Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

В Беларуси разрабатывают школьные учебники нового поколения

Комментарии 11.08.2015 | 22:10
Светлана Василевская

Нарекания на качество и язык изложения школьных учебников, пожалуй, были всегда. Порой они действительно оправданы - некоторые понятия в них подаются так, что абсолютно не вызывают у детей заинтересованности. К тому же некоторые учебники содержат множество формул, терминов и правил, которые нужны лишь специалисту в конкретной сфере. А ведь на выходе из стен школы дети должны иметь базовые знания по различным предметам. Углублять их они будут уже на следующей ступени образования, когда определятся с профессией. Согласны ли с этим утверждением в Министерстве образования и как в целом решается вопрос обеспечения качественными учебниками, корреспонденту БЕЛТА рассказали представители Национального института образования Минобразования Беларуси.

Базовый учебник

При переходе в 2008/2009 учебном году на 11-летний срок обучения было предъявлено требование, чтобы для всех учащихся содержание образования позволяло осваивать знания на одном уровне - базовом. В такой ситуации создать учебник, который удовлетворил бы всех без исключения учеников, было проблематично. Издание должно было быть слугой двух господ: с одной стороны, содержать определенный набор базовых знаний, а с другой - давать возможность более углубленного изучения предмета для высокомотивированных учащихся. Решению проблемы во многом будет способствовать введение профильного обучения, что позволит предоставлять образование на двух уровнях - базовом и повышенном, а также создание базового учебника как совершенно новой модели учебного издания.

По словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Национального института образования доктора педагогических наук Людмилы Худенко, базовый учебник по каждому предмету будет предусматривать минимальный необходимый объем теоретического и практического материала. То есть в этом учебнике будет заложено достаточно информации, необходимой учащемуся для усвоения предмета на базовом уровне. "К нему предполагается сделать электронные приложения с моделями технологических, физических, географических, языковых процессов и явлений, а также видеорядом изучаемых объектов, аудиозаписями и др. Такие приложения будут полезны всем учащимся, и в значительной степени - изучающим предмет на повышенном уровне", - сказала специалист.

Сейчас Национальный институт образования получил задание разработать концепцию базового учебника. В состав рабочей группы предполагается включить разработчиков содержания образования, авторов учебников, методистов, учителей-практиков. Планируется, что концепция будет готова к октябрю 2015 года, после чего при необходимости ее доработают и дополнят. "После утверждения концепции мы, возможно, получим заказ на создание макетных образцов таких учебников", - сказала Людмила Худенко.

Электронный учебник-навигатор

Новым типом электронного учебного издания станет учебник-навигатор. Идея его создания на постсоветском пространстве активно обсуждается с начала 2000-х годов. Сегодня в институте в ходе одного из научно-исследовательских проектов разрабатывается макетный образец электронного учебника-навигатора по химии для 10-го класса.

"Учебник-навигатор, безусловно, расширяет возможности классического учебного обеспечения. Гипертекстовая организация материала позволяет быстро перейти к необходимому разделу, параграфу, словарю или тестовым заданиям. Можно в случае необходимости выйти по ссылке на ресурс удаленного доступа, например, на сайт или портал, где размещены другие компоненты учебно-методического комплекса (хрестоматии, справочники, иной дополнительный материал). Кроме того, можно попробовать себя в моделировании каких-либо процессов, если учебник содержит виртуальную лабораторию с соответствующими возможностями", - рассказала начальник образовательного центра института кандидат филологических наук Ирина Шевлякова-Борзенко.

Одной из особенностей такого учебника станет наличие оригинального медиаконтента. "Педагоги-практики записывают мини-фильмы с демонстрацией химических опытов, которые войдут в содержание нового учебного пособия. Это будет оригинальный продукт", - подчеркнула специалист.

В идеале учебник-навигатор должен быть таким, чтобы его можно было использовать на различных типах электронных устройств - начиная от мобильного телефона и заканчивая интерактивной доской.

До конца текущего года разработчики представят макетный образец первого электронного учебника-навигатора. Фактически это будет готовый учебник, который впоследствии пройдет экспериментальную апробацию в ряде учреждений образования республики. "В данном случае очень важна обратная связь - нам нужно знать, как учебник работает, насколько он эффективен, какие компоненты работают лучше, а какие, может быть, стоит уточнить, скорректировать", - подчеркнула Ирина Шевлякова-Борзенко.

Школьные учебники на ближайший учебный год

К началу нового учебного года учащиеся Беларуси обеспечены учебниками и учебными пособиями в полном объеме. В 2015/2016 учебном году в образовательном процессе учреждений общего среднего образования будет использоваться 499 наименований учебников и учебных пособий. Из них 249 - в учреждениях с белорусским языком обучения и 250 - с русским.

Среди учебных изданий есть новинки. Это учебные пособия по китайскому языку для 10-го класса, по немецкому и французскому языкам - для 7-го класса гимназий, по английскому - для 11-го класса гимназий. Также издано 14 наименований учебных пособий, выполненных на основе рельефно-точечной системы Брайля, для детей с нарушением зрения. Подготовлена к изданию рабочая тетрадь для пятиклассников по новому учебному предмету - "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура".

