В Беларуси будут развивать культуру содержания кладбищ
Закону Беларуси "О погребении и похоронном деле" 13 лет, и, по мнению депутатов, пришло время внести в него коррективы. В апреле текущего года были приняты поправки в него в первом чтении. Новеллы касаются системы повторных захоронений, подзахоронений в могилы родственников и близких, а также кремации. Как сообщил корреспонденту БЕЛТА член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике и строительству Юрий Дорогокупец, обсуждение документа продолжается, в том числе с участием церкви, планируется, что он будет рассмотрен на осенней сессии.
О ПОПРАВКАХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Одна из поправок предусматривает проведению инвентаризации кладбищ. По словам Юрия Дорогокупца, пока точное количество захоронений на территории страны доподлинно неизвестно. Известно только, что кладбищ насчитывается около 13 тыс. Проведение инвентаризации позволит назвать точное количество кладбищ и могил по всей стране.
В законопроекте устанавливается компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства и госорганов в области погребения и похоронного дела. Так, местные Советы депутатов с учетом интересов граждан, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, будут принимать решения о создании, переносе и закрытии мест погребения. Будут назначаться лица, ответственные за содержание кладбищ. "Этого раньше предусмотрено не было", - отметил Юрий Дорогокупец. Ответственными могут быть как юридические лица, так и частные предприниматели, пояснил он. Этот вопрос уполномочены решать местные власти.
В документе прописаны санитарно-эпидемиологические, природоохранные, градостроительные и иные требования к созданию и содержанию мест погребения. На могиле должен быть установлен надгробный памятник с указанием на ней фамилии, инициалов, даты рождения и смерти умершего, если они известны. Регламентирована застройка территорий, где в прошлом производились захоронения, - в таких местах можно будет возводить сооружения только мемориального и культового характера.
Еще одна немаловажная новелла относится к заброшенным могилам, за которыми долгое время никто не ухаживает. В законопроекте прописано, что по истечении 60 лет после погребения и еще двух лет после того, как родственников известили о необходимости наведения порядка, но никто из них не откликнулся и не предпринял мер, могила признается заброшенной. В таком случае останки, извлеченные из заброшенных могил, кремируются, а урна с прахом помещается в общую могилу на общественном кладбище. Далее участок для захоронения, на котором размещается заброшенная могила, может быть использован для погребения другого человека.
О КРЕМАЦИИ И ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Однако с кремацией все не так просто. Православная церковь (а православных христиан в Беларуси большинство) при обычных обстоятельствах выступает против такой процедуры. Этот камень преткновения стал предметом обсуждения белорусских депутатов и представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, которые работают над поправками в закон о погребении и похоронном деле, и Митрополита Минского и Слуцкого Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
В погребении кремированных останков и в поминовении душ кремированных христиан церковь не отказывает, но при этом считает своим долгом делать соответствующие замечания родственникам и близким, которые инициировали эту процедуру. Аналогичная ситуация складывается и с бальзамированием усопших. Митрополит Павел пояснил: это связано с тем, что для христиан неприемлемы любые вмешательства в процесс естественного распада человеческого тела, погребаемого в землю в своем естественном виде. И замедление распада человеческих останков (бальзамирование), и ускорение их распада (кремация) находятся вне православной традиции.
У католиков позиция несколько иная. Несмотря на то что погребение считается более предпочтительным, кремация признана католической церковью с 1963 года. При этом по настоянию церкви прах не рекомендуется развеивать по ветру, а урну нельзя держать дома.
Правда, в отдельных случаях православная церковь считает уместным, допустимым, а иногда даже необходимым отступление от правила погребения в земле, о чем и напомнил предстоятель Белорусской православной церкви. Здесь имеется в виду сжигание "чумных" трупов, погребение моряка в море при отсутствии возможности предать его тело земле, а также при всех других обстоятельствах, когда погрести в земле совершенно невозможно, в том числе по причине законодательного запрета.
Впрочем, пока в Беларуси кремируют не так много усопших - большинство хоронят традиционным способом, просто предавая тело земле. И дело здесь не только в религии, а еще и в том, что в стране достаточно площадей, которые можно определить под захоронения. На это православная церковь обращает особое внимание.
