Общественное обсуждение генплана города завершилось на прошлой неделе, но внимание минчан по-прежнему приковано к этой теме. Она активно муссируется в социальных сетях и интернет-изданиях. Кому-то идеи градостроителей по душе, у кого-то они вызывают отрицательные эмоции. При всей разности подходов и позиций горожане единодушны в одном: Минск не может стоять на месте, он должен развиваться. О том, как изменится облик столицы через 15 лет, корреспонденту БЕЛТА рассказал директор УП "Минскградо" Леонид Добыш.
Ранее планировалось, что новые жилые районы для минчан появятся на территории населенных пунктов Дегтяревка, Тарасово, Сенница, Щомыслица, Новый двор, Большой Тростенец. Теперь эта идея не рассматривается. Согласно отредактированному генплану, до 2030 года столица не будет расти вширь. Исключение составит лесной массив у Минского моря, который все же планируется включить в черту города. По словам специалистов, это поможет компенсировать нехватку зеленых зон, парков и скверов в юго-западной части мегаполиса, где вместо положенных 17 кв.м зеленых насаждений на человека приходится до 15 кв.м. Если территория у Минского моря станет столичной, здесь появится благоустроенная зона отдыха для горожан.
Второе главное отличие нового генплана от своего предшественника - это снижение объемов жилищного строительства примерно в два раза. Вместо 1,2 млн кв.м в год в Минске будут возводить не более 600 тыс. кв.м. Как пояснил Леонид Добыш, "сэкономленные" метры появятся в городах-спутниках, которых у столицы шесть - Руденск, Фаниполь, Смолевичи, Логойск, Заславль и Дзержинск. По прогнозам, их жителями станут около 100-120 тыс. человек.
До 2030 года в Минске планируется построить примерно 11,5 млн кв.м жилья. Так, на свободных территориях возведут 4,6 млн кв.м, на месте снесенного частного сектора и двух-, трехэтажных домов - 4 млн кв.м, бывших промзон - 2,5 млн кв.м. Около 400 тыс. кв.м жилья появится в реконструированных районах усадебной и многоквартирной застройки.
Основные территориальные резервы столицы сосредоточены в восточной части города - районах Зеленый Бор и Ноттингем. Здесь в планах построить приблизительно 1,5 млн кв.м жилья. Крупные районы также сформируют на бывших производственных территориях (аэропорт Минск-1, птицефабрика им.Крупской, завод им.Кирова). Многоквартирные жилые дома вырастут и на месте военных городков (в районе улиц Маяковского, Кабушкина, Нововиленской). Свой окончательный вид до 2030 года приобретут комплексы "Маяк Минска", "Магистр", районы Восточный и Парк высоких технологий, микрорайоны Брилевичи и Михалово, Каменная Горка и Лебяжий.
Примечательно, что согласно новому генплану в Минске сохранят большую часть усадебной застройки. Если раньше намечалось оставить около 30% частного сектора, то теперь - 70%. Участки усадебной и малоэтажной застройки исчезнут в центральной части города и вдоль основных магистралей. Это район проспекта Дзержинского, улиц Орловской, Богдановича, Аэродромной, Брестской, Пономаренко, Долгиновского тракта, бывших деревень Сухарево и Лошица.
Всего до 2030 года в Минске планируется снести 1 млн кв.м жилищного фонда. Генплан не дает ответа на вопросы, когда и какой дом пойдет под снос, так как не определяет судьбу отдельных объектов - эту информацию можно будет найти в проектах детального планирования.
А вот развивать усадебное строительство в Минске не намерены, потому как для города это очень затратный вид застройки. По мнению специалистов, частные дома нужно возводить в пригородном окружении столицы. К слову, в настоящее время в Минском районе около 6,6 тыс. га жилых территорий имеют плотность (количество жителей на 1 га) до 5 человек при нормативе 20-25 человек.
Сегодня все "богатства" столицы сконцентрированы в ее центральной части. Здесь находится большинство кафе и ресторанов, кинотеатров, парков, магазинов и других объектов. В спальных районах их гораздо меньше. Одна из задач нового генплана - эту ситуацию переломить, сделать Минск "городом городов". По словам Леонида Добыша, каждый район должен стать полноценным населенным пунктом - со своими социально-культурными объектами, развитой инфраструктурой.
К слову, территории под размещение детских садов, школ и поликлиник резервируются еще на стадии проектирования жилых микрорайонов. По заверениям директора "Минскградо", эти земли не отдают под другую застройку. Единственное - иногда на месте будущих социальных объектов оборудуют временные автостоянки, но только до тех пор, пока не началось строительство жизненно важных учреждений.
В Минске намерены развивать радиальную транспортную систему. Пропускную способность столичных улиц помогут увеличить три транспортных кольца. Согласно новой редакции генерального плана, четвертую линию метро также сделают кольцевой. Предположительно, она будет состоять из 17 станций, из них шесть образуют пересадочные узлы с другими ветками (в районе станций метро "Площадь Бангалор", "Академия наук", "Тракторный завод", "Аэродромная", "Михалово" и "Пушкинская").
Также в столице появится новый вид пассажирского транспорта - скоростной трамвай, который в перспективе свяжет город с Логойском, Китайско-белорусским индустриальным парком, поселком Сокол и Национальным аэропортом Минск.
Кстати, по ряду параметров скоростной трамвай превосходит метрополитен. Так, по объемам перевозок он не уступает подземке, а затраты на его возведение существенно ниже. Средняя скорость движения такого трамвая - около 40 км/ч (традиционного трамвая - примерно 12 км/ч).
По словам Леонида Добыша, в настоящее время специалисты "Минскградо" анализируют предложения горожан, поступившие во время общественного обсуждения генплана столицы, в котором приняли участие без малого 3 тыс. человек. В письменном виде от них поступило 428 предложений. В том числе два письменных коллективных обращения, касающихся экологической проблематики, сноса усадебной застройки.
Все предложения будут рассмотрены на градостроительном совете, который состоится в ближайшие дни. Доработанный с учетом замечаний и предложений документ направят на экологическую экспертизу в Министерство природных ресурсов и окружающей среды и на государственную экспертизу в РУП "Главгосстройэкспертиза". Эта процедура может занять 2-4 месяца. В случае получения положительных заключений проект указа "Об утверждении генерального плана Минска" направят на согласование заинтересованным государственным органам.
Кристина РЕШЕНОК,
БЕЛТА.