Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Ведущие вузы и ПТУ должны начинать профессиональную подготовку будущих абитуриентов со старшей ступени школы

Комментарии 14.01.2015 | 12:08
Михаил Журавков

Не так давно на пост министра образования заступил первый проректор Белорусского государственного университета доктор наук, профессор Михаил Журавков. Новый глава ведомства окончил механико-математический факультет и аспирантуру БГУ, кандидатом наук стал в 26 лет. Стажировался в Хельсинкском университете, читал лекции на английском языке в Польше, Швеции, Дании, других странах. А в 32 года он стал доктором физико-математических наук. Михаил Журавков - основатель и руководитель белорусской научной школы по геомеханике, академик Российской академии горных наук, академик Горной академии наук Беларуси. О том, с какими планами и предложениями Михаил Анатольевич пришел в Министерство образования, он рассказал корреспонденту БЕЛТА.

Прежде всего хочу подчеркнуть, что образование - очень хрупкая отрасль и кардинальных изменений или преобразований сейчас нет необходимости проводить, отметил министр. Конечно, я сейчас интенсивно занимаюсь изучением дел в сфере. И постепенно мы скоординируем все предложения, подумаем и обсудим, какие изменения действительно нужно провести для лучшей работы всей отрасли.

В перспективе отмечу два предложения, которые действительно хотелось бы организовать очень качественно и быстро, - прорабатывается вопрос о создании Республиканского совета молодых специалистов и Общественного совета при Министерстве образования. Отбор в обе структуры будет не только добровольный, но и достаточно серьезный. Нам нужны специалисты: в первом молодые педагоги, которые уже попробовали себя на деле и имеют предложения по совершенствованию, например, законодательной базы в сфере образования, идеи по улучшению системы распределения, изменению подходов к учебному процессу и др. Во второй совет хотелось бы привлечь профессионалов от разных сфер: работодателей, руководителей учреждений образования, родителей. Также планируем организовать секцию, куда войдут непосредственные участники образовательного процесса - учащиеся. В связи с чем планируем запустить акцию в социальных сетях "Образование глазами молодежи". Но в этом вопросе мы вначале посоветуемся, подумаем, как ее провести так, чтобы была польза и детям, и руководителям системы. 

Еще один сложнейший вопрос, который требует незамедлительного ответа, - это развитие профильного образования. Сейчас мы проводим консультации со специалистами, профессионалами по основным проблемам введения такого образования в учебных заведениях, изучаем риски и проблемы, возникающие у тех, кому было предложено перейти на профильное образование. Например, на днях я посещал Республиканский институт профессионального образования. Здесь было выдвинуто предложение развивать политехническое профильное образование для системы профтехучреждений. Интересное предложение, которое также нуждается в реализации.

Также хочу реализовать кластерный принцип образования в нашей системе. Причем, считаю, его нужно начинать со школьной скамьи, а далее расширять на уровень ПТО, высшего образования, магистратуры и аспирантуры. Думаю, что ведущие белорусские вузы и профтехучилища должны начинать профессиональную подготовку будущих абитуриентов со старшей ступени школы или гимназии. Конечно, для реализации такой идеи нужно основательно поработать над едиными образовательными стандартами. Человеку нужно дать возможность учиться любимому делу на любом этапе. А знание того, что он может продолжить образование, поможет многим юношам и девушкам не спеша определиться с будущей профессией. Например, можно было бы не требовать сдавать централизованное тестирование при поступлении на выбранную специальность тем, кто закончил кластерное профессиональное заведение. Такому специалисту, имеющему аттестат об общем среднем образовании и профессию за плечами, можно было бы дать возможность просто перейти на обучение по этой специальности в вуз: так сказать, разрешить продолжить образование, а не мучить его мыслями об экзаменах за курс школы. Такие меры уже реализованы во многих странах и дают свои результаты.

