Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Система подготовки водителей в Беларуси будет усовершенствована

Комментарии 07.02.2013 | 11:26

Минтранс Беларуси совместно с заинтересованными органами госуправления в соответствии с поручением правительства разработал комплекс мер по совершенствованию системы подготовки водителей автомобилей. Необходимость этого шага очевидна. Хотя в республике действуют утвержденные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей, в транспортное ведомство регулярно поступают обращения с предложением о расширении либо упразднении некоторых пунктов. В Минтрансе заверяют, что при обоснованности таких замечаний будут вноситься корректировки. К примеру, обязательно должно последовать внесение изменений, касающееся обучения инвалидов, с чем сегодня в стране существуют определенные сложности.

В Беларуси на начало 2013 года готовят и повышают квалификацию водителей механических транспортных средств 512 учебных организаций. По сравнению с 2011 годом их количество возросло на 1,1%. В целом автошколы равномерно распределены по территории республики и полностью удовлетворяют потребности населения в соответствующих услугах, притом что в 2006 году они отсутствовали в 14 районах страны. Органами по сертификации подготовки, переподготовки и повышения квалификации автоводителей в республике являются УП "Белтехосмотр" и Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ). За 2012 год эксперты-аудиторы УП "Белтехосмотр" провели более 460 сертификационных проверок автошкол.

Как прокомментировал корреспонденту БЕЛТА начальник отдела управления инноваций, научно-технической деятельности и транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Павел Бречко, к системе подготовки будут предъявляться новые требования, которые касаются предоставления услуг обучения водителей в целом, а также, в частности, затронут подходы по техническому оснащению автошкол и проведению итоговых экзаменов. Разработанный комплекс мер предусматривает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, устанавливающих данные требования. Для этого создана рабочая группа, в которую включены представители автошкол, общественных объединений и ассоциаций, органов по сертификации соответствующих услуг, а также государственного управления.

Изменения не будут вноситься спонтанно, поскольку нужно учитывать мнение тех министерств и структур, в чьем ведении находятся организации по обучению вождению. К слову, наибольшее число автошкол подведомственно Министерству образования (34,9%), РГОО "ДОСААФ" (17,8%), Минтрансу (6,7%), Минсельхозпроду (5,9%), 27,9% автошкол имеют негосударственную форму собственности.

"Был такой прецедент: после принятия решения об улучшении покрытия автодромов Минобразования, имеющее значительное количество подведомственных автошкол, заявило, что его учреждения, финансируемые из бюджета, не имеют возможности быстро реализовать задуманное, поскольку нужные средства следует предусматривать заранее", - рассказал Павел Бречко. В итоге в Минтрансе пришли к выводу, что вступление в действие решения об усовершенствовании покрытия необходимо отнести на более поздний срок. Сейчас подобного рода и другие вопросы представители транспортного ведомства обсуждают совместно. "Не будет резких изменений, скажем, в течение 20 дней", - отметил представитель Минтранса. Автошколам будет дана отсрочка на полгода или даже на год в зависимости от требований по переоснащению, чтобы всем предоставить возможность организовать деятельность согласно новым требованиям законодательства. В то же время учреждения, не обеспечившие выполнение требований в установленные сроки, будут вынуждены уйти с рынка оказания соответствующих услуг. Изменения вносятся в законодательство с целью развития автошкол и обеспечения качественной подготовки водителей, а также пресечения деятельности отдельных организаций,  обучающих граждан управлению автомобилем заочно, ставя во главу угла собственную прибыль.

Вместе с тем непосредственно нормотворческий процесс может быть ускорен. Так, специалисты заинтересованных министерств и ведомств в рамках рабочей группы должны рассмотреть возможность классификации программ обучения, которые утверждает Минтранс, к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. Их текст емкий, и после внесения необходимых изменений документы необходимо представлять в Минюст для проведения обязательной юридической экспертизы, на что требуется длительное время. Этого можно будет избежать при положительной оценке предложения.

Если говорить о нововведениях, то в настоящее время в Беларуси рассматривается вопрос о применении контроля за практическим обучением вождению с использованием систем глобального позиционирования (GPS). "Предстоит решить, кто будет этим заниматься и отдавать ли полномочия автошколам, ведь одни станут контролировать процесс, другие - нет", - предположил Павел Бречко. Как вариант, может быть введено единое сертификационное требование об оснащении всех учебных автомобилей навигационным оборудованием. Только тогда та или иная автошкола получит право заниматься подготовкой будущих водителей.

Планируется также детализировать квалификационные требования к мастерам производственного обучения: кто может к таковым относиться, а также как часто эти специалисты должны повышать свою квалификацию.

Немаловажной является экзаменационная тема. В настоящее время действует Инструкция о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления автомобилем в соответствии с постановлением МВД. Однако со стороны Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры поступали предложения о необходимости ее переработки. Кроме того, предполагается рассмотреть вопрос о введении норм, ограничивающих количество попыток сдачи практической части квалификационного экзамена. "Чтобы человек не сдавал практику бесконечно, будет определено число попыток, по превышении которого потребуется прохождение дополнительного обучения", - пояснил Павел Бречко. Рабочая группа обсудит эти темы.

Известно, что автошколы неоднократно обращались в Минтранс с просьбой об увеличении количества практических часов вождения. Представители транспортного ведомства в целом не возражают, однако этот вопрос закреплен в указе №551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения", которым утверждены Правила дорожного движения. Согласно пункту 2.1 указа, желающих стать водителями автомобилей категории "B" должны учить не менее чем в течение трех месяцев по 220-часовой программе, включающей 40 часов практического обучения. Чтобы увеличить эту норму, надо внести изменения в указ, что займет немало времени. Павел Бречко также подчеркнул, что сами граждане должны быть знакомы с этими правилами и проявлять бдительность. "Обязательно надо обращать внимание на то, под чем вы подписываетесь: часто люди в обращениях указывают, что практиковались на автомобиле трижды, а при проверке мы видим их подписи на документах, свидетельствующих о гораздо большем количестве часов", - заметил он.

Подводя итог, начальник отдела подчеркнул, что реализация комплекса мер по совершенствованию системы подготовки водителей в 2013 году позволит создать более благоприятные условия для оказания населению услуг обучения, повышения их качества и, как следствие, обеспечить безопасность дорожного движения.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, за 2012 год подготовлено около 179,7 тыс. водителей механических транспортных средств различных категорий, что на 0,6% больше, чем в предыдущем году. Из них 129,3 тыс. человек (71,8% от общего количества) составляют водители категории "В". По итогам прошлого года отмечен рост числа подготовленных автомобилистов в Брестской (на 13,6%), Гродненской (на 6,1%), Витебской (на 4,4%), Могилевской (на 1,9%) и Минской (на 1%) областях. В то же время зафиксировано снижение количества обученных водителей в Минске (на 8,5%) и Гомельской области (на 8,3%).

Все комментарии