Каждый родитель волнуется перед тем, как отдать своего ребенка в детский сад. Слезы, истерики, отказ от еды - чего только не наслушаешься в песочнице. Как помочь малышу адаптироваться к новому этапу в его жизни, на что обратить внимание в первую очередь, корреспонденту БЕЛТА помог разобраться заведующий приемным отделением 3-й детской клинической больницы Минска врач-педиатр Дмитрий Чеснов.
Мнения, когда лучше отдавать ребенка в детский сад, расходятся. Одни родители считают, что малышу будет легче освоиться в коллективе в два года, другие решаются на этот ответственный шаг, когда их чадо отпраздновало третий день рождения. Дмитрий Чеснов оптимальным временем считает возраст три года. При этом пол ребенка принципиального значения не имеет. И мальчики, и девочки к трем годам физиологически уже подготовлены к расширению своего кругозора и общению с ровесниками в новом большом коллективе.
Воспитание до трех лет закладывает бесценный фундамент, от которого зависит успешность малыша. "То, как родители воспитывали ребенка в течение трех лет, как обучали его на дому, что научили делать, как говорить, вести себя с другими детьми в песочнице и во дворе, - это база, а детский сад - надстройка", - уверен педиатр. Именно к трем годам иммунная система становится более зрелой.
Чтобы ребенок безболезненно адаптировался к детскому саду, его нужно подготовить. Первое, о чем следует позаботиться, - режим дня. Родители могут поинтересоваться, каков распорядок в учреждении, и постараться придерживаться его в домашних условиях. Завтрак, прогулки на свежем воздухе, сон желательно организовать в определенное время. Делать это нужно без принуждения.
Особое внимание стоит уделить сну малыша. Трехлетний ребенок должен отдыхать уже не два раза в день, а один, но полтора-два часа. Для адаптации к новым условиям можно ему позволить в выходные вечером поиграть на час дольше, а утром встать на час позже. Если ребенок в этом возрасте перестает спать днем, нужно постараться добавить эти два часа к ночному сну (его длительность - 9-10 часов), чтобы суммарно выходило 12 часов. Подъем в 7.00.
Определенное время нужно уделить развивающим играм. Можно вместе порисовать, поиграть с кубиками, почитать книжку. Во время непринужденной игры Дмитрий Чеснов рекомендует разговаривать с малышом о форме и цвете предмета. "Замечательно, если к детскому саду он может различать и называть цвета, возможно, даже знает некоторые цифры и буквы. Обучать следует через игру. Чрезмерное принуждение способно отрицательно отразиться на психике", - предупреждает педиатр. Что касается мультфильмов, их просмотр не должен превышать 20 минут в день.
К детсадовскому стоит приблизить и домашний режим питания. Перед поступлением ребенка в садик стоит приучить его к тем блюдам, которые чаще всего готовят в дошкольном учреждении. Запеканку он съест с удовольствием, если ранее это блюдо готовила мама или бабушка. Важен родительский пример. "Желательно, чтобы дома вся семья кушала одно и то же. Не будет пользы, если папа ест жареную картошку с колбасой, а ребенку предлагают овсяную кашу", - считает Дмитрий Чеснов. Родители на личном примере должны показывать, как правильно сидеть за столом, пользоваться ложкой, тарелкой, кружкой, салфеткой.
Питание в детских садах адаптировано под конкретный возраст. Калораж, соотношение белков, жиров и углеводов рассчитывают профессионалы. Вместе с тем из-за активного обмена веществ некоторые дети через несколько часов после еды в саду вновь могут захотеть есть. В этом случае нужно подкармливать ребенка, рекомендует Дмитрий Чеснов. Поужинал малыш в детском саду в 18.00, а в 20.00 его можно покормить дома еще раз. Лучше предложить творожок, кефир или какой-нибудь другой кисломолочный продукт, а углеводы (рисовую кашу, картошку или макароны) лучше оставить на обед.
Рацион трехлетнего ребенка предполагает относительно большее количество белка, потому что в этом возрасте активно формируются костная и мышечная ткани. Животный белок, как и жиры, абсолютно незаменимы для детского питания, поэтому ребенок ежедневно должен получать мясо-молочные продукты. Можно угостить даже кусочком сала.
Что касается углеводов, их количество должно превышать содержание белка или жира в четыре раза. "Кроме клетчатки это солидный энергетический материал. Крупы, макароны, хлебобулочные изделия, рис обязательно должны присутствовать в диете ребенка. Ягоды, фрукты и соки - дополнение к обязательному рациону", - отмечает педиатр. Разные вкусности - конфеты, шоколадки, печенье, зефир - должны восприниматься ребенком как поощрение, определенная награда за приобретение новых навыков, но не как основной продукт. Если нет аллергии, можно дать натуральный шоколад (не всю плитку, а несколько кусочков).
Родителям стоит помнить, что чрезмерное потребление сахара может привести к лишнему весу. Вместе с тем нельзя отказываться от глюкозы. Это вещество представляет собой ценность как энергетический материал. Собственных запасов у ребенка немного, и они быстро расходуются на детской площадке. Если активному, шустрому малышу на каком-то этапе не хватает глюкозы, он становится вялым, у него начинает болеть или кружиться голова. Поэтому мамам, у которых растут живчики, педиатр рекомендует носить с собой негазированный сладкий напиток (компот, подслащенный чай) или банан.
