Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

С нынешним коллективом можно создать любую постановку

Комментарии 09.01.2015 | 13:33

В том, что премия Президента Беларуси "За духовное возрождение" адресована коллективу Национального академического Большого театра оперы и балета, воплотившему национально-историческую тематику в балете "Витовт", постановщик спектакля народный артист Беларуси Юрий Троян видит большую справедливость. Ведь за солистами, которым поклоняется публика, стоит много людей, создавших условия для успеха артистов. А потому признания и благодарности заслуживают и те, кто остается за кулисами. О текущей работе в театре и новом национальном проекте корреспондент БЕЛТА расспросила художественного руководителя балета Большого театра Беларуси Юрия Трояна.

О балете "Витовт" в нескольких словах

Балет "Витовт" - второй национальный проект, который появился в стенах Большого театра. Идея балета вынашивалась несколько лет. Либретто выстроено на основе пьесы Алексея Дударева "Князь Витовт" и стало плодом реализации творческих идей нескольких человек: заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, лауреата Государственной премии СССР Алексея Дударева, первого заместителя генерального директора театра заслуженного деятеля культуры Беларуси Владимира Рылатко и художественного руководителя балета народного артиста Беларуси Юрия Трояна. Автор музыки - Вячеслав Кузнецов.

Спектакль рассказывает о становлении белорусского народа, вражде княжеств, политике в XIV-XV веках. Постановка строится не только на исторических фактах - борьба за трон между Витовтом и Ягайло, смерть в Тракайском замке, спасение Витовта Анной. Как во всяком произведении искусства, в спектакле есть вымысел - конфликт Витовта и Ягайло из-за Анны, брошенная к ногам Витовта корона, Черный человек.

Аншлаг, аншлаг и вновь аншлаг

Билеты на премьеру, которая открывала театральный сезон 2013 года, были раскуплены за два месяца до нее. Да и сейчас, когда позади уже полтора десятка показов, билеты на спектакль трудно достать. Высокий спрос наблюдается и со стороны иностранцев, преимущественно литовцев. "Я очень рад, что имя Витовта звучит в Беларуси и приобретает все большую известность, потому что при этом человеке Великое княжество Литовское получило наибольшее развитие в плане как духовном, так и территориальном", - сказал Юрий Троян.

Балет "Витовт" пока не выходит за пределы театра. Слишком он сложный, объемный. Далеко не на всякой сцене можно показать этот балет. Потому от идеи вывезти спектакль в Тракай, где старинную историю очень хотели увидеть, пришлось отказаться. "Тракай - это природный музей, крепость, там нет никакой техники для показа, нет звука, нет сцены. В результате интересная задумка не была бы реализована достойным образом и мы бы показали не спектакль, а жалкое подобие оригинала. Так что мы решили: лучше не ставить спектакль, чем развалить и показать его останки. Кто захочет увидеть постановку, приедет в Минск и посмотрит его в хорошем качестве", - поясняет художественный руководитель балета.  

Однако надежда на его долгую жизнь "Витовта" на сцене, подкрепляемая постоянным спросом публики, позволяет рассчитывать на вывоз спектакля на гастроли. Показать эту работу Юрий Троян хотел бы в славянских странах, где могут эту тему могут прочувствовать и понять.

О субъективизме в искусстве

Субъективизм в искусстве может многое испортить. Впрочем, насколько можно говорить об объективности в искусстве - вопрос. В случае с "Витовтом", которому досталось от критики, он победил: зритель голосует за него.   

По словам Юрия Трояна, он не был бы руководителем, если бы не мог выдерживать сложные ситуации. Худрук балета, еще в молодости решивший не встревать ни в какие интриги, разборки, ни разу об этом не пожалел. Это сложно, потому что искусство построено на субъективном восприятии темы, произведения и каждый доказывает свою правоту. "Но, что бы мы ни говорили, как бы ни обсуждали или осуждали, в нашей профессии существует великая вещь - сцена. Когда ты выходишь как исполнитель или постановщик, а зрительный зал встает, взрываясь аплодисментами, - все становится на свои места. И это самая высокая оценка для коллектива - вставший аплодирующий зал", - убежден артист.

Разные точки зрения имеют право быть, считает Юрий Троян. Мастер мог бы сделать спектакль в той манере, в которой его хотела видеть хореографическая элита. Но тогда он бы не был демократичным, доходчивым, понятным большому пласту публики, которая приходит, и иногда повторно. "Да, он мог бы быть интересен определенной группе людей, мы бы показали два-три спектакля - и все. Мне кажется, тема диктует средства. Тема определяет язык, которым мы хотим рассказать, сценические приемы, режиссуру и т.д. Я старался сделать работу как можно естественнее и понятнее для обыкновенного зрителя, а не ударяться в изыски, важные для небольшой прослойки", - объяснил постановщик. Тем не менее в спектакле много сложных, интересных моментов. Как профессионал Юрий Троян видит, что в спектакле плохо, что хорошо, что средне, что можно было бы переделать и что нужно переделать. И было бы несправедливо и жалко, если бы в угоду каким-то субъективным факторам такая тема была бы испорчена, считает он.

