Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Предприятия Минпрома в 2011 году увеличат долю инновационной продукции до 26-27%

Комментарии 28.01.2011 | 09:37

НАУКА ПРОИЗВОДИТЬ

В 2011 году перед предприятиями Министерства промышленности Беларуси стоит задача довести уровень инновационной продукции до 26-27% в общем объеме отгруженной. А к 2015 году доля такой продукции должна достигнуть 34%. Это очень высокая планка, которую поставили перед собой производители промышленной продукции. Тем более, что речь идет не о произведенной продукции, а об отгруженной. О том, как будет решаться эта задача, что необходимо для ее выполнения, рассказал корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерий Фишман.

Ранее белорусские предприятия работали над выполнением прогнозного показателя по повышению удельного веса новой продукции в общем объеме промышленного производства. Сегодня он уже утратил свою актуальность. Теперь ставка делается на инновационную продукцию.

Дело в том, что новой является продукция, изготовленная предприятием впервые, она отличается улучшенными свойствами или характеристиками. Но она может производиться на давно действующем оборудовании, которое уже нельзя назвать высокоэффективным. При этом такая продукция может быть ликвидной, востребованной на рынке, но со временем она становится затратной, теряет свою конкурентоспособность и, что называется, выходит из моды, устаревает, отметил Валерий Фишман.

Инновационная продукция представляет собой как продуктовые инновации, так и технологические. В то время как новая - только продуктовые. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет предприятиям выпускать не только новую продукцию, но и инновационную. Потому что уменьшается ее материалоемкость, энергоемкость, а значит, снижается ее себестоимость, цена, повышается качество и, соответственно, конкурентоспособность. "А если есть конкурентоспособность, значит, будет прибыль, налоги, будет развитие, деньги на инновации, инвестиции," - резюмировал собеседник.

Для выполнения поставленной задачи в Министерстве промышленности разработаны более 120 инновационных проектов. Среди них около десяти проектов первого уровня. Это будут новые заводы и производства. Проекты второго уровня реализуются на действующих предприятиях, где необходима модернизация существующих производств, чтобы получить там инновационный продукт. Третий уровень - проекты по внедрению новых технологий на определенных участках производств. Реализация этих проектов позволит машиностроителям с каждым годом постоянно повышать уровень отгруженной инновационной продукции, подчеркнул представитель Минпрома.

Есть еще один важный фактор, который позволяет делать оптимистичные прогнозы по выполнению таких планов. На ускорение производства инновационной продукции нацелена фирменная или отраслевая наука Минпрома. Она развивается по 12 базовым направлениям. Это металлургия, тракторостроение, автомобилестроение, сельхозмашиностроение, карьерная техника, двигателестроение, станкоинструментальное производство. Развивается также электротехника, оптико-механическое производство, электроника и телекоммуникации. В отдельные направления выделены автокомпоненты, а также производство бытовой техники.

Сегодня отраслевая наука объединяет разработчиков, исследователей, испытателей, специалистов по технологическим переделам, всех тех, кто создает новую технику и обеспечивает инновационное развитие отраслей. Это основа, которую нужно постоянно совершенствовать, подчеркнул Валерий Фишман. Поэтому на ведущих промышленных предприятиях, которые определяют развитие отраслей, где уже есть мощная инженерная инфраструктура, созданы научно-технические центры. Они имеют конструкторские бюро, исследовательские лаборатории, испытательные базы, цеха, технологические отделы, собственное опытное производство. Все это и составляет основу отраслевой науки

В настоящее время действует 13 таких центров. Для реализации новой инновационной госпрограммы на пятилетие планируется увеличить их количество, а направления работы центров будут более конкретизированы. В этой связи в электротехнике планируется создать центры по развитию лифтостроения, кабельной продукции, электродвигателей. В настоящее время пока действует только один научно-технический центр электротехнической продукции - на ГПО "Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова".

Для усиления этой работы в металлургии обсуждаются предложения по созданию совместных лабораторий, научных центров с Национальной академией наук, с Институтом технологии металлов в Могилеве.

Необходим также научно-технический центр по производству автокомпонентов. Эту продукцию производят ОАО "БАТЭ", ОАО "Автогидроусилитель", ОАО "Белкард", заводы автоагрегатов в Барановичах и Осиповичах. "Сейчас стоит вопрос, чтобы такой мозговой центр у них был, чтобы он координировал эту работу", - подчеркнул Валерий Фишман. В этом состоит одна из ближайших задач в развитии фирменной науки, отметил он. То есть действующие центры будут продолжать работать дальше, а новые, которые нужны сегодня, будут создаваться.

