Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Проекты "мегасайенс" и премия молодым ученым: Союзное государство укрепляет сотрудничество в образовании

Комментарии 19.05.2022 | 16:58
Андрей Иванец

Министерство образования и Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси, Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения России провели совместное заседание коллегий, на котором обсудили актуальные для национальных систем образования и науки вопросы. Встреча прошла в Санкт-Петербурге в Национальном исследовательском центре "Курчатовский институт". В повестку дня были включены вопросы от научного сотрудничества, взаимодействия в образовании на всех уровнях до вопросов исторической памяти и молодежной политики. О формировании единого научно-технологического и образовательного пространства Союзного государства, а также о ходе реализации молодежной политики СГ корреспонденту БЕЛТА рассказал министр образования Андрей Иванец.

"В условиях сложившейся в настоящее время ситуации вокруг России и Беларуси и усиления санкционного давления на наши страны основой для преодоления возникших вызовов должно стать эффективное использование имеющихся механизмов Союзного государства. Время требует от нас скоординированной работы. Функционирование любого государства в эпоху стремительного научно-технического и инновационного развития напрямую зависит от уровня его научного потенциала и вовлечения науки в решение социально-экономических задач. В условиях санкционной экономики роль науки и образования возрастает многократно. Нам необходимо выйти на новый уровень в вопросах научно-технической кооперации, особенно по вопросам импортозамещения. Результатом эффективного взаимодействия в данной сфере является повышение конкурентоспособности наших стран на мировой арене", - подчеркнул Андрей Иванец.

На коллегии белорусской стороной были представлены две концепции научно-технических программ, соответствующих приоритетам прикладной науки России и Беларуси.

Кроме того, в целях уменьшения негативного влияния, появившегося в результате ограничения взаимодействия Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) с Беларусью и Россией, было решено усилить сотрудничество между учеными профильных научных организаций обеих стран в рамках проектов "мегасайенс" Объединенного института ядерных исследований и НИЦ "Курчатовский институт". В настоящее время белорусские ученые совместно с российскими коллегами участвуют в формировании и деятельности уникальных крупных исследовательских комплексов мирового уровня "мегасайенс", реализуемых в России. В целях развития новых возможностей белорусско-российского сотрудничества на прорывных исследовательских направлениях белорусские учреждения образования готовы принять участие в реализации таких проектов "мегасайенс", как Высокопоточный исследовательский реактор ПИК, Большой адронный коллайдер (LHC) в ЦЕРН и Комплекс NICA.

На совместном заседании отмечалось, что не менее важным направлением работы является подготовка кадров для экономики и омоложение научного и профессорско-преподавательского состава. "Одним из драйверов привлечения молодежи в сферу науки Союзного государства может стать учреждение соответствующей премии. Как известно, недавно были вручены первые союзные премии ученым в области науки и техники. Мы предложили учредить аналогичную премию для молодых ученых", - сказал министр образования Беларуси.

Собравшимися предложение было поддержано. Проект положения "Об учреждении премии Союзного государства для молодых ученых" планируется разработать уже в этом году. Важность появления такой премии обусловлена необходимостью поддержки молодежи, занимающейся научными исследованиями, популяризации результатов их деятельности. Она должна присуждается молодым белорусским и российским ученым и специалистам за выдающиеся результаты совместных научных исследований, открытия и научные достижения, обогатившие мировую науку, а также за совместную разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики, социальной сферы и укрепление обороноспособности Союзного государства.

Неоднократно лидеры двух стран подчеркивали важность недопущения попыток пересмотра итогов Второй мировой войны. В настоящее время в Беларуси проводится работа по совершенствованию научно-методической документации, разработке новых учебных дисциплин, обновлению содержания существующих учебных дисциплин исторического образования с целью усиления идеологического воспитания в интересах общества и государства. Так, например, подготовлены отдельные компоненты учебно-методического комплекса "Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)". Электронные версии учебных изданий будут размещены на национальном образовательном портале, их смогут скачивать все субъекты образовательного пространства Союзного государства. "Аналогичная работа ведется и российскими коллегами. В связи с этим мы предложили проработать вопросы создания при финансовой поддержке Постоянного комитета Союзного государства образовательного видеоконтента, посвященного совместным страницам истории Беларуси и России, а также обязательного включения истории, социально-гуманитарных наук в целом в перечень приоритетных направлений исследований в рамках белорусско-российских конкурсов совместных научных исследований", - проинформировал Андрей Иванец.

Обсуждались на встрече и постоянно повышающиеся требования к качеству образования и профессионализму учителя. "Сегодня как никогда важно поддержать профессиональное становление молодого педагога. В Беларуси с 2015 года во всех регионах реализуется профильное обучение педагогической направленности в старших классах школы. В России, насколько нам известно, уже открыты 1,3 тыс. педагогических классов. Реализация этого проекта продемонстрировала устойчивые положительные результаты в привлечении выпускников педклассов на педспециальности вузов. Интерес к педпрофилизации в школе проявляют университеты и других стран СНГ. В целях развития направления педагогической профилизации мы предложили создать ассоциацию педагогических классов Беларуси и России. Она может стать международной коммуникационной и инновационной площадкой по обмену опытом в этой сфере и выработке согласованной политики в вопросах подготовки будущих педагогических кадров", - отметил министр.

Стремительный прогресс требует от системы образования подготовки не только грамотных специалистов, владеющих фактическими знаниями, а граждан, готовых быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и принимать эффективные решения. В связи с этим развитие системы функциональной грамотности рассматривается как необходимое условие повышения качества образовательных результатов учащихся. "Принимая во внимание принятые Международной программой по оценке качества обучения PISA решения, мы предложили разработать совместный диагностический инструментарий для проведения национальных исследований функциональной грамотности учащихся, который можно было бы реализовать уже в 2023 году", - проинформировал руководитель образовательного ведомства.

Что касается вузов, то Министерство образования Беларуси важным приоритетом в работе видит усиление роли университетов в развитии регионов. "Создаются условия для перехода к модели "Университет 4.0", подразумевающей, что учреждение высшего образования наряду с образовательными, научными и коммерческими задачами формирует и новые отрасли, перспективные технологические рынки, лидирующие административно-территориальные пространства. В Беларуси идет процесс формирования отраслевых кластеров (нефтехимического, машиностроительного и других), научными ядрами которых выступают наши университеты. Перспективным является развитие сетевого взаимодействия. Есть пример достаточно успешно действующего Сетевого университета СНГ. В рамках Ассоциации вузов России и Беларуси этому вопросу следует уделить особое внимание. Развитие такого сетевого взаимодействия будет способствовать повышению рейтинговых оценок наших университетов", - подчеркнул министр.

Отмечалось, что в связи с распространением санкционной политики запада и на гуманитарную сферу произошла попытка изоляции сфер образования Беларуси и России от участия в международных проектах, рейтингах, исследованиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Андрей Иванец уверен: это можно восполнить за счет проведения совместных мероприятий. "Прорабатываются вопросы организации совместных с российскими коллегами конкурсов, спортивных мероприятий. Часть мероприятий, в том числе в рамках взаимодействия в сфере поддержки молодых ученых, сохранения исторической памяти, повышения квалификации молодежи, уже включена в совместный план Министерства образования Беларуси и Министерства науки и высшего образования России, подписанный на совместном заседании наших коллегий", - констатировал он.

Также в программу Союзного государства были включены мероприятия по организации и проведению открытого конкурса профессионального мастерства среди учащихся, студентов и молодых рабочих.

Кроме того, результатом коллегии стало подписание образовательными ведомствами Беларуси и России Совместного плана мероприятий по реализации государственной молодежной политики на 2022-2023 годы. Ожидается, что он придаст новые векторы развитию двухсторонних отношений. План состоит из четырех разделов. Среди вопросов сферы его регулирования - совершенствование основ правовой, организационной, ресурсной, информационной и иной поддержки молодежи для участия в межгосударственных молодежных программах и форумах, воспитание молодежи в духе гуманистических ценностей, дружбы и добрососедства, взаимного уважения к культуре, истории и традициям двух народов, а также профподготовка и повышение квалификации молодежи, помощь в трудоустройстве и карьерном росте, создание благоприятных условий для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, выявление и поддержка талантливых молодых людей в различных сферах общественной, культурной, творческой, образовательной и научной деятельности.

"Во время встречи состоялся заинтересованный и предметный разговор. Принятые по его итогам решения откроют новые перспективы для укрепления отношений дружбы и сотрудничества между нашими государствами в сфере образования", - заключил министр образования Беларуси.-0-

Все комментарии