Отдельная тема - употребление молока и молочных продуктов. По словам Дмитрия Чеснова, цельное молоко не самый подходящий продукт питания для детей, поскольку имеет высокую степень аллергенности. Если ребенка с годовалого возраста не приучали пить свежее коровье молоко, его пищеварительная система может дать сбой. Значительно полезнее будут кисломолочные продукты, они, как правило, низкоаллергенные или вообще неаллергенные. Цельное молоко можно заменить на молочную смесь для детей старше года. Если нет аллергии на молоко, в качестве добавки его можно использовать во время приготовления блинчиков, каш или других блюд.
Чтобы исключить обострение аллергического дерматита у ребенка, родителям нужно заранее взять соответствующую справку и предоставить в сад, чтобы ему готовили гипоаллергенную еду.
Если питание ребенка сбалансированное, ни в каких специальных витаминах, пищевых добавках, обогащенных йодом, селеном и др., он не нуждается. Все необходимое малыш получает с обычными продуктами питания. При этом Дмитрий Чеснов призывает родителей кормить детей не экзотическими продуктами, а родными, выращенными в Беларуси. Если ребенка переключить на принципиально иную диету (японскую, скандинавскую), могут быть проблемы с пищеварением и обменом веществ.
Что касается рыбьего жира, давать его без определенных медицинских показаний не рекомендуется. Если в рационе малыша раз в неделю есть рыба, дополнительно в этой добавке он не нуждается. Признаки рахита в практике педиатра в последний раз встречались пару десятков лет назад. Сухость кожи может быть связана с аллергией, а ломкость или выпадение волос - с банальным дерматитом или кожным заболеванием, но вовсе не дефицитом продуктов питания.
Индивидуальный подход и строгое следование показаниям важны и при назначении витамина D. "Если ребенок получал материнское молоко, в его рационе присутствует оптимальное количество продуктов, уверяю, что дополнительно в этом лекарстве он не нуждается. При искусственном вскармливании необходимое количество этого витамина находилось в смесях. Поэтому дополнительно вводить витамин D как добавку считаю бессмысленным", - говорит педиатр.
Что касается БАДов, к медицине они никакого отношения не имеют. Некоторые из них и вовсе небезопасны. Их употребление может спровоцировать не только аллергию, но и расстройство кишечника и даже некоторые заболевания. "В своей практике мне приходилось сталкиваться со случаями осложнений после приема БАДов. Правда, это было у взрослых. Детям, как правило, БАДы не дают", - добавляет медик.
К трем годам ребенок должен быть готов к тому, что круг его общения расширится. Перед тем как отправиться в садик, на прогулках желательно познакомить малыша с другими детьми примерно того же возраста. Родители могут подсказывать и наблюдать, как дети общаются, но ни в коем случае им не мешать - пусть сами решают, строить им фигуры из песка или рассматривать жучков. Давления не должно быть. Важно контролировать свой голос, поскольку ребенок очень хорошо улавливает тон сказанного.
"Если неподготовленного ребенка бросить в незнакомый коллектив, его реакция может оказаться непредсказуемой. Он может получить стресс, стать чрезмерно агрессивным, непослушным, начать истерить, а может, наоборот, замкнуться, замолчать", - обращает внимание Дмитрий Чеснов. Идеально, если в садике есть ребенок, которого малыш знал ранее. Вместе они быстрее вольются в незнакомый коллектив.
В детсадовский период ребенка нужно вводить постепенно. В первое время в саду он может находиться пару часов с родителем. Затем то же время, но уже без мамы или папы. Когда ребенок начнет привыкать (как правило, спустя неделю - десять дней), его можно оставлять на обед и дневной сон.
К саду ребенок должен четко знать правила гигиены: пришел с улицы или вышел из туалета - помыть руки. Обучить этому должны родители. Мыть руки нужно теплой водой с мылом. А влажные салфетки использовать только в качестве экстренной помощи, которая может потребоваться, например, если малыш упал во время прогулки.
Каждая семья имеет свой микроклимат, и дети, тесно общаясь, непрерывно обмениваются микрофлорой. В первый год пребывания в детском саду ребенок может болеть банальной вирусной инфекцией очень часто, и это нормальная ситуация, поскольку идет наработка приобретенного иммунитета, отметил Дмитрий Чеснов. Не стоит бить тревогу, если болезнь не заканчивается осложнениями со стороны органов дыхания или ушей. "Детки, которые не посещают садик, не бывают в коллективе, и не болеют. Зато первый год в школе может пройти без них, поскольку в этом возрасте будет формироваться специфический иммунный ответ", - замечает медик.
Поступление в детский сад - первый ответственный шаг в жизни ребенка. Чем лучше малыш подготовлен, тем быстрее он адаптируется к новым условиям, а значит, будет увереннее чувствовать себя среди сверстников.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
БЕЛТА.-0-