Для сравнения: в Японии - относительно маленькой, но густонаселенной стране - для погребения покойников места не хватает. В среднем стоимость японских похорон составляет около $30 тыс., и это одна из наиболее высоких цифр в мире. Одной из основных причин такой дороговизны является именно нехватка мест на кладбищах, что особенно касается Токио. В этой связи практически все покойники в Японии кремируются и захораниваются в семейных могилах.
Однако, как уже было сказано, в Беларуси такой проблемы нет. Место для захоронения сложно найти только на столичных кладбищах, на которых, конечно, есть старые заброшенные могилы, где много лет спустя могли бы быть погребены другие люди.
ВОПРОС С БЕСХОЗНЫМИ МОГИЛАМИ
Говоря о заброшенных могилах и даже целых кладбищах, если таковые есть в Беларуси, митрополит Павел заметил, что в этом случае необходимо приглашать священнослужителей, совершать чин эксгумации и перезахоранивать останки в другом месте. Однако, по словам иерарха, вариант кремации, предусмотренный в законопроекте, также может быть применим.
При этом БПЦ считает наиболее целесообразным увеличивать количество кладбищ за пределами Минска - на расстоянии 20-30 км от города. Тогда, по мнению митрополита, в дальнейшем не будет вставать вопрос, как с этими кладбищами поступить. А старинные захоронения, которые уже есть в столице, необходимо не только сохранить, но и реставрировать.
Кроме того, церковь не имеет ничего против подзахоронений в уже существующие могилы родственников или близких людей, если на кладбище места не хватает, а последняя воля усопшего должна быть исполнена. "Такая практика была всегда, и мы не выражаем недоумения по этому поводу. Если ограничена земля и возможно подзахоронение близкого родственника, то почему бы нет? Церковь ничего не имеет против", - сказал иерарх.
Что касается отпевания кремированных останков, митрополит высказал сожаление по поводу того, что были случаи, когда священнослужители отказывались совершать соответствующий ритуал. "Но это неправильно. Священникам следует отпевать кремированные останки, если человек был православным и не отказывался от Бога. В этом случае должно быть со стороны священника душепопечение о людях", - убежден экзарх.
К слову, на встрече священнослужителей и парламентариев поднимался вопрос и о захоронении самоубийц. Было предложено вернуться к практике дореволюционного времени - хоронить тех, кто наложил на себя руки, за чертой кладбища. Церковь видит в этом важное предупреждение и педагогическую меру воспитания человека. "Это пастырское попечение о живых, чтобы человека предупредить: не накладывай на себя руки, тебя даже на кладбище не похоронят со всеми вместе. Не совершай этого страшного греха, не убивай свое тело и свою душу", - пояснил митрополит.
Если неизвестно, самостоятельно человек наложил на себя руки или на него было оказано давление, совершается отпевание, и никаких отказов со стороны священнослужителей быть не может, подчеркнул экзарх.
О КЛАДБИЩЕНСКОЙ КУЛЬТУРЕ В БЕЛАРУСИ
Предстоятель БПЦ с сожалением констатировал, что пока в Беларуси культура сохранения кладбищ развита не в полной мере. "У нас даже в пределах города есть кладбища, на которых каждая могила имеет свою ограду. И эта ограда представляет собой непроходимую крепость. Здесь тоже нужно принимать какое-то решение. Для чего возводить ограды на каждой могиле в городах, где нет диких животных, которые могли бы могилы раскапывать? Достаточно одной общей ограды для всех захоронений", - отметил архиерей. Такая мера практикуется в странах Запада. "На Западе есть своя кладбищенская культура, а у нас ее пока нет, поэтому в законопроекте все эти вопросы также должны быть прописаны", - считает митрополит Павел.
"Мы говорим, что Господь может воскресить каждого человека независимо от того, как он умер и как был похоронен. Но кладбище имеет чрезвычайно важное педагогическое, воспитательное значение для каждого из нас. Нужно разработать такой закон, который исключит глумление над останками умерших", - подчеркнул иерарх.
"Мы бы хотели, чтобы голос церкви был услышан и новый закон "О погребении и похоронном деле" работал на благо народа. Он не должен вызывать раздор в нашем обществе. Мы стремимся удовлетворить духовные запросы как можно большего числа людей", - заметил архиерей.