Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Такси-призраки охотятся на пассажиров

Комментарии 09.02.2012 | 11:19

Таксисты-нелегалы скрываются за логотипами известных служб и портят им репутацию

Недавно в Минске произошел случай, который изрядно подпортил нервы руководству одной крупной столичной службы такси. Водитель с логотипами указанной службы поздно ночью подобрал девушку, довез ее до дома, высадил, а уезжая - сбил. Девушку привезли в больницу с переломом лодыжки. Водитель с места происшествия скрылся. "У нас нет такого автомобиля", - открещиваются в службе такси. Все вызовы официально документируются. Поиском водителя занимается ГАИ, а служба сетует на испорченную репутацию и безнаказанность нелегалов. Где искать правду и как словить тот самый "мотор" пассажиру?

Зачастую единственным критерием выбора той или иной машины такси для человека является логотип службы на борту машины. "Мы себе имя 15 лет зарабатывали", - отмечает заместитель директора службы такси 135 Елена Величко. Однако, по ее словам, огромные проблемы им создают водители, которые нелегально пользуются их отличительными знаками-наклейками. "К ним охотно садятся, ведь люди выбирают ту службу, чьими услугами привыкли пользоваться, чей логотип узнаваем", - считает Елена Величко. "При этом они могут нагрубить, не вернуть забытые в машине вещи, обсчитать клиента или заломить заоблачную цену, а люди потом звонят нам в поисках правды", - сказала замдиректора. В таких случаях служба уже ничем не может помочь обманутым людям, так как эти водители не сотрудничают с конкретной службой такси.

Мы обратились за разъяснениями, как же отличить настоящее такси от нелегального. Профорг Первичной профсоюзной организации Такси "Садружнасць" Наталья Домашевич сообщила, что существует три основных критерия. Прежде всего, это наличие специального плафона с шашечками на крыше автомобиля. Однако с некоторых пор участились случаи воровства этих плафонов, которые срезают прямо с крыши автомобилей такси. Да и к тому же они есть в свободной продаже, для их приобретения не требуется никаких документов.

Вторым отличительным знаком являются желтые регистрационные номера автомобиля.

 И, наконец, третий элемент, который поможет отличить настоящего таксиста - это двусторонняя оклейка автомобиля желтыми полосами, на которых указан номер лицензии индивидуального предпринимателя или перевозчика, наименование организации и другая информация, а также могут быть логотипы службы такси, с которой тот сотрудничает. Но, оказывается, логотипы и наклейки на бортах автомобиля сами по себе еще не дают гарантии принадлежности водителя к указанной службе такси либо к сфере перевозчиков. Логотипы расклеивают на специальных пунктах, принадлежащих независимым организациям. Для того, чтобы получить эти наклейки, водителю не всегда нужно предоставлять специальные документы, заверенные печатью, на основе которых ему и выдают наклейки. Кроме того, случается так, что таксист получил отличительные знаки, проработал в организации какое-то время, после чего уволился и занялся нелегальным извозом. В службе такси 135 рассказали, что когда с перевозчиком или индивидуальным предпринимателем расторгается договор, они показывают свои машины, с которых должны быть сняты логотипы данной службы. Но что мешает наклеить их обратно?

Так появляются автомобили такси, о которых в самой службе ничего не знают. Их работу невозможно отследить, претензии предъявлять в случае чего также некуда. Эти машины ищут своих клиентов на улице, подбирают на стоянках. И такие водители портят репутацию той службе такси, чье имя навесили на свою машину. Какой пассажир впоследствии будет выяснять: законно или незаконно навесил эти логотипы таксист, не вернувший забытый кошелек, заломивший двойную цену или высадивший не там, где нужно?

Нужно ли говорить, что отношения между "правильными" и "неправильными" таксистами, мягко говоря, натянутые. В правоохранительных органах подтвердили, что периодически в столице возникают инциденты между водителями, как правило, в местах массового скопления людей, а значит, и потенциальных клиентов: на вокзалах, у ресторанов и ночных клубов, супермаркетов и пр. Нелегалы зачастую блокируют легальным автомобилям такси въезды и выезды, переманивают клиентов, иногда просто силой усаживают в салон машины.

Периодически возникают и междоусобные стычки. Совсем недавно такой случай произошел у одного из гипермаркетов столицы. Там около 30 водителей выясняли отношения прямо на улице. Однако прибывшие экипажи милиции уже никого не застали. С заявлениями в органы охраны правопорядка также никто не обращался. И борьба за пассажира вновь продолжится втихую.

Наталья Домашевич отметила, что конфликтные ситуации возникают в "рыбных местах" по всему городу. Излюбленное время нелегалов - вечернее и ночное, выходные и праздничные дни. В случае конфликта таксисты просят помощи у коллег, а если их жизни или имуществу угрожает опасность, существует специальный позывной, после чего коллеги, находящиеся неподалеку, спешат на помощь.

Сегодня в Минске 12 зарегистрированных служб такси - это диспетчерские 107, 135, 152, 155, 156, 157, 158, 161, 181, 184, 7337 "Удача" и 7788 "Алмаз" и более 4 тыс. таксистов. При этом, по некоторым оценкам, реальное соотношение легалов и нелегалов составляет 70% на 30% в обычные дни, может доходить до 50% на 50% в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздники. Для остальных городов страны эта проблема так остро не стоит, а в некоторых маленьких городках о ней и вовсе не слышали.

С нелегальным извозом пытаются бороться, однако результаты пока заставляют себя ждать. Все дело в довольно сложной схеме привлечения нелегальных таксистов к ответственности. В настоящее время это могут сделать только представители налоговой службы. Для этого нужно, чтобы некий подставной пассажир воспользовался услугами такого такси и водителя-нелегала задержали с поличным. Наталья Домашевич высказала мнение, что возможно повлиять на проблему позволило бы введение ответственности за незаконное использование атрибутики такси и, соответственно, расширение полномочий, к примеру, сотрудников Госавтоинспекции. "Впрочем, какой-то одной мерой все не исправить", - считает Наталья Домашевич. Для этого, по ее словам, нужен целый комплекс мероприятий. Также сами пассажиры должны быть более внимательными: обращать внимание на наклейки и плафоны. В случае чего граждане имеют право сообщить о нелегале в милицию или налоговую службу.

В службе такси 135 советуют вызывать машины по телефону. Каждый вызов регистрируется, и в случае чего его всегда можно отследить. "Эта услуга бесплатна, такси прибудет в течение считанных минут, и пассажир может быть уверен в своем водителе", - отметила Елена Величко. Такой вызов сам по себе является гарантом высокого качества оказанных пассажиру услуг, а также клиент всегда может рассчитывать на помощь, если он, скажем, оставил личные вещи в салоне такси либо считает, что его обслужили недостаточно корректно, взяли большую плату. "Каждый водитель знает, что несет ответственность перед клиентом и никогда не позволит себе какое-либо нарушение или грубость, ведь работа - его хлеб", - подчеркнула Елена Величко.

В свою очередь представитель профсоюза напомнила, что легальными могут быть не только водители с логотипами службы на бортах автомобиля.

Решение проблемы пока не найдено, борьба за клиента продолжается. А пассажиру остается внимательнее разглядывать шашечки на машине, в которую он садится.

Все комментарии