Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Совместные отраслевые стратегии белорусских и российских производителей - наш ответ ВТО

Комментарии 04.07.2012 | 11:23

С начала года Национальный союз российских производителей молока (Союзмолоко) отправил в адрес российского правительства уже не одну тревожную петицию. Содержание обращений известно всем заинтересованным специалистам наизусть. Раз от раза нарастает только драматизм изложения. Если коротко, то вот какая беда у "Союзмолока": белорусы поставляют свою молочную продукцию на рынок РФ по демпинговым ценам, российские производители испытывают трудности со сбытом и терпят убытки, единственный способ спасти от разорения российскую молочную отрасль - установить квоты, а еще лучше до поры до времени запретить белорусский молочный экспорт. Вот так жестко и неуступчиво формулируют свою позицию лидеры российского отраслевого союза.

Понятно, что белорусскому Минсельхозпроду есть что на это возразить. Но прежде, чем погружаться в цифры, напомним общую ситуацию. Аграрный экспорт является одним из очевидных приоритетов белорусской экономической стратегии. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Казакевич не так давно заявил, что в прошлом году на внешних рынках реализовано сельхозпродукции на $4 млрд., а к 2015 году этот показатель планируется довести до $7 млрд. Большие экспортные планы, в частности, у молочной отрасли. Сюда широко идут инвестиции. В стране не первый год реализуется программа строительства и модернизации молочно-товарных ферм. В регионах республики формируются отраслевые холдинги, в перспективе - создание национальной молочной компании. Колдуют в своих лабораториях технологи, изумляя потребителей новинками вроде белорусской версии сыра с плесенью. Расширяется география поставок. Уже шестой год сухое молоко закупает у нас Венесуэла. Словом, отечественный агросектор уверенно выходит в лидеры экспорта, уже обгоняя "Беларуськалий" с его $3,2 млрд. валютной выручки в 2011 году. Но главным рынком для  белорусского агроэкспорта была и остается Россия.

Емкость российского молочного рынка оценивается примерно в 40 млн.т годового потребления. Белорусские экспортеры молочной продукции планируют в 2012 году поставить на рынок РФ около 3,7 млн.т (в 2011 году по факту поставлено 3,3 млн.т). Причем в будущем свои экспортные объемы белорусские молочники намерены только наращивать. Стало быть, российским производителям и в самом деле есть отчего беспокоиться? Ведь ни много ни мало - но белорусы претендуют на 10% рынка. По отдельным товарным позициям присутствие белорусской молочной продукции на российском рынке составляет и большую величину, признают в Минсельхозпроде.

Правда, из 40 млн.т молочной продукции, потребляемой населением РФ, - 8,5 млн.т составляет импорт. В любом российском гипермаркете без труда можно найти сливочное масло из Новой Зеландии, мягкие сыры из Франции, йогурты из Финляндии. Так что белорусы, строго говоря, не вступают в конкурентную борьбу с рязанским молочным комбинатом. Они отвоевывают место в рыночном сегменте молочного импорта. Там, где толкаются локтями  производители из Европы и Океании. А в этом рыночном пространстве действуют свои законы, в том числе и в области ценообразования.

Демпинговать белорусским производителям резона нет. Все экспортные планы составляются в долларах и оцениваются по объему валютной выручки, а не по валовым показателям. С другой стороны, задирать цены вверх не дадут конкуренты, - место белоруской продукции на российском рынке охотно займут поставщики из Новой Зеландии, Австралии, Польши, Нидерландов, Литвы, других стран. Диктует свое и конъюнктура глобального рынка, где в течение 2011 года отмечалось снижение цен на молокопродукты. Вот в этом узком коридоре возможностей и формируется цена молочного импорта на российском рынке. Возможностей для произвольного, с потолка, назначения цен здесь практически нет.  

Таким образом Минсельзхозпрод Беларуси сегодня предлагает предприятиям отечественной молочной отрасли только минимальные рекомендуемые экспортные цены на некоторые виды продукции. А по таким значимым статьям молочного экспорта, как казеин и сухая сыворотка, - министерство отказалось даже от рекомендованных цен. Реальные цены на весь спектр отраслевой продукции устанавливает биржа, - самый что ни на есть рыночный регулятор. Объем биржевых сделок с сельхозпродукцией на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ) в I квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 5,5 раза (с Br98,2 млрд. до Br535,5 млрд.). Такая динамика объясняется как раз активизацией экспортных продаж молочных продуктов: сливочного масла, сыров, сухого обезжиренного молока (СОМ), сыворотки. Объемы биржевой реализации молока, сыворотки и масла в натуральном выражении увеличились в 24 раза, твердых сыров - в 22 раза, казеина технического - в 1,6 раза. Биржевой механизм позволил стабилизировать цены на молочном рынке и снизить складские запасы продукции, отмечают представители отрасли.

Вполне объяснимо стремление "Союзмолока" защитить российского производителя от чужеземной экспансии и застраховать его от ценовых колебаний. В этом смысле самый цивилизованный механизм согласования рыночного поведения Россия создала именно с Беларусью. Ежегодно утверждается прогнозный баланс спроса и предложения Союзного государства на молоко и молокопродукты. В соответствии с прогнозным балансом фиксируются договоренности о взаимных поставках молочной продукции. Согласованные объемы Беларусь не превышает, подчеркивают в Минсельхозпроде. Что касается цен, то, как уже сказано, они формируются множеством рыночных факторов. Но не берутся с потолка министерских кабинетов

Тем не менее "Союзмолоко" без устали бомбардирует российское правительство призывами о спасении отрасли. Спасение, собственно, видится одно - установить жесткие квоты на белорусский молочный экспорт или вовсе запретить его до конца III квартала текущего года. На что в Минске справедливо отмечают - подобные шаги будут, по сути, нетарифными мерами регулирования внешней торговли, применение которых запрещено двусторонними договорами. Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства подразумевает формирование общего рынка товаров, их свободное и беспрепятственное передвижение между странами-участницами данных интеграционных объединений.

Понятно, что от проектов, составленных в коридорах общественной организации "Союзмолоко", до решения правительства Российской Федерации - дистанция огромная. И политики, надо отдать должное, эту дистанцию благоразумно выдерживают. Посол России в Беларуси Александр Суриков призывает не нагнетать ажиотаж вокруг темы поставок молочной продукции в Россию. "Коровы на выпасах, надои увеличились. Обычная летняя проблема",  - поделился соображениями дипломат. Тем самым официальная позиция РФ сформулирована: политизировать проблему незачем, хозяйствующие субъекты сами разберутся.

Правда, из недавнего опыта видно, что хозяйствующие субъекты между собой разбираются плохо. Они способны только сцепиться в клинче, пока их не разнимут взрослые люди из правительства.

Проблемы "Союзмолока" на виду. Российские производители не готовы работать в ситуации открытого рынка - даже в относительно мягких условиях ЕЭП. Не говоря уже о жестких правилах ВТО. В этом смысле проблема выходит далеко за рамки молочной отрасли. Свои петиции в российское правительство с просьбой повременить со вступлением  в ВТО пишут авиастроители и мебельщики, стеклодувы и производители бытовой электроники. 
 
Сегодняшняя перебранка белорусского Минсельхозпрода и российского "Союзмолока" покажется детской возней в песочнице, когда Россия станет полноправным членом ВТО и должна будет снизить таможенные тарифы. Вот тогда мы увидим, что такое реальная экспансия иностранного производителя. Здравый смысл подсказывает, что белорусским и российским молочникам сегодня стоило бы не конфликтовать, а вырабатывать общую стратегию выживания.

Все комментарии