Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Снимать нужно с установкой на шедевр

Комментарии 27.06.2018 | 13:20
Бахыт Каирбеков

Буквально через несколько дней после завершения кинофестиваля ШОС в Китае, где "Беларусьфильм" и "Казахфильм" подписали меморандум о сотрудничестве, президент казахстанской киностудии имени Ш.Айманова Бахыт Каирбеков прилетел в Минск. Кинематографисты двух стран имеют совместные творческие планы, и о них гость из Казахстана рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА.

Первым делом Бахыт Каирбеков отправился на натурную площадку "Беларусьфильма". Именно она интересна при работе над совместной художественной лентой "Лето 41-го", сценарий которой написал Бекболат Шекеров. Этот проект белорусские и казахстанские кинематографисты задумали снять несколько лет назад и сейчас начинают реализацию проекта, завершение его планируется в будущем году.

Художественная картина расскажет об Ади Шарипове - Сашке-казахе, как его называли в партизанском отряде, который он создал в Беларуси во время Великой Отечественной войны. Годы спустя известный государственный деятель, писатель Ади Шарипов с большим теплом относился к Беларуси и считал ее второй родиной. Занимая высокие посты: министра образования, заместителя председателя Совета Министров и министра иностранных дел Казахской ССР, первого секретаря Союза писателей Казахской ССР, он часто бывал здесь. Фигура Сашки-казаха знаковая и для Беларуси, и для Казахстана.

К воплощению проекта кинематографисты приступят уже в ближайшее время: вслед за руководителем казахстанской студии приехали ее специалисты с конкретными задачами по выбору локаций. Натурная площадка "Беларусьфильма" в Смолевичах, где есть и лес, и озеро, и просторный луг, необходимые в кадре, подходит идеально. Здесь два лета назад снималась казахстанская картина "Дорога к матери" Акана Сатаева на военную тему. А теперь будут греметь постановочные взрывы для художественного фильма "Лето 41-го". К слову, достоверность, реальность пиротехнических сцен, которые создают для кадра белорусские специалисты, на примере фильма "Дорога к матери" Бахыт Каирбеков оценил очень высоко.

И в наше стремительное время нужно снимать картины, которые рассказывают о героях, простых людях, защитивших жизнь, уверен режиссер. Это то, что пробуждает чувство гордости, дает понимание своих корней и ценности каждого дня, считает он. Сам Бахыт Каирбеков - известный казахский поэт, переводчик и режиссер-документалист - свое творчество посвящает истории, культуре родного Казахстана, его людям. Любовь к родине ему привил отец, поэт и переводчик, чье творческое наследие состоит из 20 томов, народный писатель Казахстана Гафу Каирбеков.

Гафу Каирбеков
Гафу Каирбеков

"Отец много ездил по стране и часто брал меня с собой, особенно на родину, в Центральный Казахстан, где и по сей день глубинка. Он показывал, где лежат наши предки, рассказывал легенды об этих местах, и я с детства проникся его гордостью, с малых лет люблю запах полыни, родной земли", - рассказал Бахыт Каирбеков.

Говоря о личных творческих планах, президент "Казахфильма" рассказал, что, будучи режиссером более сотни документальных картин, намерен попробовать свои силы в жанре художественного фильма. Поэтому, помимо натурной площадки, казахстанские кинематографисты посмотрели некоторые спортивные объекты и соответствующий реквизит, отсылающий к 80-м годам. Это нужно для ленты о Жаксылыке Ушкемпирове - первом казахе - олимпийском чемпионе, борце в весовой категории до 48 кг.

Бахыт Каирбеков планирует снять картину на востребованную сейчас спортивную тему. Это история о борце, которому долгое время не давали возможности выступать на международных аренах. Имея едва ли не все возможные награды соревнований на уровне страны, на мировую площадку впервые он вышел лишь на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Тогда терпеливый Жак, как его называли, выиграл золото.

