иметь определенный формат и для людей с ограничениями по зрению, слуху, интеллекту. Незрячим и слабовидящим людям должны быть доступны интернет-ресурсы и печатные издания. Это возможно, если провести адаптацию хотя бы официальных сайтов органов госуправления, наладить выпуск альтернативных форматов печатных материалов (например, крупный шрифт или аудиофайлы). Инвалидам по слуху должны быть доступны экстренные службы, необходимо увеличение удельного веса телевизионных программ с субтитрами.
Программа предусматривает работы по созданию безбарьерной среды на 5 тыс. 32 объектах социальной и другой инфраструктуры, в том числе на 667 объектах Минска. Особое внимание будет уделено приспособлению сложившегося жилищного фонда, в том числе проведению реконструкции и ремонта зданий и сооружений с учетом обеспечения беспрепятственного доступа внутри помещения и к нему.
Запланирована реализация пилотного проекта по оборудованию социально значимых объектов городской инфраструктуры, общественного транспорта речевыми электронными информаторами на территории Бреста и Пинска. Впоследствии этот опыт будет распространен в целом по стране.
Предусмотрена проработка вопроса о возможности создания единого республиканского центра приема-передачи сообщений от людей с недостатками слуха в экстренные службы и другие организации и учреждения.
В 2011-2015 годы планируется совершенствование законодательства в части приспособления среды жизнедеятельности к потребностям физически ослабленных лиц, в том числе путем разработки и внедрения технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Будут внесены изменения в нормативные правовые акты по усилению административной ответственности за невыполнение требований технических нормативных правовых актов по созданию безбарьерной среды. Предлагается также включать представителей общественных объединений инвалидов в составы комиссий по приемке в эксплуатацию объектов общественного назначения и благоустройства.
Транспортные предприятия облисполкомов и Мингорисполкома продолжают закупку низкопольного транспорта (Минск занимает в этом лидирующую позицию). Чтобы исключить сложности с доступностью этого транспорта для инвалидов-колясочников, госпрограммой запланированы мероприятия по изучению возможности обучения работников транспортных служб навыкам взаимодействия с пассажирами-инвалидами. Предусматривается корректировка (по предложениям общественных организаций инвалидов) маршрутов наземного городского пассажирского транспорта в целях беспересадочного проезда инвалидов к объектам социального назначения.
Планируется дальнейшее развитие в республике индустрии по производству специального оборудования и приспособлений. Речь идет о сборных модульных пандусах, подъемниках, моделях домофона и пожарного извещателя со световым или иным визуальным сигналом, дублирующим звуковой сигнал.
Будет активизирована адаптация банкоматов к нуждам слабовидящих пользователей. Кстати, ОАО "Беларусбанк" совместно с ОО "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" и другими предприятиями и организациями завершил на ЧУП "Светоприбор" первый этап реализации проекта по адаптации банкоматов к потребностям людей с нарушением зрения. В Минске установлен первый в республике банкомат для слабовидящих и незрячих людей, который позволяет им без проблем снять свои наличные деньги с карт-счета.
Продолжится издание книг серии "Школьная библиотека" шрифтом Брайля для детей - инвалидов по зрению.
Финансирование мероприятий госпрограммы в основном осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств организаций-исполнителей. Всего на ее реализацию предполагается направить свыше Br65,5 млрд. Что касается Минска, то на пятилетие запланировано финансирование в объеме почти Br25 млрд. Причем ожидается корректировка заложенных сумм.
Средства, которые вкладываются в создание безбарьерной среды, - это своеобразный вклад в наше общее будущее (ведь никто не молодеет, никто не застрахован от травмы и болезни). Пандус, который сегодня кажется излишеством быстроногому юноше или цокающей на каблучках моднице, может через пару лет пригодиться их родителям, а через пару-тройку десятилетий - им самим. Да и имидж европейского цивилизованного государства будет подмочен, если инвалиды по-прежнему будут познавать окружающий мир из окна своей квартиры, заключенные в четырех стенах из-за невозможности преодолеть порог своего жилья.