Указ о назначении даты выборов в парламент подписал накануне Президент. Парламент у нас двухпалатный, но общественность прежде всего интересуют выборы в Палату представителей, которые состоятся 11 сентября 2016 года. Собственно говоря, на этот раз избирательная кампания будет проводиться по изрядно откорректированным правилам. Итак, чем интересно для нас предстоящее электоральное событие, почему правила игры претерпели заметные изменения?
Инициатором внесения основных поправок в избирательное законодательство выступила в свое время Центральная комиссия. Эти изменения, вполне возможно, упростят организационную работу на местах, причем некоторые из них спровоцировало не что иное, как поведение некоторых участников парламентских выборов 2012 года. Рассмотрим новеллы более подробно.
Когда-то агитационная кампания проводилась за счет государственных средств. Однако слабое желание многих кандидатов создавать личные фонды, заниматься выпуском рекламной продукции и вообще пользоваться госсредствами привело к тому, что избиратели зачастую не знали своих кандидатов, что называется, в лицо. И тем более не были знакомы с их программами. Перед предыдущими парламентскими выборами было принято решение о проведении агитации за собственные средства кандидатов, а деньги, которые раньше давались государством на информирование избирателей, передали избирательным комиссиям. Соответственно, кандидатам в депутаты дали возможность образовывать личные финансовые фонды.
Таким образом, мы подошли к изменению №1, которое было несколько лет назад инициировано Центризбиркомом. В связи с ростом базовой величины финансовые фонды на нынешних выборах в Палату представителей могут быть более внушительными - максимальная сумма достигает Br210 млн. По аналогии с президентской кампанией 2015 года денежные средства фондов могут тратиться на те же нужды (листовки, плакаты, публикация своих программ в СМИ и т.д.). Например, на Br210 млн (тысяча базовых величин) можно изготовить около 240 тыс. экземпляров недорогих материалов о кандидате.
Изменение №2 фактически создает равные условия для выдвижения всех потенциальных претендентов на парламентское кресло. Раньше кандидат, что называется, был и швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть разрешалось быть одновременно и кандидатом, и доверенным лицом у другого кандидата и даже выдвигаться по нескольким округам. Отдельные личности пользовались этим правом по полной программе. Например, один из кандидатов на пост в парламенте в 2012 году умудрился быть доверенным лицом у девяти (!) своих коллег, благодаря чему получил возможность много раз участвовать в теледебатах. Похожие случаи были и у других партийцев. Более того, в ряде случаев были написаны аналогичные тексты, где отличались только фамилия кандидата и избирательный округ, а сам текст начинался с призыва не ходить на выборы. Однако не стоит забывать, что выборы - дорогостоящее государственное мероприятие. Таким образом, в законодательстве появились нормы, которые запретили баллотироваться по нескольким избирательным округам, совмещать статус доверенного лица и кандидата в депутаты.
Еще одно новшество (изменение №3) заключается в том, что сейчас нарушением избирательного законодательства является агитация за бойкот. Определенные новеллы по этому поводу появились еще в 2013 году, но на парламентских выборах будут применяться впервые.
В нынешнем году политические партии на выборах в парламент вправе назначить в окружную комиссию члена с правом совещательного голоса (изменение №4). Институт члена комиссии с правом совещательного голоса в Беларуси существует с 2000 года, но ранее на парламентских выборах он работал только при Центризбиркоме. Раньше политические партии, которые выдвинули кандидатов в депутаты, имели право назначить по одному представителю в ЦИК. Теперь партия также может иметь своего представителя, но только в окружной комиссии, где зарегистрирован этот кандидат, чтобы он мог защищать интересы этого лица.
С этого года члены комиссии с правом совещательного голоса при ЦИК остаются только при проведении президентских выборов, поскольку в этом случае Центризбирком фактически выполняет роль окружной комиссии и регистрирует кандидатов на высший государственный пост.
Не исключено, однако, что после кампании 2016 года институт комиссии с правом совещательного голоса в Беларуси будет реформирован. Налицо неравные условия: на парламентских выборах в приоритете фактически находятся политические партии, а кандидаты, которые выдвинуты иным способом, не могут иметь своего представителя на условиях такого членства в той окружной комиссии, где они баллотируются.
И еще небольшое пояснение: член окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать на заседании, знакомиться с материалами дела, задавать вопросы участникам обсуждения, участвовать в дискуссиях и т.д.
Изменение №5 ставит своей целью упрощение порядка подведения итогов выборов - на них отныне распространяется принцип относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если на избирательные участки пришло более 50% избирателей, однако победителем является тот кандидат, в отношении которого имеется простое арифметическое большинство голосов. Перевеса всего в один голос уже достаточно, чтобы был назван победитель и выборы считались состоявшимися. Такая система фактически даст возможность исключить второй тур голосования и, соответственно, ненужные денежные затраты.
Принцип абсолютного большинства остался при проведении выборов на безальтернативной основе - если есть один кандидат в депутаты, за которого должно проголосовать более 50% избирателей, потому что другой вариант в бюллетене называется "голосую против всех". Принцип абсолютного большинства остался и на президентских выборах: этот момент прописан в Конституции.
К нынешнему электоральному событию кардинальным образом меняется порядок рассмотрения отдельных конфликтов, которые возникают в ходе избирательной кампании (изменение №6). Если раньше отказ в регистрации кандидата в депутаты (а это очень значительный момент) мог обжаловаться только в Центральную комиссию, а решение Верховного суда уже являлось окончательным, то сейчас порядок иной. Решение окружной комиссии нужно будет обжаловать в территориальную комиссию, решение областной территориальной комиссии - в областной (минский городской) суд. А решение суда областного уровня будет считаться окончательным. Ни в Центральную комиссию, ни в Верховный суд дело не пойдет.
Однако и это еще не все. Важные изменения в связи с грядущей парламентской кампанией введены с учетом рекомендаций ОБСЕ. По итогам президентских выборов ОБСЕ высказала 30 предложений, причем 22 из них касаются изменения избирательного закона. Пока белорусской стороной приняты во внимание только те рекомендации, которые могут регулироваться постановлениями ЦИК. Одна из них касается повышения прозрачности подсчета голосов (изменение №7). Иными словами, улучшаются условия для работы наблюдателей.
В Беларуси в избирательном законодательстве детально не прописано, каким образом должен осуществляться подсчет голосов. Бюллетени должны подсчитываться отдельно по каждому ящику для голосования, после чего сводится общий результат. Где могут находиться наблюдатели, в законе не говорится, указано лишь, что они должны видеть саму процедуру подсчета. ЦИК с учетом пожеланий ОБСЕ рекомендовал членам избирательных комиссий обязательно освободить одну сторону стола, где идет подсчет, для обозрения и мониторинга.
Впрочем, как отмечала председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, вопрос дальнейшего совершенствования в Беларуси избирательного законодательства будет обсуждаться после парламентских выборов. Вполне возможно, что в него будут внесены и другие, не менее весомые, корректировки.
Татьяна ПАСТУШЕНКО