Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Свободное плавание цен на "социальные" товары: чего ждать покупателю?

Комментарии 13.01.2016 | 19:36
Юлия Дыленок

Еще один шаг в направлении либерализации системы ценообразования Беларусь сделает 15 января - в этот день вступит в силу постановление Совета Министров от 11 января 2016 года №8, согласно которому из списка социально значимых товаров с регулируемыми Минторгом ценами будут исключены все позиции. Другими словами, производитель будет сам решать, по какой стоимости поставлять продукцию в торговый объект, а торговый объект в свою очередь - какую установить надбавку.

В настоящее время Министерство торговли регулирует цены на несколько позиций: ржаной и ржано-пшеничный хлеб, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%; мясо (говядина, свинина); мясо кур и цыплят-бройлеров; куриное свежее яйцо; коровье пастеризованное молоко и кефир из коровьего молока, сметана, творог; сухие смеси и каши для детского питания; мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные, овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания. С 15 января ценообразование будет свободным.

Перечень социально значимых товаров и услуг с регулируемыми ценами изменен в БеларусиПеречень социально значимых товаров и услуг с регулируемыми ценами изменен в Беларуси

Цены на указанные продовольственные товары будут регулироваться в случае необходимости в целях исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке и на временный срок, но не более 90 дней в течение одного года.

Правда, Министерство торговли сохранит за собой право при значительном росте цен по этим группам товаров вводить ограничения, но не более чем на 90 дней в течение года - как сейчас в случае со свежей рыбой (семейство карповых); свежемороженой рыбой в тушках (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); сливочным маслом; пшеничной мукой; подсолнечным и рапсовым маслом; сахаром-песком; пищевой поваренной солью; овсяными хлопьями без вкусовых и иных добавок; сухими макаронными изделиями, не содержащими муки из твердых сортов пшеницы; белым шлифованным рисом, гречневой крупой.

При этом облисполкомы и Минский горисполком продолжат регулировать цены на основные овощи: свежие картофель, свеклу, морковь (за исключением откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора), белокочанную капусту, репчатый лук. А вот цены на помидоры и огурцы уходят в свободное плавание.

Хотя свободное плавание в условиях рыночной экономики - понятие весьма относительное. Отсюда и ответ на самый главный вопрос, который приходит на ум сразу же после любой новости, так или иначе связанной с ценами: повысятся или нет? В случае с переходом на свободное ценообразование - не факт. А если и повысятся, то на много ли и надолго ли? Ведь основой этой самой рыночной экономики является конкуренция, означающая борьбу производителей за возможность получать наиболее высокие прибыли. Идеальная конкуренция в представлении экономистов - это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатель выбирает лучший. Стоит ли говорить о том, что в Беларуси не один, не два, не три и даже не десяток компаний, которые производят мясо и яйца, молоко и кефир, сухие смеси и консервы для детского питания. И каждая из них должна быть заинтересована в получении максимальной прибыли. А покупатель в свою очередь делает выбор исходя из оптимального соотношения "цена-качество". Вот круг и замкнулся. Хочешь быть успешным - предлагай конкурентоспособное, читай, качественное и недорогое. Рынок сделает свое дело и сбалансирует цены, а поможет ему в этом покупатель, который вряд ли станет брать то, что дороже.

Кстати, после того, как Министерству торговли было предоставлено право при необходимости вводить ценовые ограничения, но не более чем на 90 дней в течение года на свежую и свежемороженую рыбу, сливочное масло, пшеничную муку и другие вышеперечисленные продукты (а произошло это 12 февраля 2015 года), ведомство ни разу им не воспользовалось.

Более того, процесс либерализации системы ценообразования в целом должен рассматриваться как фактор, ограничивающий рост цен. При правильном и продуманном использовании рыночных инструментов, создании условий для здоровой конкуренции цены на потребительском рынке будут сдерживаться путем вовлечения новых субъектов экономических отношений в сферу производства и реализации товаров и услуг.

Плюс ко всему принятое правительством решение станет еще одной реализованной Беларусью рекомендацией Международного валютного фонда, что должно поспособствовать скорейшему началу новой совместной программы.

Отмечу также, что с 15 января будет исключено регулирование тарифов на ряд услуг. Так, Министерство здравоохранения не будет контролировать стоимость профилактических и обязательных медицинских осмотров граждан. Причина в том, что оплату их прохождения в основном осуществляют субъекты хозяйствования. А вот цены на стоматологические и диагностические услуги, консультации врачей-специалистов, медицинское освидетельствование для получения справки для обучения в автошколе и допуска к вождению по-прежнему в ведении Минздрава. Для их повышения должно быть получено согласие Минторга.

И о потерявшей актуальность услуге - предоставлении местных телефонных соединений пользователям сети стационарной электросвязи с использованием таксофона. Она исключена из перечня услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики.

Под контролем облисполкомов и Мингорисполкома останутся цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения, ритуальные услуги, услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в регулярном сообщении, а также на социальные услуги, которые предоставляются госучреждениями соцобслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.

БЕЛТА.-0-

Все комментарии