Кстати, касаясь вхождения в европейскую систему образования. Хотим мы этого или нет, но мы все равно идем по пути совершенствования системы образования, в том числе и с учетом единого образовательного пространства. Конечно, от своих национальных особенностей мы не откажемся. Уже дана задача Республиканскому институту высшей школы по созданию специального подразделения по проблемам высшего образования за рубежом. Главная задача, которой будут заниматься специалисты, - мониторинг изучения международного образования и место Беларуси в нем. Белорусские вузы готовятся к присоединению страны к Болонскому процессу, что очень важно. Несомненно, этого ждут все наши студенты, для которых в первую очередь и предназначен данный процесс. Однако присоединение к нему накладывает определенные серьезные обязательства и на наши университеты: это и преподавание на английском языке, и новые курсы, которые интересны для иностранных студентов. Сейчас мы планируем ввести новые междисциплинарные специальности на английском языке. Кроме того, нужно внимательно продумать, как мы будем выполнять требуемые правила и положения, которые там предложены. Например, система выборности ректоров реализована, но не во всех странах. Сейчас и мы думаем, как сделать нашу систему более прозрачной. В ближайшее время этот вопрос будет поднят на Совете ректоров.

Касаясь вопросов информатизации. Я твердо убежден - нельзя оглядываться на прошлое. Увы, но сейчас даже "20 лет назад" -  уже прошлое. Система образования и подходы совершенно изменились за это время. Например, почему идет горячая дискуссия по поводу учебников? Потому, что само понятие, каким должен быть учебник, изменилось. Раньше для того, чтобы сделать хороший учебник, нужно было его отработать, как минимум, лет пять. А сейчас за такой промежуток времени и сам учебник, и данные в нем устареют. Значит, нужно пересмотреть понятие учебного материала и тут основная работа именно за информационными технологиями. В школе, гимназии базу знаний должен дать учитель, а вот дополнительный материал нужно научить школьника искать. Сейчас основная задача учителя - направить учащегося по дороге поиска знаний.
 
Если говорить о вопросах поиска знаний, то, по моему мнению, большую роль в этом процессе должна играть семья. Вот посмотрите, в последнее время участились нападки на художественную литературу. Я считаю, что тут идет своего рода перехлест и выдергивание фактов. Многие детские произведения были написаны тогда, когда не было еще столько знаний у человека. Ну, нельзя впадать в крайности. Произведение нужно воспринимать в целом. И в данном процессе очень важна семья, отношение родителей к книге, процессу чтения, анализу событий, описываемых автором. Художественная литература учит жизни, учит анализировать. А родители должны думать, как и что они преподносят своим детям. Конечно, и отношение к курению Тома Сойэра, и к запаху бензина из автомобиля у Дениски Кораблева, и даже побег из дома Дяди Федора должны обсуждаться с мамой и папой. Нужно объяснять ребенку, "что такое хорошо и что такое плохо", а не призывать специалистов исключать классические детские произведения из рекомендуемой литературы. Так можно запретить вообще читать, ведь в любом произведении есть борьба добра со злом. Именно на противопоставлении таких понятий мы учимся отличать эти процессы, познаем жизненные ситуации, анализируем и делаем выводы, как нам себя правильно вести.

Такой же подход должен быть и к организации шестого школьного дня. Тут не должно быть перегибов, должна идти постоянная и ответственная работа и с учащимся, и его семьей. Для начальной и базовой школ нужно просто создать те возможности, акции, мероприятия, которые позволят семье действительно захотеть прийти в школу. Нужно проводить встречи с семьей, организовывать кружки и секции по интересам, мероприятия для всей семьи. Суббота должна стать своего рода днем единения семьи и школы. А вот на третьей ступени, если мы все же переходим на профильное обучение, необходимо создать возможности для учащихся заниматься любимыми предметами. Старшеклассникам нужны будут занятия по профилям.

Также сложный вопрос, который уже задавали мне не раз, - масштабное бумаготворчество учителей. Наши специалисты ведомства провели мониторинг, и проблема действительно колоссальная. Думаю, мы будем организовывать специальные встречи с руководителями исполнительной власти, других ведомств для того, чтобы определить стратегию выхода из этой ситуации.

А еще очень хочется, чтобы Год молодежи, объявленный в 2015 году, стал объединяющим фактором для различных министерств, ведомств, общественных и других организаций в вопросах реализации молодежных инициатив. Очень надеюсь, что активное участие молодых людей в проектах и мероприятиях в нынешнем году позволит молодым людям раскрыть свои возможности, реализовать идеи. И в этом плане предлагаю всем молодым людям - школьникам, студентам, молодым специалистам - активнее предлагать и осуществлять свои планы.

Юлия ВАНИНА

Все комментарии