А поправлять, корректировать, дошлифовывать практически всякий спектакль можно и, пожалуй, даже нужно. Важно только не увлечься процессом, не перекраивать, поскольку, когда спектакль уже сложился, выдергивать камни из фундамента нельзя. Есть опасность вообще развалить работу. Редактура - естественный процесс, но она не должна касаться концепции спектакля.

Взятую планку нельзя опускать

Национальный балет "Витовт" взял высокую планку. И опускать ее - как-то не с руки. Тем не менее в искусстве, творчестве не может быть одного постоянного уровня. "Ты можешь очень стараться, продумать все, взвесить все моменты, а ожидаемого результата не получить. Бывает, что работа, как песня, льется, царит вдохновение. А бывает - не получается, и все тут. Увы, даже при выдающихся компонентах не всегда получается выдающийся результат", - поделился Юрий Троян.

О третьем национальном балете народный артист Беларуси говорить не спешит - не время. Однако он подтвердил, что та же постановочная группа, что создала "Витовта", уже работает над новым проектом на тему исторического прошлого белорусского народа. Планируется, что балет на музыку Вячеслава Кузнецова увидит свет во второй половине 2016 года. Музыка для него уже есть, но это лишь первый вариант. А опыт работы над "Витовтом" показал, что от первого до последнего варианта может пройти больше года.

Белорусскому театру надлежит держать марку еще и потому, что Минск с легкой руки журналистов получил титул балетной столицы. Фестиваль "Балетное лето в Большом" прописался в Национальном академическом в прошлом году, и уже сегодня ведется подготовка ко второму форуму, который запланирован на июнь. Свои лучшие работы представит на фестивальной сцене белорусский балет, в спектаклях примут участие и приезжие артисты.

Звезды балета рождаются в Беларуси

В белорусских танцовщиках художественный руководитель балета Большого театра уверен. С нынешним коллективом можно создать любую постановку. Ведь к подбору кадров здесь относятся щепетильно. Юрий Троян сам отслеживает, как превращаются из гадких утят в прекрасных лебедей учащиеся хореографического колледжа. В последний год обучения юные танцовщики стажируются в Большом театре, а после государственных экзаменов некоторые отправляются туда уже не в статусе стажеров. По словам Юрия Трояна, профессиональная подготовка очень важна, но важно учитывать и человеческие качества. Он не скрывает, что были случаи, когда талантливые люди уходили из театра именно по причине того, что не складывались отношения в коллективе. Есть люди способные, но недоученные, тогда с ними нужно работать дополнительно. Приходят в театр и сложившиеся артисты.

Для многих зарубежных танцоров сцена Национального академического театра оперы и балета Беларуси становится сценой для стажировки. Артистам из Японии, Венесуэлы, Кореи предоставляется возможность набраться опыта, они участвуют в репетициях, в некоторых спектаклях. Стажировка - не бесплатное удовольствие. Но кому-то близка именно белорусская классическая школа, и в Минск едут учиться, о чем потом не жалеют.

Об авторитете и профессионализме Национального академического театра оперы и балета Беларуси свидетельствует и тот факт, что зарубежные артисты обращаются с вопросом об устройстве на работу. Много желающих из стран СНГ, приезжают россияне, украинцы, граждане стран Балтии. Готовы выступать в белорусской труппе японцы, корейцы, итальянцы. Однако позиция руководителя твердая: на работу нужно брать своих. Лишь несколько граждан других стран работают в труппе белорусского театра. Свои танцовщики выросли на местном репертуаре, они выпускники классической школы, и важно правильно использовать их сильные стороны, задействовать козыри и скрыть недостатки при распределении ролей. "Белорусский балет всегда выступает за границей с огромным успехом. Не было такого случая, чтобы импресарио, организующие там наши выступления, предъявляли претензии к уровню наших артистов. Профессионализм белорусов очень высок, и у нас нет потребности приглашать кого-то из другого театра, как делают зачастую. На гастролях зрители приходят смотреть именно на белорусских артистов, на наших звезд. Белорусский балет гордится своими звездами", - подчеркнул художественный руководитель балета.

Планы близкие и далекие

Увесистый том "Шекспир" на столе художественного руководителя балетной труппы белорусского театра - источник идеи новой постановки. Однако о далеких планах Юрий Троян распространяться не любит, поэтому ограничился рассказом о близких проектах. В мае нынешнего года планируется новая редакция "Бахчисарайского фонтана", работать над которой будет худрук балета. Давно ведутся непростые переговоры о постановке Борисом Эйфманом балета "Анна Каренина" в конце года. В планах также постановка белорусского композитора Евгения Глебова "Маленький принц", его поставит Александра Тихомирова. Солисты театра Юлия Дятко и Константин Кузнецов готовят одноактный балет "Кто я?" к юбилею Сергея Кортеса, который отмечается в феврале.

Юрий Троян убежден, что многие белорусские артисты могут ставить свои работы на сцене театра. Приглашать режиссеров-постановщиков из других стран можно, но не нужно. В белорусском театре трудятся интересные мастера, работы которых принесут успех. Своими подопечными Юрий Троян гордится, но и спрашивает с них. "В театре, как в семье: без договоренностей, уступок, понимания никуда не продвинешься", - считает он.

Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.

Все комментарии