Реформа, но не радикальная
Вадим Гигин
Модернизация политической системы: причины и ожидания
Недавнее интервью Президента Беларуси представителям китайских средств массовой информации наделало много шума. Повышенный интерес вызвали не столько новые двусторонние проекты, сколько озвученное главой государства намерение провести модернизацию политической системы.
Удивила реакция на эту инициативу некоторых журналистов и политологов. "Сенсация! Лукашенко дает ответ на "арабскую весну" и Болотную площадь!" - неслось едва ли не из утюга. Что же, экспертное сообщество уже не в первый раз разочаровывает подобным поверхностным анализом.
На самом деле, никакого алармизма в сказанном нет. Александр Лукашенко уже не единожды говорил о возможности определенных изменений в существующей политической системе. Более года назад, выступая с заключительным словом на IV Всебелорусском народном собрании, Президент подчеркнул, что "наша модель развития государства предполагает не застывшее состояние, а постоянное совершенствование". В своем поздравлении по поводу нового 2011 года глава государства подчеркнул необходимость бороться за умы и сердца не только большинства, но и меньшинства граждан, искать пути преодоления раскола в обществе, что очевидно также предполагает и некоторую модернизацию политической системы. Недвусмысленно звучала тема возможных преобразований и в апрельском послании Президента белорусскому народу и парламенту. Особое внимание тогда было обращено на возможный в будущем переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной, когда к выборам депутатов по одномандатным округам добавится еще и голосование по партийным спискам. На совещании педагогического актива накануне старта нового учебного года белорусский лидер высказался за проведение широкого круглого стола, даже с участием представителей России и Европейского союза. Ясно, что результатом такого форума могла бы стать и определенная реформа действующей политической модели. О необходимости совершенствовать политическую систему страны Президент сказал и на съезде БРСМ в декабре прошлого года.
Поэтому ни о какой чрезвычайщине, а тем более обостренной реакции на события за рубежом, не может быть и речи. По большому счету, модернизация политической системы уже сейчас была бы не заявленной задачей, а реальностью, если бы не авантюристические действия отдельных оппозиционных политиков 19 декабря 2010 года. Их провокация, устроенная вечером после президентских выборов, а также последовавшая неадекватная реакция Запада на эти события привели к некоторому торможению политических процессов в Беларуси.
В настоящее время мы наблюдаем постепенное созревание у высшего руководства Беларуси плана политических преобразований в государстве. Что может включать в себя такой план? Ответ на этот вопрос вполне реально сформулировать, исходя из анализа тех сигналов, которые посылают белорусские власти, а также из их реальных действий.
Прежде всего, с большой степенью вероятности можно говорить о повышении роли политических партий. Чего скрывать - в Беларуси де-факто существует апартийная политическая система. То есть при формальной многопартийности влияние партий на общественно-политические процессы настолько мизерно, что им практически можно пренебречь. Ведь в представительных органах власти менее 1,5% депутатов являются членами той или иной партии. Очевидно, что ситуацию нужно менять. И процесс таких перемен уже начался. В 2010 году, накануне выборов в местные Советы и Президента Республики Беларусь, в отечественное законодательство были внесены изменения, которые означают существенную модификацию избирательного процесса. Отныне стало проще и зарегистрировать инициативную группу по выдвижению кандидата, и собрать подписи избирателей. Оживился агитационно-пропагандистский этап избирательной кампании благодаря тому, что пикеты по сбору подписей не подпадают под закон о массовых мероприятиях и их можно проводить в любых не запрещенных местах. Белорусские граждане уже сумели убедиться в действенности такой формы во время президентских выборов. Коснулись изменения и финансирования избирательной кампании. Кандидаты в депутаты смогут создавать собственные фонды, которые можно будет формировать как из бюджетных средств, выделяемых зарегистрированным кандидатам, так и за счет собственных или спонсорских денег.
Государство сделало серьезный шаг навстречу политическим партиям. Готовы ли они проявить достаточную активность и занять подобающее место в белорусском обществе? Ответ на этот вопрос дадут предстоящие выборы в парламент.
Кстати, назрела необходимость и активизации деятельности самих депутатов. Если Национальное собрание как законодательный орган обладает вполне достаточными властными полномочиями и успешно их реализует, то степень вовлеченности отдельных депутатов в общественно-политические процессы оставляет желать лучшего.
Уже не раз говорилось, в том числе и Президентом, о насущной потребности повысить роль и ответственность местных органов власти. Особенно актуален вопрос взаимодействия и разделения полномочий между исполнительными комитетами и Советами на местах. Не секрет, что некоторые руководители местных распорядительных органов власти смотрят на Советы как на своеобразный придаток по принятию бюджета. Да и сами депутаты Советов не всегда проявляют должную активность, отсюда и оценка избирателей - традиционно на выборах народных представителей в эти органы власти наблюдается самая низкая явка.
Вероятно, возможны и другие преобразования, связанные в том числе с повышением роли гражданского общества. Необходимость таких шагов убедительно доказали итоги широкомасштабного мониторинга по работе с обращениями граждан, проводимого в нашей стране.
Вне зависимости от объема заявленной модернизации очевидна ее цель - преодоление политического раскола в обществе, создание условий для общенациональной консолидации и придание нового импульса развитию государства. Ведь одной из отличительных черт белорусской политической модели является острая конфронтация между действующей властью и ее политическими оппонентами. Фактически оппозиция пребывает в собственной политической реальности. У нее своя символика, идеология, присутствует и внутренняя политическая борьба за влияние в своем кругу. Можно говорить о том, что в Республике Беларусь наблюдаются элементы двух противостоящих политических культур: гражданского большинства (доминирующая) и политической оппозиции (андеграундная). Каждая из них обладает своими идеологическими убеждениями и установками, стереотипами и нормами политического поведения. Что любопытно, подобные нормы и стереотипы уже воспроизводятся и новыми поколениями политиков, представляющих каждую из этих политических культур. Мириться с подобной ситуацией в дальнейшем недопустимо.
Безусловно, ожидаемая модернизация не означает никакой революции. Белорусская политическая система за прошедшие годы доказала свою устойчивость и эффективность. Сформированная на принципах подлинного народовластия, она явилась одним из ключевых факторов успешного развития страны и выдержала серьезные испытания и вызовы, в том числе атаки извне. Проведение нескольких избирательных кампаний различного уровня и референдумов, обеспечение устойчивой и слаженной работы всех ветвей власти, сохранение политической стабильности в условиях нескольких волн "цветных революций" - все это в позитивном зачете отечественной политической модели. Однако очевидно, что дальнейшее успешное развитие возможно только при условии, если политическое руководство страны сумеет обеспечить определенную модификацию системы на марше. Ведь стабильность может быть долговременной только в обществе, которое способно к периодическому обновлению.