В Беларуси подготовлена новая редакция декрета о дополнительных условиях инвестиционной деятельности
В настоящее время в Беларуси зарегистрировано и действует 1256 инвестиционных договоров на $20,7 млрд., 225 договоров расторгнуто. Основными причинами расторжения являются финансовые затруднения инвесторов и нарушения ими условий договора. В связи с эти назрела необходимость пересмотреть требования к инвесторам, реализующим проекты в соответствии с декретом от 6 августа 2009 года №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", их права и обязанности. К такому мнению на очередном заседании пришли члены рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли, которую возглавляет глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков. Обсуждались также источники и объемы средств, которые привлекаются для строительства объектов по инвестиционным проектам. Подробно проанализировано соотношение привлекаемых заемных и собственных средств инвесторов к объему предоставляемых льгот и преференций, а также кадастровой стоимости выделенных земельных участков.
Как отметил первый заместитель министра экономики Беларуси Анатолий Филонов, успешное развитие экономики страны во многом определяется и связано с созданием благоприятных и комфортных условий для инвесторов и ведения бизнеса. Одним из механизмов для привлечения инвесторов является заключение инвестиционных договоров по декрету №10, после подписания которых инвесторы получают определенные права и льготы, сказал первый замминистра.
После заключения договора инвестор имеет право на строительство объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства. Инвестору предоставляется в аренду земельный участок без проведения соответствующего аукциона. Кроме того, он имеет право на определение без подрядных торгов генеральной проектной организации, генподрядчика, субподрядных проектных, строительных и других организаций. Инвестор освобождается от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, от таможенных пошлин при ввозе в Беларусь технологического оборудования для реализации инвестпроекта, а также от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием участка.
Что касается оценки значимости объектов, то ее определяет непосредственно орган, который заключает инвестиционный договор. "Действующая практика показывает, что одним из негативных факторов в реализации декрета стало то, что в Беларуси законодательно не предусмотрены основания для возврата инвестору вносимых документов. Лишь предоставление инвестором пакета документов, не соответствующего законодательству, может послужить обоснованным отказом в заключении инвестдоговора", - сказал первый замминистра.
Говоря о расторжении таких договоров, Анатолий Филонов отметил, что помимо финансовых затруднений инвестора причинами несвоевременного выполнения обязательств являются недостаточная компетентность проектной организации в подготовке документов для прохождения стройэкспертизы, неготовность инвестора соблюдать заявленные сроки реализации проектов, необходимость внесения изменений в проектную документацию при смене места размещения объекта. "В инвестиционных договорах зачастую не предусматривается разбивка по источникам инвестиций на собственные и заемные средства, а указывается лишь их номинальный объем. В связи с этим Минэкономики не обладает информацией об источниках финансирования проектов по заключенным договорам", - сообщил первый замминистра. Аналогичная ситуация складывается и со стоимостью предоставляемых инвесторам льгот и преференций. Определить эту сумму можно только на основании специального анализа льгот и преференций, которые предоставляются по мере фактического обращения инвестора в МНС, Государственный таможенный комитет либо Минфин, пояснил Анатолий Филонов.
"Для ликвидации этих пробелов в нормотворческой и правоприменительной практике назрела необходимость усовершенствовать и дополнительно урегулировать работу с инвесторами. В связи с этим министерством подготовлена новая редакция декрета №10", - сообщил первый заместитель министра экономики, выразив надежду, что документ пройдет необходимое согласование до августа текущего года.
Согласно нормам, содержащимся в новом проекте декрета, инвестдоговоры смогут заключаться только на реализацию проектов в приоритетных видах деятельности. Их перечень будет определяться Советом Министров Беларуси. Кроме того, может быть трансформирован порядок предоставления земельных участков для реализации инвестпроекта. Участки смогут быть предоставлены без аукциона только из перечня земельных участков, предлагаемых для реализации инвестиционных проектов и размещенных в открытом доступе, при этом объем инвестиций должен превышать кадастровую стоимость предлагаемого участка. "Если на земельный участок заявлено два и более претендента, то должен проводится конкурс на его предоставление", - считает Анатолий Филонов.
Для исключения срывов сроков реализации инвестпроектов предлагается расширить перечень обязательных условий инвестиционного договора. "Необходимо установить ответственность инвестора за несоблюдение условий договора, в том числе за нарушение сроков его реализации. Так, при отсутствии предусмотренных законодательством оснований для изъятия земельного участка инвестор будет обязан внести плату за право заключения договора аренды за весь срок, на который он предоставлен. Плата будет рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости участка и официального курса доллара к белорусскому рублю, установленного Нацбанком Беларуси на дату расторжения инвестиционного договора", - сказал Анатолий Филонов.
Кроме того, по его мнению, следует разрешить проектирование и строительство по международным и европейским стандартам при соблюдении нормативов качества окружающей среды Беларуси, требований пожарной безопасности, санитарных норм и охраны труда.
Некоторые члены рабочей группы считают, что необходимо рассмотреть и при необходимости урегулировать вопрос, связанный с правом инвестора строить объекты параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке проектной документации.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков подчеркнул, что к возможности параллельного проектирования и строительства у многих участников строительного процесса есть претензии: "Попытки "срезать угол" и обойти те или иные процедуры заканчиваются, как правило, очень плохо. К сожалению, это приводит к тому, что строительство объекта инвестиционного проекта заканчивается, а на него нет проектной документации, не говоря уже о необходимых экспертизах. Любое ускорение должно осуществляться не за счет "срезания углов", а за счет увеличение скорости выполнения процедур с их определенной последовательностью и логическими связями между собой".
Что касается применения в Беларуси европейских и международных стандартов в строительстве и проектировании, этот вопрос также необходимо тщательно проработать, считает Андрей Кобяков. "Минстройархитектуры, организации, осуществляющие стройэкспертизу, инвесторы, которые являются инициаторами использования европейских норм, а также подрядчики должны внимательно проанализировать это предложение и принять окончательное решение. При использовании в проектировании и строительстве европейских норм не должны возникать перекосы, как, например, возведение объектов, которые абсолютно не соответствуют климатическим условиям страны", - сказал он.
"Когда предоставляется право, но даже те, кто им может воспользоваться, не понимают, какие последствия оно несет, то мало кто за такое право сможет сказать спасибо. Поэтому участникам рабочей группы необходимо над всеми предлагаемыми нормами и изменениями хорошо поработать", - резюмировал председатель рабочей группы.
В настоящее время, по информации первого заместителя министра экономики, в Реестре инвестиционных договоров Беларуси без учета прекращенных проектов зарегистрировано и действует 1256 инвестиционных договоров на сумму, эквивалентную $20,7 млрд. Наибольшее количество действующих договоров - 465 - заключено с Минским облисполкомом, 161 - с Минским горисполкомом. "В целом инфраструктурные проекты, а это строительство гостиниц, развлекательно-торговых и административных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-офисных помещений, бизнес-центров, существенно превалируют над производственными. Договоры, предусматривающие реализацию проектов в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве составляют около трети от общего количества действующих", - сообщил Анатолий Филонов. Поэтому упор будет делаться на реализацию инвестиционных проектов, которые предусматривают создание и развитие в Беларуси различных производств.