Также планируется создать и отдельный научно-технический центр электронных автокомпонентов. Многие предприятия в Беларуси, в том числе и частные, сегодня выпускают эту продукцию: щитки приборные, счетчики, бортовые компьютеры, датчики, провода, тахометры, расходомеры топлива и другие приборы. Машиностроительные заводы покупают электронные компоненты как у отечественных производителей, так и за рубежом.

"Мы не ставим задачу довести удельный вес отечественной электроники в автомобилестроении до определенного уровня, - отметил замначальника главного управления Минпрома. - Если потребитель самосвала просит импортные комплектующие, он их получает". Но здесь вопрос в том, сможет ли производитель убедить потребителя в преимуществе отечественных комплектующих. "Чем больше таких компонентов попадает на рынок, тем больше рынок с ними знаком, тем больше вероятности, что он их воспримет. Надо приучать потребителя к нашей технике. А если мы не будем ставить на автомобили нашу электронику, даже самую качественную, то никогда не узнаем, какую ей дают оценку", - сказал Валерий Фишман. Над развитием автоэлектроники надо еще очень много работать, но это необходимо делать, иначе такой продукции еще долго будут предпочитать импортные аналоги, подчеркнул он.

Новое направление развития в Беларуси получает и бытовая техника. Этому производству сейчас уделяется очень большое внимание в Минпроме. Здесь выделены два направления производства - белая (холодильники, морозильники, стиральные машины) и черная (телевизоры) техника. "Там есть куда развиваться, и фирменная наука поможет это осуществить", - сказал собеседник.

Генераторами продвижения идей по созданию инновационной продукции сегодня являются научно-технические центры на РУП "Минский тракторный завод", ОАО "БелАЗ", ПО "Гомсельмаш", ОАО "Минский моторный завод". Они работают уже давно и на деле показали свою эффективность и результативность. Более того, ГСКБ "Гомсельмаш" имеет высокий статус юридического лица. Решения научно-технического центра в определенной степени влияют на политику предприятия.

С участием научно-технического центра на МТЗ, под руководством генерального конструктора Ивана Усса и главного конструктора Владимира Коробкина, разработан и создан гусеничный трактор. Уже начался его серийный выпуск на Мозырском машиностроительном заводе, стоит задача нарастить мощности. В настоящее время изготавливается модификация гусеничного трактора для мелиорации. Затем будут производиться промышленная и сельскохозяйственная модификации. В тракторе предусмотрены гусеницы разной ширины. В 2010 году выпущено 25 единиц этой инновационной техники.

"Теперь нам надо с этой машиной ворваться на рынок гусеничной техники, который уже давно разделен, - заметил Валерий Фишман. - И уверенность в таком результате есть, потому что трактор получился высокотехнологичный, в нем применены самые последние достижения науки и техники".

Благодаря РКУП "Главное специализированное конструкторское бюро "Гомсельмаш", которым руководит Андрей Дюжев, в Беларуси создана отечественная зерноуборочная техника. "Сейчас мы закрывает всю линейку комбайнов, необходимых в стране, и уже вышли на внешний рынок, создаем совместные предприятия по сборке белорусских комбайнов", - отметил представитель Минпрома.

В то же время, подчеркнул Валерий Фишман, есть большая проблема по производству инновационной продукции на других предприятиях, производящих сельскохозяйственную технику и агрегаты, навесное оборудование. Таких заводов у нас много - ОАО "Бобруйскагромаш", ОАО "Лидсельмаш", ОАО "Лидагропроммаш" и другие, входящие в ГПО "Белагромаш". Там пока научно-техническое направление не окрепло, считает собеседник. Поэтому сейчас решается вопрос о возможном создании отраслевого научно-практического центра по механизации сельского хозяйства. Но пока этот вопрос дискуссионный, уточнил Валерий Фишман.

При этом он отметил, что сейчас много разработок осуществляется вместе с Научно-практическим центром по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук. Там разрабатывают машины для растениеводства и животноводства. Есть технологические процессы в сельском хозяйстве, выполнение которых осуществляется отечественной и импортной техникой. Ученые, производители, потребители совместно определяют, закрыта линейка техники по какому-либо техпроцессу или нет, и принимают решение, что необходимо разработать и изготовить самим, например, для производства картофеля, свеклы, льна, зерновых. И сегодня потребители сельхозтехники и агрегатов также ждут от производителей высокотехнологичного продукта.

На реализацию новой государственной научно-технической программы "Машиностроение" в 2011 году Минпрому выделено Br25,4 млрд. "Эта программа у нас всегда окупается, - подчеркнул собеседник. - Достаточно, чтобы выпуск продукции в пять раз превысил вложенные бюджетные средства". А теперь машиностроители будут не просто наращивать валовые объемы, а производить инновационную продукцию, востребованную на рынке.

Все комментарии