Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

С ветерком по белорусской глубинке: новые технологии будут использовать в ремонте местных дорог

Комментарии 12.10.2017 | 13:16
Виктор Шумчик

В Беларуси почти 87 тыс. км автодорог общего пользования, в том числе 71 тыс. км дорог местного значения. Когда формировалась основная часть дорожной сети страны - 25-30 лет назад - расчетная нагрузка на местные дороги составляла 6 т на ось, на республиканские - 10 т на ось. За это время осевые нагрузки увеличились до 10 т и 11,5 т соответственно, по дорогам ездит многотонная сельхозтехника. Перед дорожниками стоит задача по восстановлению до 2020 года 7 тыс. км местных дорог. Традиционные технологии предполагают удаление старого покрытия, основания, использование новых материалов для формирования конструкции. Специалисты сходятся во мнении: нужно восстанавливать местные дороги до уровня республиканских, используя при этом современные и более эффективные технологии ремонта. При оптимальном использовании материалов они позволят обеспечить не только долговечность дорог, но и существенную экономию материальных ресурсов, уверен директор государственного предприятия "БелдорНИИ" Виктор Шумчик. Он рассказал об особенностях применения новых технологий ремонта местных дорог в Беларуси.

Холодный ресайклинг асфальтобетонных покрытий

Суть этой технологии заключается в ремонте дорог с использованием асфальтобетона, из которого ранее состояло изношенное дорожное покрытие. После его снятия, или фрезерования, полученный измельченный материал смешивают с цементом, битумной эмульсией, модифицирующими материалами. Затем смесь укладывают в холодном состоянии на прежнее место и уплотняют, после чего формируется усиленное основание, которое в дальнейшем служит базой для укладки горячей асфальтобетонной смеси или для устройства защитных слоев. Технология ресайклинга (от англ. recycling - "повторное использование") позволяет перерабатывать существующие слои как асфальтобетонного покрытия, так и основания. Максимальная толщина всех фрезерованных слоев может достигать 25-30 см. В зависимости от категории автомобильной дороги регенерированные смеси могут укладываться в верхние слои основания, нижний или верхний слои покрытия.

"По свойствам этот материал получается очень близким к лежавшему ранее на этом же месте асфальтобетону. У нас в стране количество циклов замораживания и оттаивания большее, чем, к примеру, в Украине. Поэтому предъявляются особые требования к водо- и морозостойкости материалов. У ресайклированных прочность будет, как у асфальтобетона, и даже несколько выше, а вот по морозостойкости свойства будут похуже. Поэтому необходимо делать верхний защитный слой из нового асфальтобетона или эмульсионно-минеральных смесей на основе органических вяжущих", - пояснил Виктор Шумчик.

Экономия затрат при использовании технологии холодного ресайклинга в сравнении с обычным способом составляет 20-30%. Но этот способ требует наличия дорогостоящего оборудования - ресайклеров и современных цементораспределителей, которые с точностью дозируют цемент. Перед промышленностью поставлена задача налаживания выпуска такой техники.

"Эта технология применяется практически во всем мире, у нас в стране - пока только в Минске. Она показывает высокую эффективность там, где необходимо повышение несущей способности дороги и есть достаточное количество старого асфальта. В перспективе ожидается ее использование при ремонте сельских дорог", - отметил собеседник.

Устройство покрытий местных автодорог из укатываемых бетонных смесей

Эта технология рекомендуется для устройства дорог сельхозпредприятий с относительно интенсивным движением тяжелой техники. "Традиционно бетон укладывается специальными бетоноукладчиками, а это дорогие специфические машины. Мы предлагаем использовать другой вид бетона, который можно укладывать обычными асфальтоукладчиками, оборудованными трамбующим брусом, и уплотнять дорожными катками. По прочности дороги из укатываемого бетона имеют преимущество перед уложенным обычным способом бетоном, но по комфорту движения они существенно уступают. Хотя там, где движется тяжелая сельскохозяйственная техника, ровность покрытия не имеет решающего значения. Это могут быть подъездные пути к складам, мехдворам, фермам. Несколько таких дорог построены почти во всех областях страны", - рассказал Виктор Шумчик.

Применение данной технологии позволяет снизить расход цемента на 15-20%. Для нее требуется применение высококачественных материалов и современных бетоносмесителей для тяжелого бетона. Интервал времени от выпуска смеси до ее уплотнения не должен превышать 90 минут и определяется погодными условиями, температурой смеси и воздуха. В покрытии устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения), делящие его на плиты определенной длины и ширины.

... и из материалов, укрепленных цементом и модифицирующими добавками

Пыльные и раскисшие в непогоду дороги для сельской местности не редкость. Данная технология позволит решить эту проблему с минимально возможными затратами. Механизм ее таков: цемент и модифицирующие добавки распределяют на грунтовое или гравийное основание дороги, за ним едет дорожная фреза, которая перемешивает все слои; во фрезу через форсунки подается вода, чтобы цемент вступал с ней в реакцию. Получается бетон не очень высокой прочности, но ее хватает, чтобы воспринимать транспортную нагрузку. Модифицирующую добавку вводят для того, чтобы предотвратить хаотичное трещинообразование.

"Используем любой цемент, производимый в Беларуси, применяем необходимое оборудование - и через несколько дней получаем прочное проезжаемое покрытие. С этой технологией можем делать подъезды к полям, улицы в небольших населенных пунктах. Если на таком покрытии сделать небольшой защитный слой, то долговечность такой дороги резко возрастет. В Брестской области было сделано 22 км по данной технологии, но это немного с учетом поставленных задач", - сказал Виктор Шумчик.

Этот механизм позволяет повысить эксплуатационную надежность и долговечность дорожных оснований не менее чем на 10%, сократить расход или исключить применение щебня при устройстве оснований и покрытий, снизить стоимость устройства дорожных одежд на 5-15%.

На вопрос, когда ожидать применения этих технологий в отечественном дорожном строительстве, Виктор Шумчик ответил: "Перед ремонтом каждую дорогу обследуют, дается оценка ее состоянию. Если у нее достаточная несущая способность и имеются только дефекты покрытия, то легче осуществить ремонт с помощью битумных технологий. Если требуется сделать проезд к небольшому сельскому населенному пункту, то нецелесообразно делать дорогие капитальные конструкции, используем новые технологии. В случае большой дефектности можем применять и старые эмульсионные технологии, опыт наработан хороший". С учетом того, что новшества дорожного строительства требуют специальных дорогостоящих машин, а износ существующего парка техники высок, техперевооружение займет несколько лет.

Вера СЕРГЕЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии