Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Около 30 подростков в Витебской области обратились с начала года за помощью специалистов по фактам буллинга

Комментарии 29.08.2012 | 15:58

В школьные годы каждому из нас довелось поучаствовать в стычке с одноклассниками. Многие скажут, что такие случаи были не единожды и заканчивались порой полноценной дракой. Лишь единицы признаются, что были объектом постоянных нападок. Тему буллинга (от англ. bully - хулиган, грубиян, насильник; обозначает школьную травлю - жестокое физическое или психическое отношение со стороны одного или группы учащихся) в преддверии нового учебного года корреспондент БЕЛТА обсудила с главным внештатным детско-подростковым психиатром управления здравоохранения Витебского облисполкома, заведующей детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Еленой Даниловой.

Впервые этот термин ввел английский журналист Эндрю Адамс в начале 90-х годов XX века. Тогда же появилось и понятие "буллинг в школе". Во многих странах для обозначения подобного явления чаще употребляется слово "моббинг" (групповое явление, агрессия одной команды против другой или против одного лица). Сам по себе факт разграничения определений подчеркивает масштабность данного явления, за которым стоит целый комплекс социальных, психологических и педагогических проблем.

Да, чаще о фактах буллинга мы узнаем из российских интернет-ресурсов и новостных блоков телеканалов, где они выплескиваются как "ужасы отдельного случая" в силу жестокости таких поступков. Однако, к сожалению, это явление актуально и для учреждений образования Беларуси. Например, за семь месяцев по фактам буллинга на телефон горячей линии за анонимной помощью специалистов в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии обратились около 30 несовершеннолетних. В основном они нуждались в консультациях по поводу разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и учителями. На самом же деле таких детей гораздо больше. Мировое сообщество уже признало: дети, которые становятся объектами насмешек и издевательств со стороны других учеников, есть практически в каждой школе, независимо от уровня страны, учреждения образования, численности коллектива. До 10% детей регулярно (раз в неделю или чаще) и 55% эпизодически подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Важно учитывать, что школьная травля носит очень скрытый характер. Мотивы умалчивания таких фактов со стороны подростков-агрессоров понятны: во-первых, за счет своих жертв они самоутверждаются в собственных глазах и мнении коллектива, во-вторых, осознают определенную ответственность за свои действия. Родители детей, ставших жертвами данного явления, не желают распространяться об этом в силу стыда перед обществом, боязнью обратиться за помощью к специалистам. Ребенок, столкнувшись с проблемой преследования, становится очень уязвимым: выраженные муки и страдания негативно влияют на его самооценку, постоянная стрессовая ситуация наносит ощутимый моральный вред. Наряду с этим часто присутствует страх рассказать о сложившейся ситуации родителям или педагогам. Как правило, унижению подвергаются тихие, неуверенные в себе дети, которые реакцию на происходящее направляют на себя. У таких детей часто встречаются суицидальные попытки. Более того, эти явления напрямую взаимосвязаны.

Особенно подвержены проявлениям буллинга первоклассники, так как они попадают в новые условия, где явно ощущается атмосфера конкуренции, необходимо проявить себя в учебе и коллективе, чтобы занять место под солнцем. И, конечно, это подростки, которые уже не дети, но еще и не взрослые. У них идет активная гормональная перестройка, физическое взросление наряду с самоопределением личности, поиском себя. Некоторые в этот момент идут по пути самоутверждения за счет других, выбирая для этого потенциально слабого соперника. Также есть доля риска для новичков, которые приходят в незнакомый коллектив.

К сожалению, случаи школьной травли порой становятся новостью как для педагогов, так и для родителей. Дело в том, что тихий, спокойный ученик в классе всегда больше незаметен, чем хулиган, требующий своим поведением повышенного внимания педагогов. Отсюда и неосведомленность последних. С другой стороны, учителя, администрация учреждений образования стараются умалчивать такие факты, чтобы не выносить сор из избы. В результате буллинг приобретает еще более скрытые черты. 
 
Среди признаков, указывающих, что ребенок подвергается травле, во-первых, устойчивое нежелание посещать школу. Зачастую это может быть связано с разногласиями среди одноклассников: ребенок не нравится, не воспринимается как равный другими сверстниками. Выяснить это можно косвенными вопросами в разговоре, так как обычно дети стесняются признаваться в своих проблемах, не хотят об этом говорить прямо. Во-вторых, уже с утра ребенок встает с плохим настроением: он знает, что ему придется идти в школу, где предстоит новый "раунд" с одноклассниками. Также если ребенок возвращается из школы с плохим настроением, очень долго не хочет разговаривать и не открывается: замыкается в себе и не желает отвечать на вопросы. Следует обратить внимание на неоднократное, частое появление синяков, царапин, порванной, потрепанной или грязной одежды. Это признаки физического насилия. Конечно, дети - подвижные существа, и царапины у них не редкость, но характерность и неоднократность травм, полученных в драке, можно определить. Тревожным сигналом для родителей должны стать частые просьбы денег, особенно если это приобретает системный характер: неоднократно и немотивированно. Данный признак говорит о том, что ребенок стал объектом вымогательства. Также о проблемах свидетельствует плохой сон и аппетит. Таким образом, получился целый букет депрессивных признаков, свидетельствующих о наличии серьезной проблемы и необходимости ее решения.

С другой стороны, следует отличать проявления буллинга от адаптационного периода. Если ребенок не ходил в коллектив некоторое время (из-за каникул, болезни), отвык от системы, то для адаптации ему необходимо несколько дней, обычно 2-3, чтобы вновь включиться в работу. У кого-то этот период будет немного больше, у кого-то меньше, это нормально для всех детей. Нужно спокойно к этому относиться, тогда и адаптационный период пройдет у ребенка легче. Если же родители будут делать тревожные глаза, ахать-охать над своим чадом "Как ты там?", то и он будет реагировать соответственно, ведь дома всегда проще, чем в коллективе, где необходимо нести ответственность, есть определенные обязательства. Не забывайте, что дети - искусные манипуляторы, мгновенно считывающие информацию с родителей и всегда старающиеся упростить себе жизнь. Не следует бояться адаптационного периода - это нормальное явление.

Так что же могут сделать родители, если они все-таки столкнулись с проблемой буллинга? Универсальных советов и способов нет. Главное, всегда внимательно следить за своим ребенком, уделять достаточное количество времени на общение с ним, интересоваться его проблемами, следить за изменениями и перепадами настроения, знать друзей и знакомых, поддерживать отношения с классным руководителем. Если на этом уровне при явных признаках буллинга не получается выяснить, что случилось, то следует идти к классному руководителю и психологу, не получилось - обращаться к специалистам за пределами школы. Еще раз подчеркну, что иногда хватает разговора с родителями: ребенок выговорился, родитель пришел в школу, педагоги обратили внимание на этого ребенка, грамотно корректирующими методами повлияли на ситуацию, и этого хватило.

Если родителям не удается самим разговорить ребенка, опускать руки и бездействовать нельзя. Обязательно нужно обращаться за помощью. На первоочередном этапе следует переговорить со школьным психологом и классным руководителем, который лучше всех владеет информацией о психологической обстановке в подопечном коллективе и может знать о проблемах определенного ученика. В некоторых ситуациях лучше воспользоваться помощью внешкольного психолога, так как ребенок может сохранять замкнутость, боясь распространения информации о своих проблемах внутри педагогического коллектива и среди учеников. В любом случае, встречи с психологом не следует бояться, так как помощь в данной ситуации ребенку необходима, а грамотный специалист прямо или опосредованно всегда сможет определить наличие проблемы и поможет ее решить.
 
Конечно, не всякий подросток, попав в такую ситуацию, пойдет на контакт с родителями или доверится психологу. В таком случае можно попробовать ненавязчиво сообщить об анонимных круглосуточных телефонах доверия: рассказать, как кто-то из знакомых воспользовался помощью именно таким образом, положить номера на видное место. Даже если ребенок не возьмет этот листок, он запомнит и, возможно, в кризисной ситуации все-таки позвонит. Бесплатный круглосуточный телефон для детей и подростков  8-801-100-16-11. Еще один республиканский телефон доверия 8-017-246-03-03. Круглосуточный телефон доверия в Витебске 8-0212-54-90-24 (по будням с 8.00 до 17.00 можно также позвонить по номеру 8-0212-43-23-18). Телефон в Полоцке 8-0214-43-22-20.

 Иногда проблему может решить перевод ребенка в другое учебное заведение. Если контакт с детьми не налаживается и проблема не в самом ребенке, а в одноклассниках, то изменение коллектива может переломить ситуацию. Если же проблема лежит глубже, связана с внутренним миром ребенка, его взаимоотношениями с родителями, окружающими людьми, то смена коллектива не поможет. У нас есть такие примеры, когда принимались решения о переводе в другие школы, но на новом месте учебы ситуация повторялась. Это говорит о том, что истоки проблемы следует искать внутри семьи. Сколько бы вы не сменили классов, школ, если не изменять ничего в себе, не решать внутренние вопросы - проблема останется, так как не идет работа над ее корнями, а наблюдается только попытка изменить внешнюю среду.

Причины возникновения в школьном коллективе буллинга могут быть разные. Спровоцировать может и гиперопека в семье, когда ребенок приходит в коллектив совершенно не самостоятельным: не может сам представлять и отстаивать свои интересы, требует такой же, как и дома, гиперопеки со стороны педагогов и сверстников. А коллектив - это маленькая ячейка, в которую еще надо влиться. Часто истоки этого следует искать еще в дошкольном периоде: ребенок редко посещал детский сад, больше находясь дома, а потом, не получив основных коммуникативных навыков, без опыта общения со сверстниками, пошел в школу. Другой вопрос, если ребенок часто болеет в школе, и  отпечаток на общение с одноклассниками накладывает вынужденная изоляция от коллектива. Здесь очень важна роль классного руководителя, который может организовать поочередное посещение сверстниками этого ребенка, чтобы восполнить его недостаток в общении и сохранить контакты в классе. В любом случае, воспитывая в среде школьников понимание проблем ближнего, сопереживание, на личном примере педагоги могут избежать формирования предпосылок для появления буллинга.

 

Все комментарии