Переиздание прошли 103 наименования учебников и учебных пособий. По словам Людмилы Худенко, учебное пособие совершенствуется с каждым новым переизданием. "Организуется опытная проверка в учреждениях общего среднего образования. Все полученные от педагогов замечания поступают в Национальный институт образования, учебное издание дорабатывается и корректируется", - отметила она.

К слову, в соответствии с инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий срок использования учебников составляет от 4 до 7 лет в зависимости от количества учебных часов, отведенных на изучение того или иного предмета. "Если учебный предмет изучается 1-2 часа в неделю, то срок использования учебника составляет 5 лет. Если на изучение учебного предмета отведено 4 и более часов, издание используется 4 года, а учебные издания, которые необходимы учащимся для работы в классе (например, сборники задач и учебники по трудовому обучению для мальчиков и девочек), используются на протяжении 7 лет. По истечении данного срока учебники переиздаются", - сказала начальник управления учебного книгоиздания Елена Сигаева.

Елена Сигаева

Специалисты также развеяли миф о том, что в школах используются устаревшие учебники. Ежегодно Министерством образования утверждается документ с перечнем учебников и учебных пособий, пригодных к использованию в новом учебном году. Если учебник предыдущего года издания в этом перечне отсутствует, он подлежит списанию и не выдается.

Подготовка учебников - по новым правилам

С нынешнего года меняются подходы к созданию учебников на конкурсной основе. Если раньше пожелавший принять участие в конкурсе авторский коллектив должен был подготовить весь учебник "от корки до корки", то теперь будет достаточно предъявить концепцию учебника и один из наиболее сложных разделов учебной программы, изучаемых в конкретном классе. Раздел определит конкурсная комиссия. Тому, кто разработает концепцию и раздел учебника в соответствии с установленными критериями, будет предложено подготовить учебное издание полностью.

"Все новые учебники пройдут эту процедуру. Мы думаем, это повысит качество национальных учебников. Главное, чтобы были коллективы, которые изъявят желание принимать участие в конкурсе. Будем привлекать специалистов, обращаться в высшие учебные заведения, просить, чтобы в составе этих коллективов обязательно были педагоги-практики", - сказала Людмила Худенко.

Национальный образовательный портал

Хорошим подспорьем в образовательном процессе как для учителя, так и ученика может стать национальный образовательный портал, который был разработан институтом еще в 2014 году.

Помимо необходимых нормативных правовых, научно- и учебно-методических материалов, сегодня портал содержит около 200 электронных учебных курсов, созданных в институте по всем учебным предметам с 1-го по 11-й класс. Каждый из курсов включает различные модули. Справочно-информационный, например, содержит разнообразные мультимедийные ресурсы, образовательные базы данных, словари, хрестоматии и другого рода справочную информацию. Контрольно-диагностический модуль представлен различными электронными тренажерами, практикумами, опросниками, задачниками, тестирующими системами, а интерактивный - виртуальными учебными лабораториями, различными дидактическими играми, компьютерными моделями, которые позволяют визуализировать изучаемые объекты.

Возможности образовательного портала переоценить действительно трудно. Например, при изучении математики учитель может использовать интерактивный модуль с демонстрацией различного рода моделей. Предположим, чтобы объяснить тему "Конус", достаточно зайти в соответствующий раздел, и на экране появится модель конуса. На ней учитель может отдельно показать ось, вершину, основание, радиус, высоту, осевое сечение. Чтобы начертить все это мелом на доске, уходит много времени, а благодаря новым технологиям чертеж получается значительно быстрее и точнее. Кроме того, модели можно вращать, показывать в лучшем ракурсе, менять их масштаб. Эти возможности будут полезны не только при объяснении нового материала, но и на этапе закрепления изученного: с помощью различных моделей учитель может предложить большое количество новых задач.

Использовать электронные ресурсы будет полезно и на уроках белорусской литературы. Например, при изучении в 8-м классе стихотворения Максима Богдановича "Зорка Венера" предусмотрено знакомство с таким теоретическим понятием, как романс. Ресурс построен так, что сначала ученикам предлагается определение этого термина в литературоведении, а затем дается возможность сопоставить это понятие с тем, как оно выражено средствами другого вида искусства, например, музыки. Это позволяет школьникам лучше понять сущность романса как жанра.

Электронные ресурсы по всем предметам будут полезны не только на уроках, но также на факультативных занятиях и в процессе самостоятельной подготовки ученика. Все это, уверены в Национальном институте образования, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Немаловажно и то, что на портале размещены электронные варианты всех учебников в PDF-формате. Особенно это удобно в тех случаях, когда под рукой нет печатного варианта.

Доступ к порталу может получить любой участник образовательного процесса - ученик, учитель, родитель, руководитель учреждения образования. Для того чтобы пользоваться всеми возможностями, которые он предоставляет, на ресурсе рекомендуется зарегистрироваться.

В заключение отметим, что на сегодняшний день Минобразования в полной мере подготовлено к новому учебному году. Надеемся, что те новшества, о которых говорилось выше, принесут только пользу, тем более что в теории все выглядит более чем логично и взвешенно. Насколько эффективно будет реализована идея учебников нового поколения на практике, как говорится, покажет время.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии