Утильсбор не должен существенно отразиться на стоимости автомобилей на рынке для потребителей
Утилизационный сбор в отношении транспортных средств вводится в Беларуси с 1 марта согласно вступающему в силу указу №64. Документ принят с целью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Платить утильсбор обязаны юридические и физические лица. Это, в частности, касается тех, кто произвел и реализовал автотранспорт на территории страны, выполнил таможенное декларирование транспорта для выпуска в свободное обращение, приобрел в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление автомобили, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен.
В числе прочего транспорта сбором будет облагаться автотехника с электродвигателями (за исключением оснащенных гибридной силовой установкой), повышенной проходимости, самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (массой свыше 50 т), и автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя.
Освобожден от сбора автотранспорт, ввозимый беженцами или получившими разрешение на постоянное проживание в Беларуси, а также ввозимый диппредставительствами. Кроме того, под категорию неплательщиков попадают белорусские организации, принявшие на себя обязательство обеспечить безопасное обращение с отходами после утраты автомобилями своих потребительских свойств.
В руководстве Минпрома, комментируя нововведение, отметили, что оно не должно существенно отразиться на стоимости транспортных средств на рынке для потребителей. С введением утильсбора ставки ввозных таможенных пошлин на транспортные средства для юридических лиц снижаются. Ставки уплаты утильсбора на транспортное средство с юридических лиц дифференцированы в зависимости от вида и категории транспортного средства, а также даты выпуска. Для физических лиц, покупающих транспортное средство в личное пользование, ставка утильсбора будет иметь коэффициент 0,1 к базовой ставке (для автомобилей с датой выпуска до трех лет) и 0,15 (свыше трех лет).
Согласно постановлению правительства Беларуси №172 от 27 февраля, базовая ставка утильсбора для физических лиц установлена в размере, эквивалентном 20 тыс. российских рублей (по курсу Нацбанка на 28 февраля это более Br5,4 млн), для юрлиц - 150 тыс. российских рублей (почти Br40,6 млн). Базовая ставка утилизационного сбора определяется в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к российскому, установленному Национальным банком на день уплаты сбора. Таким образом, ставки таможенных пошлин и суммы уплаты утилизационного сбора полностью унифицированы с действующими в России.
Граждане при ввозе в республику транспортных средств будут уплачивать новый сбор таможенным органам. Администрирование утильсбора для юрлиц возложено на МНС.
В Минпроме подчеркнули, что утилизационный сбор за транспортное средство будет уплачиваться однократно. При этом нормы нового указа не распространяются на автомобили, выпущенные в свободное обращение или зарегистрированные в ГАИ до 1 марта текущего года.
Вместе с тем утильсбор некоторым белорусам придется заплатить дважды. Это касается тех случаев, когда автомобиль куплен, например, в России или Казахстане и в его стоимость уже включен утилизационный сбор (его ввели в России осенью 2012 года). "С учетом того что сбор взимается по стране назначения, если этой страной будет Беларусь, независимо от того где находилась машина и что с ней происходило, сбор нужно будет уплатить при регистрации здесь повторно", - пояснили специалисты Минпрома.
Что касается промышленных предприятий, то в ведомстве заверили, что белорусские производители не должны понести убытки с введением утильсбора. При подготовке указа не было цели ухудшить условия работы производителей транспортных средств, чтобы новшество стало тяжелым бременем. По словам замминистра промышленности Геннадия Свидерского, введение сбора, конечно, затронет белорусских производителей транспортных средств, в том числе МАЗ, Минский завод колесных тягачей, "Амкодор". Вместе с тем утильсбор не отразится на экспортных поставках. Что касается российского рынка, то ставки утилизационного сбора будут абсолютно одинаковы, например, для МАЗа и КамАЗа. Как считает замминистра, белорусские производители для повышения конкурентоспособности своей продукции должны находить и использовать различные инструменты, в том числе снижать себестоимость техники, выпускать новые модели.
Один из крупных белорусских автодилеров "Атлант-М Холпи" (Минск) в 2014 году не ожидает потерь от продаж автомобилей на белорусском рынке с введением нового сбора. Руководитель отдела продаж автомобилей компании Антон Гамзунов сказал: "О потере рынка я вообще не говорю. Мы вели политику клиентоориентированности и будем ее продолжать, стимулировать клиентов". По его подсчетам, с марта текущего года стоимость автомобилей ценового сегмента от $25 тыс. не должна повыситься вообще. "На себя возьмут удар автомобили бюджетного уровня ценой до $20 тыс.", - предположил эксперт. Подорожание таких машин может составить до $1 тыс. за единицу. Это касается автомобилей зарубежных брендов, собранных и ввезенных из России. В частности, "Атлант-М Холпи" является официальным дилером KIA в Беларуси. В сопредельной стране собирают модель KIA Rio, которую продает компания.
Ранее председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич констатировал, что ажиотажного спроса на автомобили накануне введения утилизационного сбора у белорусов не наблюдалось. Он обратил внимание, что ассоциация в свое время высказала пожелание в отношении автомобилей, ранее ввезенных и растаможенных в Беларуси, находящихся теперь на складах дилеров. "Мы просили включить в указ информацию, что уже растаможенные машины не попадают под утильсбор, и благодарны законодателям за то, что были услышаны", - сказал он. Вместе с тем эксперт высказал опасения, что в марте возможен некоторый хаос в вопросах постановки на учет купленных автомобилей у дилеров или ввезенных самостоятельно гражданами из-за границы.
Утилизационный сбор был введен в России осенью 2012 года, а в январе 2013 года были приняты изменения в соответствующий закон. "В целом решение о введении утилизационного сбора - это логический шаг, последовавший после вступления России в ВТО", - отметили в Минпроме. Беларусь в полной мере изучила опыт сопредельной страны, касающийся нововведения.