"В фильме будет показан весь путь становления спортсмена: от мальчишки из южного казахского аула, который, уже будучи студентом ветеринарного института, провалил зачет по лыжам, потому как до этого на них ни разу не стоял, до триумфа борца на Олимпиаде-80, когда весь СССР приветствовал первого чемпиона страны. Сегодня заслуженный мастер спорта, тренер занимается животноводством, живет в поселке, который благоустроил за собственные средства: провел газ, заасфальтировал дороги, построил дворец спорта и курирует мероприятия. При этом он скромный и обаятельный человек", - рассказал автор сценария и режиссер.

Бахыт Каирбеков в прошлом работал над сценарием художественного фильма - экранизации лирического эпоса "Козы Корпеш и Баян Сулу", степных Ромео и Джульетты. Работал четыре года, а закончив, понял, что не сможет никому его отдать и решил сам реализовать свой проект, для чего поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Но пока учился, картину по его сценарию сняли, и так "театрально", что сегодня о ней мало кто помнит. До сих пор, а прошло уже ни много ни мало лет 35, автор сценария не теряет надежды снять этот фильм.

Если же вернуться к белорусско-казахстанскому сотрудничеству, то буквально несколько дней назад белорусы предложили вместе снять документальный фильм о судьбе белорусского и польского поэта и этнографа Адольфа Янушкевича, сосланного за участие в революционном движении в казахскую степь. Это предложение очень обрадовало режиссера, ведь на "Казахфильме" задуман художественный проект об Адольфе Янушкевиче. Этнограф оставил богатейшие дневники, по которым можно изучать нравы и традиции, казахский фольклор. Благодаря записям исследователя на многие вещи в истории удалось пролить свет. "Через фигуру Адольфа Янушкевича мы практически рассказываем о себе и, наоборот, раскрываем характер белорусов. Родившийся при дворе Радзивиллов в Несвиже, родственник Тадеуша Костюшко, поклонник Адама Мицкевича, он оказался среди чужого народа, но нашел здесь родство", - поделился собеседник.

Теперь есть возможность объединить усилия и, основываясь на богатом документальном материале, создать картину, интересную для белорусского и казахстанского зрителя. Как знаток этнографии и фольклора Бахыт Каирбеков в этом не сомневается.

Кинематографисты во всем мире сегодня кооперируются, работают совместно, и этот путь наиболее приемлем для развития. Выбор в пользу объединения делают и казахстанские, и белорусские мастера кино, благо и идеи есть, и возможности. Намного разумнее сделать один фильм, слив бюджеты, чем за малые средства - два, но хуже по качеству. Потенциально увеличивающийся рынок сбыта также важный аргумент в пользу кооперации. Все постсоветские страны столкнулись с проблемой сбыта кинопродукции: собственные рынки малы для того, чтобы получить отдачу с проката картины. В Казахстане, как и в Беларуси, даже если фильм посмотрят все жители, включая детей, расходы на него не окупятся. Кино - изначально затратное мероприятие, а потому движение на рынки Беларуси, России, а через них - европейских стран, Китая, безусловно, важно.

А выходить на них нужно с талантливыми картинами, убежден президент "Казахфильма". Такие невозможно скроить наскоро, хотя сроки фильмопроизводства сегодня значительно сократились, а легкость съемки, когда любой кадр элементарно заменить на новый, создает иллюзию простоты работы в кино. Свое разрушающее дело сделали телесериалы. Этот жанр загубил многих профессионалов: в кадре все упрощается, оператору, например, не нужно утруждаться, подстраиваясь под актера. Да и актеры перепрыгивают из одного сериала в другой, порой не меняя одежду, работают, будто на конвейере. Теряется самое главное - качество.

"Долгое время считалось, что любое произведение должно вызывать катарсис. Чтобы зритель, читатель испытал очищение и захотел жить дальше и творить. Сегодня на потребу публике делается множество однодневок, которые не трогают, не запоминаются. Прежде киношники работали с установкой снимать ни много ни мало шедевр", - поделился Бахыт Каирбеков.

В этом, видимо, ключ. Смогут ли белорусские и казахстанские киномастера создать такие работы, о которых будут говорить? Хотелось бы, совместные усилия двух киностудий направлены на это, а в подходах к творческому процессу команды сходятся.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии