Одной из главных экономических тем в Беларуси на прошлой неделе стало продвижение страны вверх в рейтинге Doing Business ("Ведение бизнеса"). Часть общества радовалась такому успеху и предрекала приток инвестиций и более активный приход зарубежного бизнеса, другая скептично интересовалась, что это за рейтинг и зачем он нам нужен. Корреспондент БЕЛТА попыталась разобраться, для чего Всемирный банк инспектирует условия ведения бизнеса в 190 странах, как Беларусь двигалась в рейтинге и что в стране будет сделано в ближайшее время, чтобы создать еще более комфортные условия для бизнеса.
Группа Всемирного банка в 2002 году начала работу над первым докладом, который характеризовал условия ведения бизнеса. В 2003 году он увидел свет и включал тогда 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад, опубликованный в конце октября 2016 года, включает уже 11 наборов показателей по 190 странам. Среди индикаторов, которые оценивают эксперты, - "Подключение к системе электроснабжения", "Регистрация собственности", "Международная торговля", "Разрешение неплатежеспособности". Каждый год в докладе публикуются более 8,9 тыс. показателей. Для расчета этих показателей авторский коллектив использует более 52 тыс. частных значений данных.
На сайте Всемирного банка отмечается, что документ позволяет оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и обеспечение их соблюдения в 190 странах, а также в некоторых городах на субнациональном и региональном уровнях. Проект дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально была определена цель отчета - дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. И она остается неизменной.
Кроме основного доклада специалисты Всемирного банка готовят и развернутые субнациональные доклады, в которых дается анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести.
Очевидным плюсом подготовки отчета является то, что вся информация о методологии, порядке сбора показателей и самим показателям находится в открытом доступе на сайте Doing Business, и любой может сравнить приведенные показатели с реальным положением дел. К минусам можно отнести то, что рейтинг страны формируется по одному городу, чаще всего это столица (в методологии он назван "крупнейший деловой центр страны").
На основе доклада составляется рейтинг и считается, что чем выше позиция страны в нем, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятий.
Беларусь впервые появилась в рейтинге Doing Business в 2007 году. Тогда наша страна занимала 129-е место из 175 экономик мира. В рейтинге "Ведение бизнеса-2017" она уже занимает 37-ю позицию среди 190 государств. При этом мы обходим большинство своих коллег по ЕАЭС: Армения занимает в рейтинге 38-е место, Россия - 40-е, Кыргызстан - 75-е.
Прогресс очевиден, а правительство ставит задачу к 2020 году войти в топ-30 рейтинга. От достижения этой цели страну отделяет немного и, казалось бы, можно успокоиться. Но первый заместитель министра экономики Александр Заборовский акцентирует внимание на том, что работа по улучшению условий для ведения бизнеса в стране ведется не ради рейтинга, а ради бизнеса и будущего экономического роста. Хотя он подчеркивает, что рейтинг "Ведение бизнеса" - это надежная сравнительная метрика, которая позволяет понимать, как страну оценивают во времени (видно, как меняется ее положение из года в год) и пространстве (сравнивать себя с другими).
"Однако вне зависимости от рейтингов и оценок важными составляющими экономической политики в стране были такие параметры, как конкурентоспособность и привлекательность наших юрисдикций. Уже недостаточно конкурировать на основе каких-то сравнительных вещей, когда отдельной стране что-то удается лучше, чем другим. Происходит возврат к концепции абсолютных преимуществ, важно не просто быть лучше, чем сосед, важно иметь особенности, которые позволяют быть в группе лидирующих государств. Особенность конкуренции известна: чтобы оставаться на месте, нужно очень серьезно бежать, а чтобы в этой глобальной гонке продвигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее", - констатирует Александр Заборовский.
И для того, чтобы "бежать быстрее", анонсирован ряд шагов. К примеру, Минэкономики планирует перевести к концу следующего года 25 наиболее частых административных процедур в электронный формат, внедрить систему оценки регулирующего воздействия на бизнес, предоставить несколько новых кредитных продуктов для малого и среднего предпринимательства, для инновационного бизнеса. Поправки будут вноситься и в закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Будет совершенствовать свою работу с инвесторами Министерство архитектуры и строительства, в частности, планируется упростить систему получения разрешительной документации для инвестиционных проектов в строительстве. Свои шаги анонсировали МНС, Нацбанк, МИД.
Стоит ли Беларуси так упорно стремиться вверх по лестнице Doing Business, если мы и так на неплохой позиции? Отвечая на этот вопрос, хочется вспомнить историю, которую рассказал глава Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович: "Через три дня после публикации рейтинга Doing Business я встречался со своим коллегой из Федеральной палаты экономики Австрии, и он начал разговор с того, что поздравил меня с продвижением Беларуси в рейтинге. Это было даже несколько неожиданно для меня. Поэтому хочу заметить, что партнеры и инвесторы на самом деле отдают должное тем показателям, которых добивается наша страна. И позитивная динамика, которую демонстрирует Беларусь, - это действительно ценность для бизнеса".
Светлана МИХОВИЧ,
БЕЛТА.-0-